Защитник земли саратовской

Как царь Петр кочевников победил и город Саратов заселил

С Петром I и его указами «знакомилась» Елена Балаян, фото автора

9437

20 марта 2017, 08:00

"1700 года Марта в 6-й день по Указу Великого Государя и по челобитью Города Саратова ружниковъ и всех чинов Градскихъ жителей посланною грамотою велено къ Городу Саратову на выпускъ и на табунные выпуски, на сенные покосы и на лесные угодья отвесть земли от Города Саратова вверхъ по Волге реке…"

Так начинается знаменитая Грамота государя-императора Петра Великого о пожаловании земель саратовским жителям, положившая начало расширению и объединению земель вокруг Саратова и дальнейшему расцвету городской экономики. "Это было очень значимое для города решение и очень большой подарок, редко такое случалось", – такую оценку петровскому указу дал в предыдущем нашем историческом исследовании о Петре известный саратовский краевед, автор книги о Троицком соборе "Старый собор и старый город" протоиерей Михаил Беликов.

В исторической подлинности столь щедрого дара можно убедиться, заглянув в исторический отдел Саратовского краеведческого музея, где Петру I и его связям с Саратовом посвящен отдельный стенд. Мы отправились в музей, чтобы лично посмотреть, а если повезет, то и потрогать руками экспонаты, связанные со знаменитым царским указом, и его, как сказал бы сегодня Первый канал, официальным визитом в Саратов в далеком 1722 году.

 

Въехал на белом коне

"Петровская" тема в краеведческом музее начинается буквально с порога – по левую сторону от центрального входа, рядом с портретами и именами меценатов, жертвовавших средства на музей, можно увидеть картину художника Полякова "Петр на Соколовой горе". Она представляет собой художественное воплощение популярной легенды о том, что Петр в свой приезд в Саратов в 1722 году якобы всходил на Соколовую гору и оттуда осматривал саратовские земли. Панорама государя так впечатлила, что он решил пойти навстречу пожеланиям саратовских трудящихся и подарить им земли, увиденные с высоты птичьего полета, о чем жители города неоднократно государя просили, обращаясь с челобитной.

Этот красивый сюжет художника Полякова впечатлил. Его картина эпична. Петр на белом коне стоит на самой вершине Соколовой горы и величественно озирает окрестности, указывая рукой вдаль, в сторону Волги. Рядом с царем богато одетая свита, предположительно тогдашние саратовские городские чины, чуть поодаль – народ с хоругвями, затаив дыхание, смотрит на государя.

По свидетельству историков, Петра в тот его приезд и правда встречали с помпой. Все городское начальство и духовенство, говоря простолюдным штилем, стояло на ушах и несколько дней приводило в порядок город. Приезд государя был равносилен второму пришествию Христа. Протоиерей Михаил Беликов уверен, что Саратов несколько дней чинили, укрепляли, красили фасады, украшали пристань и т.п.

Несмотря на то, что картина и впрямь хороша, положенный в ее основу сюжет – не более чем легенда. То есть земли саратовцам Петр дарил, это исторический факт, да и указ его можно воочию увидеть на стенде в музее. Вот он, висит за стеклом, выведенный каллиграфическим почерком, с "ятями" и "ерами", адресованный саратовскому воеводе Алексею Новосильцову. Однако на Соколовой горе Петр никогда не бывал, разве что мимо проплывал.

 

Царь на галерах

…Вместе со специалистом исторического отдела Людмилой Маковцевой поднимаемся на третий этаж. Проходим мимо стилизованной под мамонта юрты, раскопанных на землях Увека огромных керамических сосудов и прочих древностей и попадаем в зал Петра. Приятный музейный полумрак и тишина быстро переносят воображение в начало XVIII века.

В нижней витрине – медали "На рождение Петра I" и медаль "На взятие турецкой крепости Азов".

"Надо сказать, что первое знакомство Петра с нашим краем состоялось в 1695 году. Он плыл по Волге со своей флотилией в сторону турецкой крепости Азов, это был азовский поход Петра. Поход был неудачный – крепость была взята лишь на следующий год. В путевом журнале Петра отмечено, что они пропыли мимо Саратова, не останавливаясь. Это было 3 июня 1695 года в пять часов вечера", – комментирует увиденное Людмила Маковцева.

Рядом – бюст Петра XVIII века, выполненный из белого гипса; вид тогдашнего Саратова, несколько рукописных документов тех лет и макет знаменитой петровской галеры. Людмила Владимировна не исключает, что именно на такой галере Петр и приплыл в Саратов. В путевом журнале царя написано, что калмыцкого хана Аюку, ради переговоров с которым Петр, собственно, и останавливался в Саратове, он принимал именно на галере, хотя и не указано, какого типа была эта галера.

