Один день с "Хорошими людьми". Как и кто спасает бездомных в Саратове

2427

23 декабря 2025, 07:58

Фото: © ИА "Взгляд-инфо"/Данил Гусынин

"В Заводском районе Саратова, у гаражей, живет на трубах мужчина в инвалидной коляске. Замерзает. Нужна помощь". Так выглядят заявки, которые ежедневно поступают в фонд социальной поддержки "Хорошие люди". Организация действует в Саратове уже не первый год, координируя и соединяя тех, кому нужна помощь и тех, кто готов, может и хочет помочь.

Корреспондент ИА "Взгляд-инфо" провел один день с социальным координатором фонда Еленой Михайловой, после чего поделился своими впечатлениями:

"В Заводской район мы отправились по обращению неравнодушного человека.

Сразу найти нашего подопечного не получается, спрашиваем у женщины с собачкой: "Здесь проживает бездомный Андрей, не знаете такого?" Женщина машет рукой: "Там, у теплотрассы, его лежанка". Идем. Нашли лежанку между заброшенных гаражей - сбитый картон, грязный матрас, пустые бутылки и консервные банки. Человека нет.

Пожилая женщина у мусорных баков дает наводку: "Он у "Магнита" перед входом, в коляске".

Андрей действительно там. Сидит, скрючившись в инвалидной коляске, спит прямо у входа в магазин, мимо которого снуют люди с пакетами.

Мы разбудили мужчину с трудом. Запах перегара, спутанная речь. Елена знает этого бездомного не первый день:

" По поводу него ко мне уже обращались весной. Сказали, что он замерзает. Я выехала. Мужчина тогда согласился поехать в больницу".

Дальше подопечный прошел стандартный маршрут помощи: больница, подготовка документов, направление в центр социальной адаптации "Бомж".

"Там он прожил около месяца. Потом сам ушел", – говорит Елена.

Летом последовал новый звонок. Андрея привезли к фонду на коляске. Переодели, накормили. Определили в тубдиспансер… Но неделю назад Андрей снова сам оттуда ушел из-за конфликта с персоналом. Теперь он снова на улице.

"Наша задача - не заставить, а предложить руку помощи, даже если он ее отталкивает", - говорит Елена.

Сначала у нас получается уговорить его на повторную госпитализацию. Вызываем "скорую". Через некоторое время мужчина начинает отказываться. Глаза мутные, полные бесконечной усталости. Чтобы он не укатил, даем сигарету. Руки его не слушаются, поэтому помогаем закурить.

Пока ждем, подходит другой мужчина. Одет прилично, но признаки алкоголизма, взгляд и агрессия - все выдает человека из их мира. "Уходите, - сипит он. - Не трогайте его. А то сами тут ляжете".

Но мы стоим. Говорим, что мы соцработники. Он остается, как тень, периодически кидая угрозы в наш адрес, дабы скрасить тягучее ожидание. Его внезапное появление и нежелание расставаться со своим "другом" наводит на мысль, что наш подопечный вынужден делиться теми копейками, которые умудряется собрать с проходящих покупателей.

"Скорая" приезжает где-то через час. Врачи раздражены: "Три бригады на район! Опять эти…" Пытаются добиться четкого ответа Андрея, согласен ли он поехать в больницу или нет. В конце концов, не без помощи "товарища" твердо отказывается. Просят паспорт, чтобы внести его данные - не показывает. Елена шепчет: "Боится, что отнимут". Врачи заполняют отказ и уезжают. Мы остаемся с Андреем и его "охранником".

В какой-то момент Андрей, глядя мне в глаза, говорит: "Бросьте вы меня. Один раз человек помирает".

Мы уезжаем. Не спасши. Оставив его в этом пограничном состоянии между жизнью и смертью, которое он сам для себя избрал как единственно возможное. История Андрея не закончилась в ту пятницу. Она продолжается. Елена и ее коллеги, получив новый звонок, снова поедут к нему, чтобы предложить руку помощи, хотя бы в виде продуктов и теплой одежды.

