Со слезами на глазах

О памяти павших, "победных" наклейках, влажных салфетках и совести

Размышляла Елена БАЛАЯН

8013

13 мая 2015, 09:00

Торжества по случаю 70-летия Победы отгремели – военным парадом, юбилейным салютом, концертами на площадях, агрессивным предпраздничным маркетингом, криками из обклеенных "под войну" автомобилей, несущихся с флагами по улицам города, мельканием тематических плакатов и вывесок и бесконечными "спасибо" и "поклонимся" в адрес ветеранов.

Будем ли мы кланяться ветеранам через неделю после 9 мая? Как совместить победный пафос и скорбь по погибшим? Можно ли обойтись в такие дни без мероприятий для галочки? Что из увиденного в праздник порадовало, а что удивило?

 

Лично меня в первую очередь удивило отсутствие элементарного вкуса и присутствие большой наглости у некоторых бизнесменов. 70 лет Победы, конечно, мощный двигатель торговли, что и говорить, но "края надо видеть". Желание нажиться на победной атрибутике в этом юбилейном году подчас не знало границ. Я не говорю, скажем, про скидки в аптеках на тонометры, ингаляторы и глюкометры – эти вещи и в праздник рекламировать не стыдно, тем более что ветеранам они насущно нужны. Или приписка "Товар недели" рядом с лозунгом "Низкий поклон вам, победители!" на фасаде сетевого магазина: конечно, глупо, конечно, пошло, но не катастрофически.

Тут не столько наглость, сколько, простите, тупость, когда менеджмент магазина, что называется, смотрит в книгу, а видит фигу. Точнее, смотрит на фасад своего магазина и не видит ничего такого, что резало бы глаз. (Или оскорбляло слух – как реклама, пародирующая голос Левитана и стиль советского Информбюро с объявлением о "безоговорочной капитуляции цен на окна и двери").

А были вещи запредельные. Например, влажные салфетки в упаковке с изображением ордена Мужества и надписью "Поклонимся Великим тем годам" – опять же в одном из сетевых магазинов Саратова. Интересно, креативщики, создававшие этот макет, понимали, что они фактически предложили вытереть руки о Великую Победу? Или им это тоже в голову не пришло? Но салфетками не ограничилось. Куда только не прилепили победную атрибутику: водка, крабовые палочки и, говорят, даже ценники в интимных магазинах содержали эмблемы с орденами и лентами. Неужели мы настолько одичали? Неужели 9 Мая – это для нас только повод купить и продать?

Нет, конечно, я верю, что нет. У многих был искренний энтузиазм. Меня вот совсем не раздражают георгиевские ленточки. Я не согласна с Андреем Макаревичем, который считает, что такие ленты вообще никому нельзя носить, кроме тех, кто эту награду заслужил, поскольку это элемент ордена за мужество, проявленное на поле боя. А сегодня черно-оранжевую ленту цепляют все кому не лень и мотают куда ни попадя.

С одной стороны, да, логично. С другой – мы же не вешаем на грудь чужой орден, как это сделал Дима Билан с наградой своего деда. Мы всего лишь используем символ. Людям хочется чем-то гордиться, чувствовать какое-то подобие единения. Что поделать, если в нашей сегодняшней жизни для этого мало оснований, а есть лишь Победа, которая случилась 70 лет назад и к которой большинство из нас не имеет никакого отношения? "Мы помним, мы гордимся". Ну, хотя бы так.

Впрочем, когда я вижу одинаковые банты или "богатые" розетки из георгиевских лент на высокопоставленных чиновниках, почему-то берут сомнения в их искренности. А вот маме с дочкой, которые прикрепили ленточки и просто прогуливаются по улицам города, или пожилому мужчине в транспорте – верю. Я и сама какое-то время назад привязывала ленту к сумке и ходила так, пока эта идея меня вдохновляла. Я не присваивала ничье мужество и ничью отвагу, просто выражала солидарность.

Может ли память и гордость быть спущенной сверху по разнарядке? Скажите, зачем обклеивать весь город совершенно идентичными наклейками? На магазинах, остановках, парикмахерских? Школах, аптеках, ресторанах, городских заборах и окнах? Трамваях, маршрутках, автобусах? Зачем все это мелькает в глазах через каждые пять метров? Неужели "чтобы помнили"? Или это осваивание выделенных "на Победу" бюджетных денег? Чтобы тот, кто их выделение контролирует, мог поставить галочку и остаться доволен?

Юбилейный бюджет – хорошее дело. Но ведь можно было его как-то по уму потратить. Если уж так нужна наглядная агитация, можно было бы сделать несколько по-настоящему интересных композиций на победную тему и установить их в городе. Чтобы у смотрящих на них людей хоть что-то шевельнулось в душе, разбудило память, заставило думать и переживать. Чтобы городское пространство украшали современные, креативные плакаты и билборды. Ну не может в душе ничего шевельнуться от однотипных, как под копирку, шаблонов! Такое впечатление, что их все на одном принтере делали.

Неужели к такой дате трудно было напрячь мозги и пригласить для работы людей с творческими способностями? А если нет у нас таких людей, во что, конечно, я не верю, просто отдать эти деньги ветеранам. Неужели они не найдут на что их потратить? Неужели они все до одного у нас облагодетельствованы, живут в прекрасных квартирах с полными холодильниками, лечатся качественными лекарствами и ездят отдыхать в хорошие санатории? Очень сомневаюсь. Что если во всей этой шумихе они чувствуют себя по-прежнему одинокими и вообще чужими? Для них ли этот праздник?

