Аварии на водопроводе. Возможно ли победить их полностью?

2885

13 апреля, 10:55

Жизнь саратовского водоканала в условиях хронического недофинансирования, почти полное отсутствие планово-предупредительного ремонта на протяжении 25 постсоветских лет, привели к тому, что к моменту заключения концессионного соглашения, касающегося систем холодного водоснабжения и водоотведения, износ большинства коммуникаций составлял более 80%. На многих трубах нет "живого места", на уничтоженные коррозией стенки водопроводов невозможно установить ремонтный хомут, который позволил бы в короткое время восстанавливать водоснабжение домов, страдающих от очередной аварии. Такие трубопроводы складываются под хомутами, как фольга. Вышедшие из строя затворы, установленные на водопроводных сетях раньше, порой, существовали просто, как элемент "декора", и не несли никакого функционального значения.

По своей структуре весь водопроводно-канализационный комплекс выглядит следующим образом: из 1597,6 км водопроводов 874,9 км – стальные, 601,2 км – чугунные, 120 км – полиэтилен, 1,3 км – асбоцемент; сети водоотведения состоят из 488,5 км чугунных труб, 155,9 км железобетона, 153,3 км керамики, 54,3 км полиэтилена, 38,6 км стали, 11,5 км асбоцемента и 6,9 кирпича. Это говорит о том, что полиэтилен в прежние годы практически не использовался, старые водопроводы своевременно не менялись на полимерные в необходимом объеме.

За период с 2018-2021 гг. проделан большой объем работ по замене коммуникаций. ООО "Концессии водоснабжения – Саратов" построены несколько десятков километров сетей по инвестиционной и производственной программам (только в 2020 году – порядка 30 км). Использованы современные полимерные трубы, отвечающие всем нормативным требованиям, неподвластные коррозии и имеющие большой гарантийный срок эксплуатации – не менее 50 лет, который закончится значительно позже завершения концессионного проекта. Однако даже такой объем перекладки, которого областной центр не видел уже много лет – это, по сути, "капля в море", с учетом общей протяженности коммуникаций города. Если вытянуть все это водопроводно-канализационное хозяйство в один большой трубопровод, то его вполне можно разместить между Саратовом и, к примеру, Римом.

Разумеется, в озвученной статистике идет речь только о сетях, переданных ООО "КВС" по концессионному соглашению. Помимо них в городе имеется огромный объем муниципальных, частных, ведомственных или бесхозных линий, ответственность за состояние которых несут совершенно другие организации и лица. При этом в Саратове сложилась общепринятая тенденция считать водоканал обязанным ликвидировать любую течь, когда предприятию приходится снимать бригады с плановых работ на собственных сетях. Это в корне неверно. Каждый должен чувствовать ответственность за собственный участок водокомплекса, и из этой личной - будет складываться коллективная ответственность, только в условиях которой возможно говорить о качественных изменениях в общей структуре систем водоснабжения и водоотведения.

Не секрет, что с каждым годом проложенные еще в советский период трубы не становятся лучше. Чтобы поддерживать общий уровень аварийности в прежних параметрах, необходимо ежегодно перекладывать порядка 52 км коммуникаций: 42 км сетей диаметром до 300 мм и 10 км – более 300 мм. Чтобы качественно улучшить состояние комплекса хотя бы за 10 лет, необходима замена более 80 км сетей ежегодно. ООО "Концессии водоснабжения - Саратов" готово к такому объему работ, но, к сожалению, столь масштабный капитальный ремонт не предусмотрен производственной программой компании, т.к. в полной мере не обеспечен доходами от текущей деятельности предприятия. Это связано с низкой платежной дисциплиной отдельных категорий граждан и юридических лиц, а также несоответствием уровня цен на услуги водоснабжения и водоотведения тем мерам, которые необходимо срочно принимать для спасения всего водокомплекса города.

Стоит отметить, что проведенная ранее – за время реализации концессионного проекта замена коммуникаций позволила прийти к тому, что больший объем работ, направленных на устранение повреждений, КВС сегодня выполняет без отключения воды. Так, например, за период с 5 по 12 апреля, предприятием ликвидированы 78 течей на городских коммуникациях (22 повреждения на водопроводах диаметром менее 100 мм, 44 шт. – d100-300 мм, 12 шт. – диаметром свыше 300 мм). Из них лишь в 12-ти случаях потребовалось ограничение холодного водоснабжения. Прочие отключения запрашивали собственники ведомственных, либо частных линий. Работы на городском водопроводе выполнялись специалистами КВС в нормативные сроки.

По характеру вскрышных работ статистика за минувшую неделю выглядит следующим образом:

- проезжая часть или тротуар – 11 шт.;

- дворовая проезжая часть – 4 шт.;

- грунтовая дорога – 4шт.;

- зеленая зона – 27 шт.;

- прочее - течи из колодцев или камер, ВК, ПГ и т.д.

Наиболее характерное для данного периода времени повреждение на водопроводах – перелом чугунной трубы, спровоцированный движением оттаивающего грунта. В данном случае единственным способом устранения течи является замена участка коммуникаций. Такие работы, к примеру, проводились в минувшие выходные на ул. Новоузенской, где произошел перелом чугунного трубопровода диаметром d300 мм.

Всего с начала месяца компания собственными силами заменила 317 м трубопроводов по 26 адресам. Работы велись по ул.3-я Степная, Ломоносова, Киселева, Железнодорожная, Волгоградская и многим другим.

По состоянию на 12 апреля в городе зафиксированы порядка 20 течей на частных и ведомственных линях. Некоторым собственникам предписания об устранении повреждений выданы еще в начале марта, но до сегодняшнего дня эти требования игнорируются, вода продолжает литься, затапливая улицы, принося убытки общегородской системе питьевого водоснабжения. Такие вытекания происходят по ул.Яблочкова, 24; Мичурина, 117; М.Елшанской, 18; Б.Горной, 182 и другим адресам.

До полного ухода от высоких показателей аварийности еще очень далеко. 78 течей за неделю, это определенно лучше 200 выявленных утечек в день в самом начале концессии, но и цифрой 78 хвалиться все же рано. Необходим значительный объем капитального ремонта, который, как уже был сказано ранее, в производственной программе 2021 года в полной мере не отображен. Необходимо перекладывать трубопроводы под теми объектами, где запланирована замена асфальта, ремонт дорожного полотна, чтобы коммунальщикам не приходилось пускать под ковш экскаватора проведенное благоустройство.

На совещании с Правительством РФ в марте этого года президент Владимир Путин подчеркнул, что аварии связаны с изношенностью сетей, а это – ответственность регионов и муниципалитетов. Глава государства поручил кабмину больше уделить внимания этому вопросу.

Пока же водопроводно-канализационное хозяйство не будет обеспечено необходимыми средствами на замену коммуникаций, коммунальщики будут вынуждены продолжать раскопки на месте очередной аварии. Работникам КВС этого не хотелось бы также, как и абсолютному большинству жителей Саратова.

Материал подготовила пресс-служба ООО "КВС"

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5

Главные новости