Как пережить трехнедельный школьный карантин? Советы педагогов, психологов, врачей

10645

12 февраля, 07:58

Продленный до трех недель карантин не связан со страхом коронавируса. Об этом ИА "Взгляд-инфо" заявила заместитель руководителя областного Роспотребнадзора Надежда Матвеева.

"Меры профилактики у коронавируса и обычного ОРВИ сходные, поскольку это вирусы. Но коронавирусу мы успели поставить достаточно мощный заслон, а заболеваемость острыми респираторными инфекциями хотя и пошла на снижение после двух недель карантина, но в целом оставалась высокой. За период с 3 по 9 февраля 2020 года  зарегистрировано 23 079 случаев заболевания. Поэтому было принято решение продлить карантин еще на неделю", - объяснила она.

По словам госпожи Матвеевой, в трехнедельном карантине нет ничего "эксклюзивного". Это стандартный режим для Саратова, а в некоторые годы карантин вводился дважды за зиму. В этом году в подъеме заболеваемости отчасти сыграла роль слякотная зима.

В целом, по данным ежедневного мониторинга, в области отмечается снижение темпов прироста заболеваемости гриппом и ОРВИ. Если на минувшей неделе превышение по эпидпорогу составило 107%, то к началу текущей недели цифры заболеваемости опустились уже до 82%. Снижение идет и по совокупному населению, и в отдельных группах.

Старания эпидемиологов ограничить массовые контакты часто спотыкаются о стремление школьников проводить карантин в торговых центрах и кинотеатрах, а вовсе не за учебниками.

"Я бы, конечно, не рекомендовала в период подъема заболеваемости отпускать детей в торговые центры. Особенно не понимаю родителей, которые таскают туда маленьких детей, где они ползают по полу, по игрушкам, по всему. Какая необходимость таскать с собой в магазины детей? Можно и самому сходить!" - высказала свое мнение Надежда Матвеева. 

Если для детей карантин это в большей степени непредвиденные каникулы и возможность отдохнуть от школы, то учителя относятся к нему, как к вынужденной мере. Для них ежедневный график работы и в карантин никто не отменял.

Как рассказала нашему изданию учитель русского языка и литературы, замдиректора по учебно-воспитательной работе лицея "Солярис" Ольга Мирошниченко, для учителей карантин – это, прежде всего, возможность освоить новые формы дистанционного обучения. Сейчас такие формы внедряются повсеместно и позволяют учить детей и держать с ними связь даже при длительных перерывах.

Среди дистанционных платформ сегодня наиболее популярны "Дневник.ру", "Учи.ру" и "Яндекс-учебник". Они позволяют ребенку выполнять заданные уроки в режиме онлайн, а учителю - проверять их работы и выставлять оценки.

Не стоит абсолютизировать дистанционное обучение. Не все обучающиеся на дому способны к самоорганизации, а родители не всегда могут за этим уследить.

По словам педагога, выполнять задания на таких платформах детям очень нравится: работать в компьютере для них порой гораздо увлекательнее, чем в обычном учебнике или тетради. Выполнять задачи на логику, кликать мышкой – все это выглядит отчасти как игра.

С другой стороны, главный плюс таких платформ - то, что компьютер из средства развлечения превращается в сознании ребенка в средство обучения, и это заметно расширяет диапазон возможностей.

"Даже если у ребенка нет доступа к компьютеру, работы можно сфотографировать и отослать учителю – способов сегодня масса.

Вообще карантин – это, прежде всего, здоровье наших детей, и учитель, если он профессионал, готов на различные формы работы.

Кроме того, как раз в карантин может осуществляться тот самый дифференцированный подход к обучению, когда задания даются ученикам индивидуально в зависимости от их успеваемости, что в обычных школьных условиях сделать довольно трудно", - отмечает плюсы школьного таймаута учитель.

Среди старшеклассников набирают популярность видеоуроки, когда учитель кидает ссылку, а ученик может выходить в интернет и смотреть. Многие выходят общаться с учителем в скайп, как индивидуально, так и группой.

"Ученики сидят дома за компьютером, а учитель сидит в классе, и у него открыто несколько окошечек, чтобы общаться с детьми. Это как вебинар, который сегодня для обучения тоже вполне приемлем. Так что в карантин у нас все как обычно, просто другой подход", - сказала собеседница.

В то же время не стоит абсолютизировать дистанционное обучение. Не все обучающиеся на дому способны к самоорганизации, а родители не всегда могут за этим уследить. Кто из детей подходил к новым методикам ответственно, а кто "отдыхал у бабушки", будет видно по окончании карантина, когда придется многое корректировать, говорит Ольга Мирошниченко.

По ее словам, несмотря на то, что обучение ребенка вне школы – тенденция времени (например, все большую популярность набирают семейные формы образования, когда ребенок вообще не ходит в школу) живую связь ученика и учителя ничто не заменит.

Всеобщий стресс и ощущение упущенной выгоды преследует в карантин всех участников образовательного процесса, в том числе учителей, которые тоже переживают, хотя и не признаются в этом.

