Адвокат Игорь Бушманов предложил создать должность специального прокурора

3102

23 июня 2017, 10:24

Сегодня в 12-м номере "Адвокатской газеты" вышла новая программная статья известного московского адвоката, управляющего партнера АБ "Авекс Юст" Игоря Бушманова. В ней идет речь о необходимости расширения полномочий прокуратуры и введения новой должности "специального прокурора".

Автор анализирует, какие изменения необходимо внести в законодательство, чтобы органы прокуратуры восстановили "былые права" и расширили свои полномочия.

"Ровно десять лет прошло с той поры, когда в 2007 г. Федеральным законом № 87-ФЗ были значительно сужены полномочия прокурора по надзору за предварительным следствием. Время показало недальновидность и ошибочность таких законодательных решений", - говорит Игорь Бушманов.

Он отмечает, что сложившаяся практика показала, что внутриведомственный контроль в органах предварительного расследования является малоэффективным и не отвечает реалиям современности и задачам уголовного судопроизводства.

"Судьи в своей практике самоустранились от реализации одной из основных своих функций – защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения прав и свобод на стадии предварительного следствия, допуская "излишнюю самостоятельность и вседозволенность" следователей", - считает автор.

По его мнению, если в первые послереформенные годы следственные органы беспрекословно исполняли устные или письменные указания прокуроров, то со временем надзор, державшийся исключительно "на авторитете", постепенно утратил свою значимость и эффективность.

"Такова плачевная ситуация сейчас. Но так не должно быть!" - заявляет господин Бушманов.

Он считает, что необходима четкая, своевременно и эффективно действующая система взаимодействия сдержек и противовесов между ведомствами. Прокурор должен стать и быть основным арбитром "на поле игроков" в досудебной стадии.

"Закон о прокуратуре безнадежно устарел, а действующий УПК РФ не открывает для прокуратуры эффективных надзорных возможностей. Прокурора необходимо наделить властными надзорными полномочиями за законностью процессуальной деятельности следователей на всех его стадиях – как по процессуальным, так и по материально-правовым основаниям уголовного преследования, с правом возбуждения уголовного дела и отмены незаконных решений следователей.

Также заслуживают внимания последние предложения бизнес-омбудсмена Бориса Титова по возвращению былых полномочий прокуратуры по даче санкций на арест и по их продлению, - пишет автор. - При этом, решения по "арестным" ходатайствам следователя, прокурор должен принимать, выслушав, в условиях состязательности, мнения других участников уголовного судопроизводства: подозреваемого (обвиняемого), его защитника и самого следователя (дознавателя)".

"Особо хотелось бы обратить внимание законодателя на назревшую необходимость введении нового института: "коллегии уполномоченных прокуроров" или т.н. "специального прокурора". Обсуждение важности и особенностей такого "трансформированного прокурора" велось несколько лет назад, однако потом плавно утихло.

"Специальному прокурору", избираемому из числа авторитетных представителей юридического сообщества (в т.ч. и адвокатов, имеющих предшествующий достаточный опыт следственно-прокурорской работы), возможно предоставление особых полномочий, обеспечивающих его полную служебную и юридическую независимость (с подчинением исключительно Президенту РФ), а также широкие права в проведении полномасштабных расследований по обстоятельствам, получившим особый резонанс в обществе, имеющих политическую окраску и в отношении ряда высших должностных лиц ( от Президента и Премьер-министра до Генпрокурора)", - говорится в публикации.

Кроме того, автор считает, что было бы разумным увеличить срок, в течение которого прокурору дается право на отмену постановления о возбуждении уголовного дела (ч.4 статьи 146 УПК РФ) как минимум до 72 часов. При этом обязательным для следователя должно быть предоставление прокурору всего объема имеющихся материалов для проверки законности и обоснованности принятого процессуального решения.

"Однако, в уголовном процессе, приоритетным должно быть, прежде всего, наделение прокуроров полномочиями в сфере надзора за предварительным следствием, которыми сейчас обладает руководитель следственного органа: давать обязательные для исполнения письменные указания: о направлении расследования, квалификации преступлений, производстве отдельных процессуальных действий, которые обязательны для исполнения следователем и его руководителем; отменять любые незаконные или необоснованные постановления следователя; разрешать отводы, заявленные следователю, отстранять его от дальнейшего производства расследования, если им допущено грубое нарушение требований УПК РФ; приостанавливать или прекращать производство по любому уголовному делу. Обязательно необходимо наделить полномочиями прокурора санкционировать продление срока предварительного следствия, начиная с 18-месячного срока расследования, с тем, чтобы напрочь пресекать чрезмерную волокиту.

Благодаря указанным действенным надзорным функциям, несомненно, будут возможны: борьба с затяжным и некачественным следствием, своевременное исправление допущенных следственных ошибок и их дальнейшее предотвращение", - говорится в статье.

Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" №12 за 2017 г.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3 1 2 3 4 5

Главные новости