Рост цен на продовольствие. Статистика, выводы ученых, позиция Ковальского

5208

20 января, 12:46

Зампред правительства Саратовской области - министр сельского хозяйства Роман Ковальский не считает деятельность агрохолдингов и сетевиков причиной роста цен в регионе.

Об этом он заявил ИА "Взгляд-инфо", комментируя ситуацию с продовольственной инфляцией и вышедшую вчера публикацию "Новой газеты" (издание со ссылкой на исследование экономистов УрГЭУ винит в росте цен монополистов в лице крупных агрохолдингов).

В статье "Набили едальники" экономический обозреватель Дмитрий Прокофьев приводит причины подорожания продуктов питания.

"Происходящий в настоящее время рост розничных цен в России более чувствителен для отечественных потребителей, и в большей мере влияет на уровень благосостояния россиян, в сравнении с другими странами, делают вывод экономисты.

Но кто же устанавливает эти высокие цены? Тот, кто контролирует российский рынок продовольствия. Авторами исследования отмечается, что более 50% от общей выручки всех сельскохозяйственных организаций приходится на агрохолдинги. Доля агрохолдингов в производстве мяса птицы - 61,5%, свинины - 59,3%, сахарной свеклы - 59,4%.

Монополизм на агропродовольственном рынке России по продуктам питания, производимых агрохолдингами, приводит к значительному росту потребительских цен на такую продукцию, пишут ученые.

За последние 10 лет доля агрохолдингов в общей выручке сельхозпроизводителей выросла в 2 раза, в прибыли - в 3 раза. Агрохолдинги контролируют 41,3 млн га сельхозугодий. Это треть общей площади всех сельскохозяйственных угодий. Лидер в рейтинге крупнейших агрохолдингов - латифундистов России в 2020 г. был АПХ "Мираторг", крупнейший российский производитель мяса. На второй позиции - ГК "Продимекс", основной производитель российского сахара. Тройку лидеров Топ-10 замыкает АО "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева.

Агрохолдинги действуют в симбиозе с крупными ритейлерами. В общем объеме розничной продуктовой торговли по РФ доля оборота торговли пищевыми продуктами торговых сетей в 2020 г. составила 44%. В 2011 г. эта доля была 21,8%. То есть за 9 лет торговые сети увеличили долю объема реализации в 2 раза. Объем продаж десяти крупнейших сетевых продовольственных ритейлеров превышает 5 трлн руб. Это более трети от общего оборота розничной торговли продтоварами по России.

Что помогло российским агрохолдингам стать монополистами? Государственная помощь плюс продовольственное эмбарго", - говорится в публикации.

Ситуация с инфляцией в Саратовской области, в принципе, повторяет общефедеральную. В целом в 2021 году на территории региона цены выросли на 8,73%, а на продукты - на 12,38%. Непродовольственный сегмент вырос в цене на 7,2%, платные услуги - на 3,43%.

При этом на целый ряд продуктов первой необходимости, включая те, что входят в "борщевой набор", цены увеличились весьма значительно.

В разрезе годовых январских цен - в 2022 году и в 2021 году - значительнее всего (данные Саратовстата приводит ИА "СарБК") выросла капуста, которая год назад стоила в местной рознице в среднем 18,25 рубля за кг, а теперь - 52,88 рубля. Стоимость картофеля увеличилась с 27,26 рубля до 44,28 рубля за кг, моркови - 26,32 до 36,5 рубля.

За наваристый бульон к борщу тоже придется переплатить, так как говядина выросла в цене с 357,15 до 407,54 рубля за кг, свинина - с 250,51 до 283,1 рубля, баранина - с 388,98 до 463,02 рубля, куры - с 136,57 до 170,99 рубля.

Из "борщевой группы" мало изменилась лишь цена на лук - с 23,07 до 24,66 рубля.

Также заметно выросла цена на сливочное масло - с 557,63 до 653,87 рубля за кг, гречку - с 75,12 до 100,06 рубля, сахар - с 45,99 до 54,19 рубля, чай - с 769,59 до 861,44 рубля, хлеб и булочные изделия - с 43,85-48,03 до 51,06-69,88 рубля, рис - с 59,14 до 68,91 рубля, рыбу - с 158,11 до 171,53 рубля, подсолнечное масло - с 111,52 до 120,97 рубля, маргарин - с 110,53 до 137,07 рубля, сметану - с 217,38 до 235,38 рубля, творог - с 270,86 до 295,13 рубля, молоко - с 49,63 до 57,22 рубля, сыр - с 499,35 до 539,19 рубля, яйца - с 73,08 до 78,05 рубля, печенье - с 143,81 до 163,17 рубля, муку - с 37,71 до 44,07 рубля, вермишель - с 61,95 до 72,18 рубля.

Между тем, зампред облправительства Роман Ковальский не стал драматизировать ситуацию, отметив, что "по некоторым позициям имеет место даже сезонное снижение, например, по яйцу".

"По некоторым группам есть определенный рост в целом, но на начало января по доступности минимального набора продуктов питания Саратовская область является второй в ПФО. Есть какие-то продукты, которые дороже, чем в округе, есть какие-то дешевле", - отметил Ковальский.

Что касается капусты, то с ней отдельная история, продолжил зампред.

Ее дороговизна связана с неурожаем в прошлом году и сокращением посевных площадей, к которому привела экстремально низкая цена на нее в 2020 году (из-за перепроизводства), вследствие чего данный овощ производителям пришлось реализовывать даже ниже себестоимости, полагает собеседник "Взгляда".

По его словам, есть сезонный рост, но глобально, кроме капусты, цены значительно не выросли. Например, на ярмарках (организованы по инициативе регионального правительства) "есть картофель и по 20 рублей, и по 40 рублей, в зависимости от сорта и размера" и "капуста по 40 рублей, а максимум - 47 рублей". Сетевые магазины тоже заморозили наценку на ряд "социально значимых продуктов" (включая овощи "борщевого набора"), ограничившись 10% маржи.

Приведя в пример отпускные цены производителей, Ковальский отметил, что в рознице зачастую торгуют именно по этим ценам, а у годового роста стоимости овощей "есть свои причины".

"На 70% подорожали удобрения, электроэнергия и вода подорожали, семена. Все это отразилось и на себестоимости продукции", - констатировал собеседник, добавив, что власти внимательно мониторят ситуацию с ценами на продукты питания, "следят, чтобы не было перекосов", "чтобы никто не пытался прилепить две цены".

Относительно влияния монополий - в лице крупных агрохолдингов - на рост цен Ковальский заметил, что "для Саратовской области это не характерно", так как их присутствие у нас не столь значительно, чтобы оказывать существенное влияние на продуктовую инфляцию.

Местная розница, по словам чиновника, держится во многом на "доморощенных - региональных - производителях". Это касается даже сетевых магазинов, в которых хотя и присутствуют крупные агрохолдинги, погоды не делают, и саратовский аграрий прочно занимает там свою нишу.

Материал подготовил Константин Халин

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 2.53 1 2 3 4 5

Главные новости