"В карантин учителя тоже учатся, проходят вебинары, а это отнимает порой не меньше энергии, чем когда ты сам учишь детей. Поэтому многие педагоги у нас уже  говорят – скорей бы дети вышли! Будем их учить!" - улыбается преподаватель лицея.

Несмотря на то, что учителя в один голос утверждают – карантин не влияет на успеваемость, психологи отмечают, что длительный перерыв ведет к снижению интеллектуальной активности у детей, с одной стороны, и росту тревоги у родителей – с другой.

Как рассказала нашему агентству главный внештатный специалист региональной социально-психологической службы системы образования Саратовской области Ольга Кирсанова, не сойти с ума от трехнедельного карантина сложно в первую очередь родителям, которые стараются удержать детей в тонусе, но справляются с этим далеко не всегда.

"Следить за успеваемостью детей, выполняющими задания дома, для работающих родителей становится намного сложнее, чем в обычное школьное время, и они опасаются, что выпустят ситуацию из-под контроля. Даже если родитель и дал какое-то задание, как ребенок будет дома себя вести и что делать, остается, как правило, большой загадкой. И родитель переживает, что все это может затянуться до последних дней карантина и в конце скопом и каторгой упадет на него и на детей.

Плюс сейчас есть интернет-зависимость, и родители очень боятся бесконтрольно оставлять ребенка дома. Куда он будет проникать, что скачивать, не зайдет ли в деструктивные группы, не закажет ли себе по интернету снюсы? Все эти синие киты, булинг - все это муссируется, нагнетается и сводит с ума. И когда до родителей при помощи рассылок доводится такая информация, они начинают паниковать и, чтобы эту тревогу заглушить, часто ведут себя совсем неправильно.

Дети от природы любопытны, и любая тревога родителей является для них фактически пропагандой. А в карантин тревога зашкаливает", - объясняет психологические опасности внеплановых каникул специалист.

Всеобщий стресс и ощущение упущенной выгоды преследует в карантин всех участников образовательного процесса, в том числе учителей, которые тоже переживают, хотя и не признаются в этом. Как нагонять программу и как это отразится на итоговой аттестации – об этом педагогам приходится думать уже сейчас. Карантин не освобождал их от необходимости транслировать "наверх" высокие результаты.

Особенно напряженно чувствуют себя учителя выпускных классов, а также родители и сами будущие выпускники.

Запрос на снятие тревоги и напряжения настолько велик, что психологи даже проводят на эту тему вебинары в соцсетях, в которых дают родителям советы, как пережить карантин и чем занять детей.

В целом, по данным ежедневного мониторинга, в области отмечается снижение темпов прироста заболеваемости гриппом и ОРВИ. Если на минувшей неделе превышение по эпидпорогу составило 107%, то к началу текущей недели цифры заболеваемости опустились уже до 82%

"Если неправильно организован домашний процесс обучения, если режим не создан, как в школе, или хотя бы приближен к школьному процессу, дети все равно расхалтуриваются. И когда выходят в школу, начинают заново адаптироваться. Ребенку будет очень сложно включаться, потому что сначала он надолго расслабляется, а потом перенапрягается, потому что сверхнагрузка идет сразу и на все стороны. Поэтому главная задача родителей в этот период – ежедневно доносить до ребенка, что карантин - это не каникулы, а учеба, только другого формата, что это форма вынужденная, чтобы оградить детей от болезни. Нужно составить график занятий и повесить на видное место, чтобы ребенок четко знал, что и когда ему нужно делать", - советует Ольга Кирсанова.

По словам председателя городского комитета по образованию Ларисы Ревуцкой, длительный карантин никак не отразится на учительских зарплатах и сроках весенних школьных каникул. И то, и другое будет в свое время и в полном объеме.

"Сроки каникул указаны в календарном учебном графике школы, утвержденном приказом директора с учетом рекомендаций министерства образования Саратовской области и комитета по образованию. Период карантина не является каникулярным временем, поэтому сроки каникул неизменны.

Оплата труда учителей производится в соответствии с табелем учета рабочего времени независимо от каникул и карантина. Учителями ведется методическая работа и обучение в дистанционном режиме.

Объявление карантина – это всегда дополнительные трудности в организации учебно-воспитательного процессе, так как нарушается выстроенная система образования. Требуется серьезная самостоятельная работа ученика, больше времени для консультаций в режиме онлайн и так далее

Сравнивая итоги второй и третьей четвертей прошлых учебных лет можно сделать вывод, что приостановка занятий не оказывает отрицательного влияния на качество знаний учеников. Педагоги вносят коррективы в календарно-тематические планы, и учебный материал осваивается в полном объеме", - подчеркнула Лариса Ревуцкая.

Напомним, что карантин по ОРВИ и гриппу введен в школах Саратова, Балашова, Пугачева, Ртищева и Петровска, а также во всех образовательных учреждениях Балаковского, Базарно-Карабулакского, Краснокутского, Красноармейского, Энгельсского, Духовницкого, Питерского и Новоузенского районов. По плану он продлится до 16 февраля включительно.

Материал подготовила Елена Балаян

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.47 1 2 3 4 5

Главные новости