Прямая речь: Ирина Халдеева о насилии над женщинами и детьми

974

7 мая 2010, 13:29

После случая в школе села Терса Вольского района общественники Саратовской области стали активнее обсуждать тему насилия в социальных институтах.

Неслучайно через несколько дней после данного инцидента министерство социального развития распространило обращение к жителям региона с призывом "сообщать о фактах жестокого обращения с детьми в службы экстренной психологической помощи соцзащитных учреждений".

Дать экспертную оценку ситуации вокруг проблемы насилия в семье и обществе в целом корреспондент "Взгляда-инфо" попросил директора Саратовского регионального общественного фонда (СРОФ) "Кризисный центр" Ирину Халдееву.

- Ирина Ивановна, расскажите, пожалуйста, вкратце, чем занимается Ваш фонд?

- Наш фонд существует с сентября 1996 года, то есть уже почти 14 лет мы работаем с пострадавшими от насилия в семье. У нас работает телефон доверия – 27-91-70. Мы осуществляем психологические и юридические консультации для пострадавших, а также проводим группы поддержки. Это то, что касается той части работы, которая проводится непосредственно с пострадавшими. Есть еще другая часть работы. Это то, что мы делаем для стратегического решения проблемы. Мы налаживаем межведомственное взаимодействие между организациями Саратова, которые в принципе в состоянии оказывать помощь – это милиция, здравоохранение, социальные службы, комиссии по делам несовершеннолетних и другие заинтересованные организации.

- Мы с Вами говорим о насилии над детьми в семье, но с этим явлением ребенок сталкивается и за ее пределами, в школе, например. В этой связи стоит вспомнить недавний случай в школе села Терса. Вы, наверное, следите за новостями и в курсе событий? По таким случаям к Вам обращаются?

- Вообще мы, как правило, оказываем помощь всем обращающимся, если их проблемы каким-то образом связаны с проблемой насилия. Другое дело, что школьники и дети, которые в учебных заведениях пострадали от насилия, в общем, нечасто обращаются за помощью. У нас, по крайней мере, не было обращений. Но проблема настолько распространена, что если говорить о насилии, то оно пронизывает всю нашу жизнь. Это объясняется во многом тем, что общество построено иерархично, и во многих общественных структурах применяются насильственные методы, поэтому трудно найти человека, который в своей жизни не сталкивался с насилием. И происходящее в школах насилие между сверстниками, насилие со стороны взрослых по отношению к детям - все это отдельные аспекты проблемы.

Общество пронизано насилием

- Вернемся немного назад… Вы говорили о том, что сегодня все общество в России пронизано насилием. С чем связано, что эта проблема теперь в такой степени актуализирована? Наблюдается всплеск насилия?

- Говорить о всплеске можно было бы в случае подтверждения этого исследованиями динамики насилия в обществе. Но таких исследований нет. Есть исследования по отдельным годам, но не в динамике. Таким образом, у нас есть только наши субъективные ощущения, потому что не существует официальной статистики. По некоторым данным, 18 процентов женщин в России живут в ситуации жестокого и регулярного насилия.

- Но Вы говорили: насилия становится больше, по крайней мере, по неким субъективным ощущениям.

- Нет, просто эта проблема вышла на уровень "социальной видимости", то есть раньше эта тема была абсолютно закрыта для обсуждения, и никакие государственные учреждения ее никак не идентифицировали. Раньше у милиции были такие рычаги, как 15 суток, вытрезвитель и прочие. Сейчас таких рычагов у них практически нет, а обращений меньше не становится. Отсутствие официальной статистики не позволяет сформировать какую-то целостную картину, на основании которой будут работать государственные учреждения.

Шерше ля фам

- Получается, нет ориентиров для эффективной работы?

- Да, фактически это так. Другое дело, если мы возьмем проблему насилия в отношении детей, то у государственных учреждений есть ориентиры. И наш регион - один из передовых: здесь есть система межведомственного взаимодействия; наша комиссия по делам несовершеннолетних при правительстве области координирует деятельность всех учреждений – и органов опеки, и милиции, и здравоохранения. Есть специальные инструкции, кто и что должен делать, куда и в каких ситуациях нужно обращаться, и это большое достижение. Но это только по отношению к детям. Если насилие совершено по отношению к женщине, никакой такой системы межведомственного взаимодействия не существует.

- А с чем связана такая избирательность политического руководства в решении проблемы насилия?

- Я думаю, что это в какой-то степени связано с объектом насилия. Ведь ставшие жертвами насилия дети вызывают жалость у посторонних наблюдателей, чего нет в отношении женщин. Нужно понимать, что нельзя сводить проблемную ситуацию к самой женщине, что она якобы сама вызвала агрессивное поведение.

Есть и правовая сторона вопроса. Если полученные телесные повреждения не являются тяжкими, то это дело относится к делам частного обвинения: только сам пострадавший может написать заявление с тем, чтобы было возбуждено дело. И мы как раз пытаемся работать в этом направлении, потому что во всем мире такие дела не являются делами частного обвинения, это дела государственного обвинения, и дело может быть возбуждено тем, кто является свидетелем насилия.

- А не направлена ли тогда Ваша работа на то, чтобы женщину убедить посадить того, кто осуществляет по отношению к ней насилие?

- Это был бы прекрасный сценарий развития такой ситуации. Но мы работаем, чтобы поддержать наших клиенток в любой ситуации, в их любом решении. Мы не принимаем за них решения - мы не навязываем их. Как правило, женщины не склонны возбуждать дела в отношении обидчиков, с которыми они связаны родственными отношениями. Я Вам могу сказать, что на 2 тысячи обращений (именно столько у нас бывает в год) процент уголовных дел ничтожно мал, хорошо, если бывает 10 уголовных дел. В основном женщины пытаются защитить свои имущественные права и права своих детей, и в таком случае они ограничиваются гражданским законодательством – разводом и разделом имущества. Те случаи, которые переходят в разряд уголовных, это ужасные случаи, это такие случаи, когда уже нет другого способа защититься.

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Вы можете прислать сообщения, фото и видео в наш телеграм-бот @Vz_feedbot

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 0 1 2 3 4 5

Главные новости