Приехали

Приказ федерального Минтранса разорит саратовских перевозчиков?

Ситуацию изучал Александр СОКОЛОВ

3915

29 апреля 2013, 10:00

В начале апреля депутаты Саратовской областной думы вышли с законодательной инициативой к нижней палате Федерального Собрания. Местные народные избранники просили отсрочить на год введение изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Поводом для обращения стало тотальное несоответствие саратовского грузового и пассажирского транспорта современным требованиям, предъявляемым Министерством транспорта РФ. Областные перевозчики в большинстве своем так и не оборудовали автопарк так называемыми тахографами, вследствие чего их можно не только штрафовать, но и запрещать работать. Проблемы с установкой аппаратов есть не только в нашей области,  но и в ряде других регионов. Вопросом занялись федеральные СМИ, свое расследование  провела и "Новая Газета". Журналист "Взгляда-онлайн" разбирался в этой непростой ситуации с учетом реалий Саратовской области.

 

"Приостановить эксплуатацию"

С 1 апреля 2013 года вступил в силу приказ  № 36 Министерства транспорта РФ, который ужесточил требования к эксплуатации транспорта – пассажирского (более 8 мест) и грузового (грузоподъемностью более 3,5 тонны). Все автомобили перечисленных категорий должны быть в обязательном порядке оснащены так называемыми тахографами. Это устройство сродни упрощенной версии авиационного "черного ящика".

Тахограф – это специальное техническое устройство, которое разработано с целью регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств,  а также  о  режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Оно позволяет регистрировать информацию о скорости, маршруте и других характеристиках, а также передает данные в компетентные органы, в том числе ФСБ. И в соответствии с нормами законов и последним приказом Минтранса РФ, с 1 апреля 2013 года весь грузовой, а также пассажирский транспорт (вместимостью более восьми пассажиров) должен был быть оснащен этим прибором.

Сами аппараты могут быть двух видов – аналоговые и цифровые. Стоимость первых составляет 10-15 тысяч рублей, а вторых достигает 40-50, а иногда и 75 тысяч. При этом через два года, с апреля 2015-го, можно будет использовать только дорогостоящую цифровую версию (перевозчикам придется нести расходы по техническому обслуживанию оборудования).

Выяснилось, что саратовские компании оказались абсолютно не готовы к изменившимся нормам законодательства. Надо полагать, что виной тому, в том в числе, – недостаточная просветительская работа профильного комитета во главе с Василием Разделкиным.

Предприниматели не установили на транспорте даже старые аналоговые версии: приобретать их сейчас уже нет смысла, так как оборудование придется менять меньше через два года на новое. А цифровые аппараты еще не поставляются в Саратов.

Отсутствие тахографа может быть основанием не только для наложения штрафа на транспортное средство, но фактически его ареста! Об этом рассказал старший госинспектор отдела технадзора ОГИБДД Алексей Семенов: "На транспортные средства должны быть установлены приборы, которые будут контролировать режим труда и отдыха водителя, а также скорость их движения. За неустановку аппарата наказание для водителя предусмотрено в виде штрафа от одной до трех тысяч рублей, на должностных лиц – от пяти до десяти тысяч рублей".

Инспектор отметил, что в случае отсутствия прибора, помимо наложения штрафа, сотрудники ГИБДД  могут "приостанавливать эксплуатацию транспортного средства до устранения нарушений". Узнав о таких новостях, перевозчики начали в авральном порядке решать вопрос с установкой тахографов, создав небывалый спрос на этот товар.

 

Советские прилавки

Поставщики на подобный ажиотаж отреагировали своеобразно. Часть представителей вовсе отключила телефоны или удалила номера из свободного доступа в сети Интернет. К примеру, у сервисного центра "Тахо-Сар" из раздела "Контакты" пропали все номера телефонов. Мобильный оказался отключен у регионального представителя компании "Эвен". Связаться удалось только с общероссийским представительством. Руководитель отдела продаж фирма "Эвен" (Москва) Денис Колосов рассказал, что компания именно из-за спроса и открыла представительство в нашем регионе: "Как только появилось свое представительство в Саратове, мы отметили, что к нам поступает множество обращений, прежде всего транспортных компаний, а также различных фирм, занимающихся грузоперевозками. Офис открылся недавно, но заявок уже очень и очень много".

Сотрудники ГИБДД  могут "приостанавливать эксплуатацию транспортного средства до устранения нарушений". Узнав о таких новостях, перевозчики начали в авральном порядке решать вопрос с установкой тахографов.

Представитель фирмы отметил, что оборудование аппаратами всех машин может стать серьезной проблемой для транспортников: "Спрос настолько большой, что в регионах мы планируем привлекать к сотрудничеству автодилеров и официальные сервисные центры. Своими силами мы можем не справиться с потоком заявок. При этом стоимость услуги по оборудованию одной машины составляет до 50 тысяч рублей. А речь идет об отечественных образцах тахографов марок "Меркурий" или "Штрих".

Соглашается с коллегой и представитель компании "Элбис-центр": "Сейчас заявок поступает много. Транспортные компании вовремя не установили тахографы даже старого образца, которыми можно пользоваться в ближайшие два года. Если бы фирмы озаботились этим вопросом ранее, то могли бы постепенно, до 2015 года, обновлять аналоговые модели на цифровые. Но ранее ГИБДД за этим не следила, и нарушителей не наказывали, а с апреля за езду без тахографа предусмотрен штраф. Поэтому идет такой ажиотаж".

Получается, что сейчас покупатели стараются сразу заказать аппарат нового образца, чтобы не менять его через два года и не нести дополнительные расходы снова. "Однако в наличии приборов нет, первые будут только в мае, – замечает работник "Элбис-центра" и поясняет, почему именно сейчас сформировался такой большой спрос: – В Европе нет требований к обязательной установке цифровых тахографов. Они пошли в другом направлении. В итоге все аппараты будут отечественного производства, а удовлетворить столь большой спрос российские компании не могут сразу. Поэтому спрос на продукцию будет только расти".

Схожую тенденцию отмечает и другой поставщик – ООО "Фалькон": "На сегодняшний день продукции нет, а спрос на нее ажиотажный. Пять компаний заявили свои образцы тахографов на рынок. Но пока только одной фирме удалось получить сертификат соответствия на свои разработки. Первые поставки она обещает начать с начала мая. А спрос формирует и цену. Стоимость одного даже недорогого образца варьируется от 35 до 38 тысяч рублей, в зависимости от того, будет там установлен модуль ГЛОНАСС или нет", – пояснила представитель ООО.

Сотрудница "Фалькона" отметила, что простым приобретением аппарата проблемы у перевозчиков не заканчиваются, так как необходимо провести установку, технология и стоимость которой зависят от конструктивных особенностей модели и марки авто: "Так что ажиотажный спрос будет наблюдаться и далее, а решить проблему очередей вряд ли удастся быстро".

 

Опомнились

С опозданием – уже к середине апреля – на "проблему тахографов" был вынужден обратить внимание и зампред областного правительства Сергей Канчер.

Он направил письмо на имя председателя облдумы Владимира Капкаева: "В адрес правительства области поступают многочисленные обращения от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку грузов, по вопросу отсутствия технических и материальных возможностей оборудовать в кратчайшие сроки транспортные средства тахографами, в соответствии с нормативными требованиями".

Денис Колосов, представитель фирмы-поставщика тахографов "Эвен" (Москва): "Спрос настолько большой, что в регионах мы планируем привлекать к сотрудничеству автодилеров и официальные сервисные центры. Своими силами мы можем не справиться с потоком заявок".

Господин Канчер отмечает, что оперативно удовлетворить спрос нет возможности, так как продукцию производят всего три завода – в Москве, Казани и Калуге. "В целях поддержки среднего и малого предпринимательства, осуществляющего перевозку пассажиров и грузов, а также недопущения предпосылок для нарушения нормативных требований, прошу Вас рассмотреть возможность выхода с законодательной инициативой в Государственную думу РФ о приостановлении действия до 1 июля 2014 года ст. 11.23 КоАП РФ".

Из 100 тысяч грузовых автомобилей (зарегистрированных в регионе) только 30% оборудовано тахографами. Немного лучше ситуация с междугородним транспортом. "Из 1000 автобусов средней и большой вместимости приборами оборудовано 70% машин", – отмечает господин Канчер. Но транспорте стоят приборы старого образца.

Так, начальник службы безопасности движения ОАО "Межгородтранс" Андрей Стульников заявил, что их предприятие закупало приборы стоимостью 30 тысяч рублей. Однако стоимость новинок "может достигать 75 тысяч рублей". А в условиях дефицита товара перевозчик, опасающийся за свой транспорт, будет вынужден покупать оборудование за любые деньги. По мнению перевозчиков, объективными причинами, препятствующими установке современных тахографов в кратчайшие сроки, являются высокая стоимость и недостаточный объем производства современных моделей отечественными предприятиями.

Но по-настоящему сложно обстоит ситуация с городским пассажирским транспортом. Большинство местных перевозчиков вообще не оборудовали свой транспорт тахографами. Соотношение автомашин, соответствующих и не соответствующих норме закона, 1 к 30. И это только официальные данные ГИБДД. Однако в частных комментариях специалисты отрасли отмечают, что не видят большой необходимости в установке тахографов. "Это оборудование необходимо для междугороднего, но не городского транспорта, – поделился своим мнением один из экспертов. – Все машины идут по расписанию, в которое уже заложен определенный режим труда и отдыха водителей. Специфика работы городского транспорта такова, что водители отдыхают после каждого рейса, ожидая своей очереди. А ситуация на дорогах не дает даже теоретической возможности превысить скорость". Действительно, стоит согласиться, что необходимость оборудования автобусов, троллейбусов и маршруток столь сложной техникой может вызывать сомнения. Не будет ли это лишней тратой денег? Тем более что заплатить за нововведение придется либо пассажирам, либо областному бюджету, компенсирующему убытки перевозчиков, а, следовательно, всем жителям, включая пешеходов.

Сергей Канчер: "Из 100 тысяч грузовых автомобилей только 30% оборудовано тахографами".

Журналист Юлия Латынина по данному поводу замечает: "Если мы хотим сделать "как в Европе", то неплохо бы начинать с качества дорог. Уже сейчас водители жалуются, что грузовик, оборудованный тахографом, несложно отличить. Он прет под 80 км по ужасной дороге, вылетает на встречку, сгоняя всех на обочину, и объясняет по рации: "У меня тахограф". Его тахограф не позволит ему быть в пути более 8 часов, иначе первый же гаишник, считавший его карточку, обложит его штрафом. А доставить-то товар надо.

75 тыс. руб. — это огромная сумма для владельца малого бизнеса. Это сумма, которая разорит миллионы избирателей. Голоса миллионов избирателей оказались для нашего правительства менее важны, чем необходимость отчитаться в ГЛОНАССе".

И в этой связи, может быть, стоит обсудить инициативу о полной отмене тахографов для городского маршрутного транспорта и введении моратория для грузовых машин определенных типов. Тем более что удовлетворить спрос отечественные компании не смогут еще в течение нескольких лет. А кампания по установке тахографов вместо заботы о пассажирах станет очередным экономическим основанием процветания коррупции и причиной разорения малого бизнеса.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5