Эффект Розенталя: почему чужие ожидания управляют вашей жизнью?
9 октября, 18:20
Вам случалось слышать про "эффект Пигмалиона"? Он же – "эффект Розенталя" по имени открывшего его психолога, чьи опыты еще в 1965 году выявили важнейшую закономерность, которой преспокойно пренебрегает большая часть человечества, в особенности же начальники и родители, то есть люди, чье творческое и вдумчивое изучение наследие опыта Розенталя могло бы, без преувеличения, существенно изменить наш мир.
Один из опытов выглядел изначально как мистическая загадка, отчего его результаты могли показаться наглой выдумкой. Но выдумкой они не были, что доказало его многократное повторение. И то, что представлялось мистикой, имело совершенно реалистичное объяснение.
Испытуемыми были крысы, при этом "втемную" в эксперименте участвовали студенты.
"Втемную" - потому что никто не посветил их в суть происходящего, иначе эксперимент не мог бы состояться.
Студентам просто выдали две коробки. На одной была сделана надпись, свидетельствующая о том, что в ней находятся умные крысы, а на другой подобная, но утверждавшая, что тут крысы – глупые. При этом в действительности крысы друг от друга ровными счетом ничем не отличались, о чем студенты, естественно, не знали.
Что произошло после? "Умные" крысы показали себя и вправду гораздо умнее и способнее "глупых". Чем объясняется такой эффект? Может быть, надпись и правда влияла на крыс магическим образом? Или они умели читать?
Нет, читать они не умели, зато умели читать студенты. И потому они вели себя с "умными" крысами гораздо бережнее, деликатнее и даже уважительнее, чем с глупыми. Именно эта разница в отношении и поведении обусловила разительные отличия в том, как проявили себя крысы – одни и другие.
Впоследствии этот же эксперимент, но в более экологичном виде Розенталь повторил на детях. Здесь не производилось разделение на "умных" и "глупых", просто была случайным образом собрана группа школьников, которых объявили "особо одаренными", разумеется, не открывая тайны этого "мошенничества" перед их учителями. И результат превзошел все ожидания: в течение года уровень IQ детей возрос колоссально. Причиной такого стремительного развития явилось все то же – отношение учителей к детям: внимательное, деликатное, вежливое, основанное на ожидании от них выдающихся успехов, которые за тем и последовали.
Кем-то из исследователей проводились и совсем другие эксперименты, когда обычных детей, напротив, называли "неуспевающими" и "отстающими" и это точно так же, "только наоборот", сказывалось на них. Понятно, что этичными такие опыты не назовешь, но факт остается фактом. А главное, мы можем видеть массу "бытовых" примеров, подтверждающих, что это "работает". В отличие от "эффекта Пигмалиона", это принято называть "эффектом Голема".
В русском языке для него есть свое выражение, грубое, но очень точное: "Называй человека свиньей, он и захрюкает".
Какие выводы нужно сделать из рассказа об этих двух эффектах родителям или начальникам всех уровней, думаю, объяснять не надо.
Вопрос в другом: как быть тому, кто не является ни родителем, ни начальником, и кого в детстве никто "умным" и "особо выдающимся" не считал, что и отразилось на всей его жизни впоследствии? Ответ есть: работать над своим отношением к себе. И научиться видеть в себе и ум, и способности, и даже – уникальные, сугубо личные дары. И соответственно ждать от себя проявления всего вышеперечисленного в повседневной жизни.
Если заняться этим всерьез и как следует, результат будет. И очень хороший. Точно.
Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".
Другие записи в блоге
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте


