Транспортник просит проверить финансовую деятельность саратовского автовокзала

4025

11 ноября 2013, 15:43

Представители транспортной отрасли региона продолжают изучать деятельность ОАО "СарАвтовокзал".

Недоумение докладом директора автовокзала Максима Лазарева на заседании коллегии комитета выразил руководитель транспортного предприятия Никита Шерстобитов (ИП).

"У нас много направлений, которыми мы зарабатываем деньги. Это сдача в аренду квадратных метров частным предпринимателям. У нас есть основные и не основные доходы. Основные доходы – это продажа билетов. Не основные: предоставление в аренду площадей, предрейсовые осмотры, медицинские осмотры, камеры хранения и т.д. Около 60% составляют основные доходы", - рассказал тогда Лазарев.

По словам Шерстобитова, изучая сферу "основных доходов" саратовского автовокзала, можно выявить несколько "несостыковок" в картине, составленной господином Лазаревым перед министром транспорта региона Василием Разделкиным и зампредом Сергеем Канчером.

В первую очередь перевозчики обратили внимание на формирование стоимости билета.

"На сайте саратовского автовокзала пассажирам рассказывается о предоставлении "дополнительных услуг" - бронировании (а также предварительной продаже) билетов по телефону за 30 дней до отправления. Распространенное в наше время предложение может обернуться настоящим "сюрпризом", поскольку на сайте не указано, что за данную услугу взимается дополнительная плата.

Например, пассажир, желающий доехать до Маркса (проезд - 130 рублей), должен будет переплатить за "бронь" 30 рублей и забрать билет за час до отправления, рискуя в противном случае остаться в "отреставрированном здании автовокзала".

В свою очередь, предварительная покупка проездного документа обойдется клиенту дороже на 20 рублей. Данная сумма указывается как "комиссионный сбор", что, по мнению транспортников, является нонсенсом, т.к. фактически с пассажира берут плату за услугу, которую еще не предоставили", - рассказал Шерстобитов.

По его словам, базовая цена билета в Саратовской области рассчитывается согласно постановлению правительства: 1,8 руб. за километр, исходя из чего, средняя цена билета составляет около 150 рублей.

"Автовокзал, используя положение монополиста, работает во всех направлениях практически по предельному тарифу", - подчеркнул перевозчик.

При успешной покупке билета, по словам Шерстобитова, путешественник может обратить внимание на его содержание, где помимо ФИО, номера рейса и прочего содержится информация о стоимости и страховке. 

Как пояснил транспортник, до начала того года размер страхового взноса устанавливался на основании указа президента РФ № 750 от 7 июля 1992 года (об обязательном личном страховании пассажиров) в размере 1,5 рублей. Действие данного документа отменил глава государства Владимир Путин (указ № 36 от 19 января 2013 года).

"С 1 января текущего года вступил в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажиру (ОСГОП) – то есть эти затраты легли на плечи самих перевозчиков.

Таким образом, если ранее в билетах саратовского автовокзала было две графы: "обязательное" (1,5 рубля) и "добровольное" (около 4 рублей) страхование, то в настоящее время в билете сохранился только последний пункт. При этом стоимость "добровольного страхования", которое включается кассиром в билет пассажиру "на автомате" и без "лишних вопросов", составляет 7 рублей", - сообщил Шерстобитов.

Для наглядного примера в кассе автовокзала был приобретен билет на имя Антона Тимошина.

"При оформлении кассир не поинтересовалась, желаю ли я застраховать свою жизнь и здоровье, а самостоятельно "пробила" данную услугу в билете. Также с меня потребовали 20 рублей за предварительную продажу билета. Никакого паспорта или удостоверения у меня не спрашивали. У меня сложилось впечатление, что работников автовокзала интересует больше прибыль, чем безопасность пассажиров. И это несмотря на недавние события в Волгограде", - заметил Тимошин.  

В свою очередь транспортники подчеркнули, что услуга страхования фактически навязывается пассажиру, что вызывает вопрос о соблюдении антимонопольного законодательства.

"Кстати, в 2011 году комиссия управления ФАС области выявляла нарушение со стороны ОАО и партнера-страховщика п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Тогда компании было выдано предписание о прекращении нарушений.

Замечу также, что, согласно закону, большая часть средств от страхования пассажиров должна возвращаться в предприятие и расходоваться на обеспечение дополнительных мер безопасности и профилактику ЧП. Страховщики оставляют себе порядка 20% от общей суммы собранных средств.

То есть, если, например, ОАО "СарАвтовокзал" перевозит в день около 10 тысяч человек, то страховые сборы составляют порядка 70 тысяч рублей, что равняется 2 млн. 100 тыс. рублей в месяц. С учетом отчислений около 20% страховой компании ОАО остаются около 1,6 млн. рублей в месяц. Данные обстоятельства вызывают вопросы у представителей транспортной сферы и потенциальных партнеров автовокзала: на какие мероприятия тратятся эти деньги, и на каких условиях ведется работа со страховой компанией-партнером (в рыночной среде или нет)? Не стоит ли проверить данную схему правоохранительным органам?", - заметил в продолжении разговора Никита Шерстобитов.

Распределением средств от страхования пассажиров, по его словам, занимается руководство автовокзала, что вызывает недоумение у предприятий-перевозчиков, до которых эти деньги не доходят вообще.

"Почему их нельзя распределять между перевозчиками, которые направят их действительно на обеспечение безопасности? На установку той же системы ГЛОНАСС?", - задается вопросом транспортник. 

"На сайте ОАО "СарАвтовокзал" также можно найти информацию о других предоставляемых услугах.  Например, "агентской продаже билетов". "Это возможность приобретения билетов с любого автовокзала или автостанции при обращении в кассу другого автовокзала", - поясняют в компании. Даная услуга также является платной (20 рублей) несмотря на то, что действует исключительно внутри ОАО. Т.е. пассажир не сможет приобрести билет на автобус перевозчика, не сотрудничающего с автовокзалом.

Учитывая вышеизложенную информацию, можно констатировать, что при желании посетить какой-нибудь населенный пункт области с использованием услуг автовокзала билет может обойтись почти на полцены дороже. При этом нельзя сказать, что компания прилагает излишние усилия и несет большие риски. Фактически, по словам специалистов, автовокзал использует монополию на рынке. Такая политика ОАО, вероятно, влияет не только на получение доходов самими компаниями, но и отражается на доступности услуг населению, что вызывает сомнения в "положительной тенденции" работы предприятия", - резюмировал Шерстобитов.

От лица предприятий-перевозчиков он также отметил, что в ходе доклада на заседании коллегии Максим Лазарев рассказал о возобновлении рейсов по некоторым маршрутам и планах по увеличению подвижного состава.

"Но, согласно опубликованной на сайте ОАО информации, с начала текущего года произошло повышение тарифов на трех маршрутах (до Маркса, Озинок и Дергачей) и наблюдались многодневные перебои в работе и отмены почти девяти рейсов", - отметил Шерстобитов.

Позицию по данной части доклада руководители транспортных предприятий намерены изложить и обосновать позднее.

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.33 1 2 3 4 5

Главные новости