Запретить красиво жить

Бесполезно экономить, если вся система бюрократии стремится к размножению

Реплика Полины СМИРНОВОЙ

3925

18 сентября 2013, 09:00

На прошлой неделе губернатор Саратовской области Валерий Радаев на совещании с членами своего кабинета министров призвал коллег "жить по средствам". С учетом огромной суммы внешнего долга и решения сократить расходы федеральной казны, о котором объявили первые лица страны, призывы к экономии не удивительны. Но оптимизация бюджетных трат, которую глава региона сформулировал в выражениях "экономить каждый рубль" и "строжайшая финансовая дисциплина", представляется лишь первым шагом большой работы. Если региональное правительство действительно намерено изменить ситуацию, то следующим этапом должно стать сокращение областного чиновничьего аппарата, а также затрат на работу заксобраний разных уровней на местах. В противном случае финансовое положение Саратовской области вряд ли улучшится.

 

"А по улицам курьеры, курьеры, курьеры!"

Мероприятие, на котором губернатор призвал своих коллег "взвешенно относиться к любым, даже необходимым тратам", было посвящено областному бюджету на следующий год. Валерий Радаев сослался на слова президента Владимира Путина о том, что федеральный бюджет 2014 года "должен оставаться бюджетом развития". Премьер-министр Дмитрий Медведев обозначил сокращение расходов федеральной казны в пределах 5 процентов. Теперь скорректировать затраты предстоит и на областном уровне. Губернатор призвал министров "строить финансовую политику согласно четко выработанным приоритетам", которыми являются "социальные обязательства перед населением, закрепленные в прошлогодних майских указах Президента".

Сокращение расходов в рамках бюджета – понятная, не новая и неизбежная задача для региональной власти, особенно в условиях, когда о политике под девизом "затянуть пояса" начали говорить на федеральном уровне. Но в нашем случае сокращение бюджетных расходов без дополнительных усилий вряд ли даст какой-то ощутимый результат.

Все последние годы страна только наращивала чиновничий аппарат, который по размерам в итоге превзошел даже численность бюрократов в Советском Союзе, и Саратовская область в этом смысле тоже не была исключением. Еще с конца 90-х по инициативе Дмитрия Аяцкова областная исполнительная власть пожелала именоваться не администрацией, а правительством. И вот уже более полутора десятков лет у нас управляет не глава администрации, а губернатор, не начальники комитетов и управлений, а министры – и далее по всей структуре. Но все эти люди с респектабельными наименованиями должностей делают то же самое, что их коллеги в других регионах, которые работают в структурах администраций, а не правительств. При этом у старших поколений жителей Саратовской области есть ощущение, что в прежние времена управленцы трудились на нашей земле более умело и эффективно.

У губернатора Валерия Радаева целых шесть заместителей, и у каждого – свой секретариат и прочие службы. Как сказал бы, глядя на это гоголевский Хлестаков из "Ревизора": "...по улицам курьеры, курьеры, курьеры... Можете  представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!".

Официальный долг области составляет уже более 40 миллиардов рублей. Любой из зампредов может объяснить населению, почему этот долг только растет. Но разве при этом все силы областной власти брошены на развитие экономики? На этот вопрос вряд ли можно ответить утвердительно.

 

Лишние люди

Все эти начальники, их заместители, руководители отделов и департаментов, консультанты и ведущие специалисты обслуживаются автомобилями из специального правительственного гаража, расходуют тонны бумаги и краски для принтеров, факсов и ксероксов, наговаривают по телефонам неисчислимое количество часов, складывающихся в века, и расходуют террабайты интернет-трафика. И все это оплачивает областная казна, которая, будем называть вещи своими именами, близка к предбанкротному состоянию.

Красноречивее всего о том, как много в Саратовской области стало чиновников областного уровня, свидетельствует число зданий, в которые все эти люди ежедневно являются на работу. Казалось бы, само здание правительства чего стоит – большой многоэтажный офисный дом, в котором трудится не одна сотня человек. Но здание правительства – это как раз то, для чего более всего подходит выражение "вершина айсберга". Потому что зданий, в которых кроме него заседают областные чиновники, так много, что может не хватить пальцев двух рук. Министерство культуры находится в отдельном двухэтажном особняке на Горького, министерство промышленности – в другом таком же, по соседству. Министерство образования квартирует в здании на Соляной, министерство строительства и ЖКХ – на Челюскинцев. А еще есть минсельхоз, заседающий в "свечке" на углу Университетской и Большой Казачьей, комитет транспорта на Садовой, министерство молодежной политики, спорта и туризма, располагающееся на Киселева, и так далее, и так далее! Счет квадратных метров, которые занимают областные чиновники, давно уже идет на десятки тысяч.

Все эти начальники, их заместители, руководители отделов и департаментов, консультанты и ведущие специалисты обслуживаются автомобилями из специального правительственного гаража, расходуют тонны бумаги и краски для принтеров, факсов и ксероксов, наговаривают по телефонам неисчислимое количество часов, складывающихся в века, и расходуют террабайты интернет-трафика. И все это оплачивает областная казна, которая, будем называть вещи своими именами, близка к предбанкротному состоянию.

Жизнь не стоит на месте, и население вправе задаться вопросом: к чему нам, в бедной Саратовской области, такая тьма народу, чьи трудовые книжки лежат в областном правительстве? Не пора ли сократить эту армию управленцев?

Теперь, как и при прежних губернаторах, у нас опять появился зампредседателя правительства, который совмещает эту должность с постом министра сельского хозяйства, – господин Соловьев. К чему такая расточительность – две должности по сельскому хозяйству? Зачем нам вообще целое агро-министерство, если даже на федеральном уровне у чиновников не хватило ресурсов, чтобы по ряду пунктов защитить свой агропромышленный комплекс перед ВТО? На что сдалось области целое министерство культуры, если театры и музеи неплохо управляются собственными директорами, а строители достроят филармонию, даже если министерство завтра заболеет в полном составе? Почему следить за строительной сферой должен целый зампред, ведь можно поручить это министру? Зачем нам зампред по экономике, если есть министры – кураторы промышленности и торговли? К чему нам министерство печати, если газет в регионе почти не осталось? Зачем нам, в конце концов, столько пресс-секретарей? Еще 15 лет назад, когда в России нужно было расшифровывать аббревиатуру PR, многие руководители и ведомства превосходно обходились без пресс-секретарей. Теперь пресс-службы завели все кому не лень, включая те ведомства, которые как не общались с журналистами, так и не общаются. И это только один вид правительственного "офисного планктона", заслуживающий пристального анализа. Одним словом, сокращение численности областных чиновников – очевидный ресурс для того, чтобы снизить расходы саратовской казны.

 

Тупик парламентаризма

Еще один ресурс "под сокращение" – это бурно разросшаяся в последние годы система представительной власти на местах. Забота о развитии местного самоуправления привела к тому, что уже чуть ли не в каждом селе скоро появится собственное законодательное собрание. А уж если речь идет о муниципальном образовании рангом повыше, то там свои "думцы" – непременное и обязательное явление. От депутатов разных уровней у простого жителя Саратовской губернии и, как показали последние выборы, даже у активных избирателей давно рябит в глазах. И разобраться, почему в одном только Саратове заседают одновременно так много депутатов областной и городской дум, простому гражданину уже непросто. Но что решают все эти люди? О чем они говорят часами, складывающимися в сутки, недели и годы, на заседаниях своих рабочих групп и комитетов? Какие законы они разрабатывают и принимают?

О какой власти в руках депутатов множества собраний в районах вообще можно говорить, если денег у муниципалитетов, по правде говоря, как не было, так и нет? Провинции дали возможность плодить депутатов, но не дали денег на развитие местного самоуправления. Красивые слова не подкреплены материально. Выпрашивание денег у товарищей из вышестоящих уровней власти и официальное распределение их на самые насущные проблемы – вот основная работа, которой занимаются члены заксобраний на местах. Большинство из них – бизнесмены. Так зачем они тратят свое время на это, вместо того чтобы заниматься делом – то есть развивать экономику? А то получается, что Россия, казалось бы, абсорбирует образцы западного парламентаризма, а на деле мы видим азиатчину – полную разруху коммунального хозяйства и обнищание населения на фоне демонстрации богатства абсолютно бесконтрольных пашей (читай – глав районов) и их приближенных.   

Если областная власть действительно хочет хотя бы в долгосрочной перспективе сводить концы с концами, ей надо задуматься о том, как высвободить ресурсы, которые уходят на этот "как бы парламентаризм" в районах. Толку от этого, как уже говорилось, немного, а затраты все равно есть. Но самое главное, что в бесконечных и бессмысленных разговорах о судьбе Родины уходит драгоценное время, которое могло бы быть потрачено на то, чтобы эту судьбу как-то улучшить. Радикальное решение проблемы – оставить одну областную думу. Все равно распределением денег совместно с областным правительством занимается она.

Кабинету министров Радаева следует на деле продемонстрировать собственную решимость, расставшись с громкими титулами и атрибутами роскошной жизни – автомобилями представительского класса, дорогостоящими ремонтами кабинетов, привычкой летать на вертолетах по личным делам. В противном случае долг области, который довольно быстро увеличился с миллиарда долларов до миллиарда евро, рискует в скором времени превратиться в миллиард английских фунтов.

А остальные заксобрания своими "решениями" только утверждают распределение денег, на которое зачастую вообще никак повлиять не могут. Косметическими мерами у областной власти не получится добиться значимой оптимизации расходов. Бесполезно пытаться экономить, если вся система бюрократии на местах стремится к размножению. Бесполезно сокращать расходы, если муниципальные законодательные институты ветвятся, требуя денег на содержание аппаратов. Бесполезно менять структуру правительства, объединяя одни министерства с другими и выделяя из них третьи, если задача зарабатывать деньги стоит, по сути, перед двумя зампредами и парой министров, а остальные озабочены лишь тем, как эти деньги потратить.

Кабинету министров Радаева следует на деле продемонстрировать собственную решимость, расставшись с громкими титулами и атрибутами роскошной жизни – автомобилями представительского класса, дорогостоящими ремонтами кабинетов, привычкой летать на вертолетах по личным делам. В противном случае долг области, который довольно быстро увеличился с миллиарда долларов до миллиарда евро, рискует в скором времени превратиться в миллиард английских фунтов. И тогда "затягивать пояса" станет поздно – этим на деле уже смогут заняться антикризисные управляющие, которых федеральный центр пришлет на место местных чиновников, заигравшихся в благополучную жизнь.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.76 1 2 3 4 5