Наши коллеги с TVSAR сделали подборку прекрасных сюжетов, где студенты театрального факультета Саратовской консерватории читают стихи о войне своим фронтовым ровесникам, а ветераны рассказывают о боевом пути. Увы, у этих сюжетов гораздо меньше просмотров, чем у криминальных сводок. Живые люди, те самые фронтовики и труженики тыла, которым мы посвящаем бравурные песни и плакатные благодарности, по большому счету нам совершенно не интересны. Нам не интересно смотреть на их лица, слушать их истории, запоминать их имена.

Мы ездим на разрисованных "под войну" машинах с надписью "На Берлин!" или еще более "патриотическим" – "70 лет как Гитлер лох!" и так радуемся, будто это мы вошли в Берлин и взяли Рейхстаг. Но кто из нас хоть что-то хорошее сделал ветерану? Не просто вручил открытку и три тюльпана, а потратил пару часов времени и послушал путаные рассказы плохо слышащего соседского деда, семьдесят лет назад бывшего бравым связистом, или жалобы на здоровье вздорной старухи с первого этажа, девчонкой рывшей во время войны окопы? И еще бы мы это делали не только 9 мая, но и месяц спустя после праздника…

Чиновники выдернули их, девяностолетних, на площадь, чтобы предъявить миру в качестве еще живого "вещдока", чтобы помахать перед ними гвоздиками и сказать торжественные слова. Наверное, заслуженные ветераны получили поздравительные телеграммы от президента и губернатора, продуктовый набор и набор военных фильмов по ТВ. Но получили ли они персональное внимание?

Хорошее дело – всероссийская акция "Подвезу ветерана!", что-то реальное и полезное, выходящее за рамки словесных благодарностей и воображаемых поклонов. Конечно, трудно сказать, насколько она реально была востребована: ветераны в основной своей массе люди глубоко пожилые, вряд ли будут они много гулять, а потом ловить на улице машину. Хотя даже если нескольких стариков таким образом в эти дни подвезли – уже что-то. Но хорошо бы не только в эти дни…

Мой дедушка по маминой линии Гагик Арменакович Балаян в самом начале войны жил в Польше и там был захвачен в плен. Бежал, потом воевал почти всю войну, имел награды, но до Берлина не дошел – остался на Украине. Там его все звали просто Гриша, он был музыкантом и работал директором заводского клуба, руководил хором и оркестром. Он умер от инфаркта, когда мне было два года. И я часто думаю о том, что если бы он не сбежал из плена, то не было бы ни моей мамы, ни меня. Его ведь могли догнать и расстрелять в лесу, но он спасся. И если бы он не выжил потом на фронте, то нас тоже бы не было.

Что было бы, если бы мой дедушка Гриша увидел модные "боевые" наклейки на машине с тонированными стеклами? Он бы, наверное, еще раз умер от инфаркта. Даже я, когда впервые увидела, глазам не поверила. Захотелось подойти, постучаться в наглухо тонированное стекло и влепить хорошенько по той физиономии, что там появится. Будь я мужчиной, наверное, так бы и сделала. Что ты можешь "повторить"? Ты, который зад свой отсиживаешь в этом дорогом джипе? Ты можешь "повторить" защиту Сталинграда? Или, может быть, сражение на Курской дуге? Или взятие Берлина? Что из перечисленного ты можешь "повторить"? Ты даже фильм Бондарчука "Сталинград" не сможешь не то что повторить – понять, о чем он, извилин не хватит. Тебя в окоп посади, ты в штаны наделаешь от страха. Единственное, что ты можешь – это наклеить гадость на свою машину.

Победные торжества в этом году в очередной раз совпали по времени с чемпионатом мира по хоккею. И когда множество не очень трезвых молодых людей разъезжали по городу на автомобилях с воткнутыми в задние окна триколорами, было не очень ясно, что они празднуют: победу белорусов над американцами или русских над фашистами? Как остроумно заметил один мой знакомый: осталось только спросить, с каким счетом...

Еще в России к Дню Победы вышел первый комикс про Великую Отечественную. Автор графической новеллы под названием "Хроники Инока: штурм Берлина" – главный редактор издательства "BUBBLE" Артем Габрелянов, сын Арама Габрелянова, владельца "Известий" и "Lifenews". Это будет наш ответ американскому "Человеку-пауку" и прочим супергероям, растиражированным на весь мир. Создатели комикса надеются, что с помощью своего творения они заинтересуют молодежь изучать историю родной страны. А Арам Габрелянов предсказывает, что на этих комиксах его сын заработает денег больше, чем он сам на всей своей медиадеятельности. Наверное, в самих по себе комиксах и нет ничего плохого – просто графические картинки про войну, мальчишкам наверняка понравится. Главное, чтобы эти комиксы не стали для подрастающего поколения единственным источником знаний о страшной войне и великой Победе.

Вот только оснований опасаться, что так оно и произойдет, с каждым годом все больше. С каждым годом все громче голоса тех, кто благодарит за Победу не столько ветеранов, сколько Сталина, уверяя, что это он выиграл войну. Тех, кто возвеличивает эту фигуру, восхищается его "энергетикой и силой", как "ночной волк" Хирург. Что это, как не предательство и не кощунство по отношению к народу, вынесшему войну на себе? Хорошо, что хоть в акции "Бессмертный полк", которая прошла в том числе и в Саратове, люди несли не портреты вождей и военачальников, а портреты своих воевавших родственников.

Все это говорит о кризисе в формах празднования Дня Победы, в отношении к нему. 9 Мая прошло. Вспомним ли мы завтра об этом празднике и о тех людях, которые нам его подарили? Что расскажем о них своим детям? И как отметим следующий, 75-летний юбилей? Не хотелось бы, чтобы произошло окончательное выхолащивание из праздника того самого важного, без чего его просто быть не может – живого отношения к воевавшим людям и живой им благодарности.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.23 1 2 3 4 5