Позже Елена Михайлова рассказала о том, как начинала с простой добровольной помощи - поездок в дома престарелых, вязания вещей для стариков. А теперь ее работа — быть "последним шансом" для тех, на ком общество уже поставило крест.

"Ситуации бывают разные - рассказывает Елена. - Иногда достаточно короткой помощи: продуктов, теплой одежды, помощи с документами. Человек встает на ноги, начинает работать, и все налаживается. А иногда это глобальные, сложные истории. Когда помощь нужна постоянно".

Она коротко рассказала об основных причинах, таких трагических судеб:

"Мошенников очень много. Лишают жилья. Особенно пенсионеров. Иногда бывает так, что вроде бы все было: жилье, работа. А потом начинаются проблемы со здоровьем. Не может работать - и все летит в пропасть. В некоторых случаях это связано с пагубными привычками - алкоголь, наркотики. В целом ситуация в городе не улучшается, а только ухудшается.

"Государственные меры есть - продолжает Елена. - Центры помощи, интернаты, соцзащита, которая тоже выезжает, но этого недостаточно".

Ее слова лишены какого-либо обвинения. Это констатация факта. Мест в интернатах не хватает. Механизмы восстановления документов, жилья - невероятно забюрократизированы. А главное - нельзя помочь тому, кто не хочет. И как хотеть, когда ты годами живешь в состоянии выживания, когда доверие к миру утрачено навсегда?

Есть люди, которые прямо сейчас находятся на улице, а есть те, кто может там оказаться, если им не помочь. Например, Константин, который год назад потерял зрение. Из-за чего лишился работы.

"Мы помогли ему оформить инвалидность. Вторую группу, бессрочную. Он сам все сделал, ему нужно было только сопровождение", – рассказывает Елена. – Его пенсия - 12 тысяч. Из них 8 он отдает за комнату в коммуналке. На жизнь - 4. Но была надежда - операция. Его отправили на консультацию в федеральном центре, получили предварительное согласие врачей. А неделю назад ему отказали. Сказали: зрение не вернуть. Операция бессмысленна".

Вместе с соцработником Еленой мы нашли ему более дешевую комнату, которую он пока может себе позволить, иначе уже 20 декабря он мог бы оказаться на улице. Константин не похож на маргинала – он воспитанный, интеллигентный пожилой человек.

Часто подопечные Елены – это самый настоящий ходячий ребус. Информацию о себе они дают весьма противоречивую, часто их словам трудно доверять. Подопечный Владимир рассказывает о себе, что сперва он попал в так называемый "работный дом" - место, где дают шанс заработать на проживание. Там он оказался непригоден – не смог работать из-за проблем со здоровьем.

После этого "Хорошие люди" помогли ему устроиться в центр "Бомж", где он в данный момент и находится. Владимир получает пенсию по возрасту, но добиться информации о родственниках у него сложно.

"Не факт, что, то, что он говорит - соответствует действительности", — констатирует Елена.

В частности, в разговоре Владимир утверждает, что 8 лет был рабом в Абхазии, а после этого обрел дар целителя - якобы может прикосновением забирать боль у других людей.

Ясно одно – этот человек нуждается в помощи. И хорошо, что есть люди, которые готовы о нем позаботиться без дополнительной бюрократии".

После дня, проведенного с подопечными фонда "Хорошие люди", наш корреспондент подводит итог своим наблюдениям:

"Быть может, главный вопрос, который оставляют после себя эти истории, адресован не только государству, но и нам. Прохожим. Тем, кто видит бабушку у мусорки или человека в грязной одежде на лавке. Вопрос простой: а когда в последний раз вы смотрели в глаза тому, кого предпочитаете не замечать? Возможно, первый шаг к спасению - не в том, чтобы сразу решить все его проблемы. А в том, чтобы просто увидеть. Признать его существование. Потому что "один раз человек помирает". Но пока кто-то его видит - он еще живой".

Материал подготовил Данил Гусынин

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Вы можете прислать сообщения, фото и видео в наш телеграм-бот @Vz_feedbot

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.11 1 2 3 4 5

Главные новости