"Второе путешествие по Волге царь предпринимает летом, 13 июня (по новому стилю) 1722 года, это был его знаменитый персидский поход. И на этот раз Петр действительно остановился в Саратове. Рано утром он побывал у саратовского коменданта, в легендах говорится, что это был Беклемишев (кстати, на выставке представлен элемент одежды Беклемишева – его камзол. – Авт.), но историки установили, что Беклемишев стал комендантом позже, а кто на тот момент управлял городом, остается вопросом. Потом Петр, как сказано в журнале, "был на обедне в соборной церкви". Далее принял на своей галере хана Аюку, для чего специально отправил за ханом судно на левый берег, судно устлали красным сукном, привезли сюда Аюку и торжественно встретили. Два часа пробыли они на царской галере, Петр подарил хану дорогие подарки, все были из золота.

Потом был ответный визит – Петр приезжает в становище Аюки, в сегодняшний Энгельс, хан приглашает царя в свою кибитку, садит на тронное место, и они опять ведут переговоры наедине.

Известно, что Петр просил у Аюки предоставить ему 10 тысяч всадников для участия в персидском походе, но Аюка дал ему вроде бы только 4 тысячи. Тем не менее цель визита была достигнута, и вечером Петр и его флотилия из Саратова отбыли", – рассказывает подробности визита на высшем уровне трехсотлетней давности Людмила Маковцева. Но она рассказывает о Саратове и о Петре так увлеченно, как будто это было вчера.

 

Защита от "рейдеров"

"Документы в верхней витрине говорят о политике Петра в отношении саратовского края, – продолжает экскурсию специалист. – Достаточно вспомнить, что в первые десятилетия XVII века Саратов подвергался набегам кочевников – кубанских, крымских татар, и часто жители страдали, их угоняли в плен, угоняли скот, сжигали их дома, жить в нашем крае в то время было очень опасно и опасно селиться здесь, люди даже земледелием не занимались – кочевники вытаптывали все.

Петр обращает внимание на наш край и стремится укрепить юго-восточные границы государства. Он издает указ (представлен на витрине. – Авт.) о строительстве оборонительной линии от Царицына до Паншина (Паншин городок – укрепленный казачий хутор на левом берегу Дона – Авт.), от Волги до Дона.  Линия была сооружена,  также было построено четыре крепости. Кроме того, по указу царя в 1698 году в нашем крае была построена сторожевая русская крепость Петровск на пути между Саратовом и Пензой. Петровск был построен именно как город-крепость для защиты от набегов кочевников, но позже становится уездным городом. Деревянная скульптура Спасителя сидящего, которую вы видите в нашем отделе, выполнена в XVIII веке неизвестным мастером как раз из этого сторожевого города. На гербе города Петровска первоначально была появляющаяся из облака рука святого Петра, который передает горожанам ключи от города, основанного по указу Петра…"

Появление Петровска и оборонительная сторожевая линия способствовали тому, что набеги кочевников прекращаются, говорит Людмила Маковцева. Это большое деяние Петра способствовало дальнейшему быстрому освоению и заселению территории нашего края.

 

Бояре земли саратовской

С именем Петра связаны первые крупные пожалования земли на территории нашего края и конкретным помещикам. Здесь же, в Петровском отделе, представлен портрет Льва Кирилловича Нарышкина, дяди Петра I, которому были сделаны крупные пожалования по реке Медведице на границе трех областей – Саратовской, Тамбовской и Рязанской. И "большой боярин", как его называли, Федор Алексеевич Головин (тот самый, который первый сбрил бороду) также получает здесь крупные участки. Нарышкин и Головин были первые крупные саратовские землевладельцы. А как выглядела земельная грамота, можно понять по музейному экспонату. Царская грамота очень красивая, с заставками и вензелями, и чрезвычайно длинная, так что ее было принято сворачивать в свиток. Писцы писали грамоты красивым каллиграфическим почерком, а царь подписывал.

По словам Людмилы Маковцевой, появление в Саратове крупных землевладельцев также привело к развитию и заселению края.

"Задача Петра была заселить край, он был пустынным, здесь было мало населения. В самом Саратове на момент посещения нашего города Петром в 1722 году было всего две тысячи душ мужского населения. Женщин и детей тогда не считали. Примерно около четырех тысяч вместе было. Сел не было. И вот после ряда действий Петра начало развиваться хозяйство, экономика, освоение природных богатств нашей области. Крупные землевладельцы стали переселять из своих вотчин сюда крестьян, которые начинают развивать здесь земледелие, скотоводство, рыбный промысел. Стали возникать села, которые мы сейчас видим на карте нашего края. В этом самая главная заслуга Петра и вклад в нашу землю", – говорит краевед.

По мнению Людмилы Маковцевой, все эти заслуги Петра перед Саратовом неплохо было бы как-то отметить. В нашем городе до сих пор не было никаких архитектурных арт-объектов, связанных с Петром. И краевед считает, что совершенно напрасно. "Все-таки личность выдающаяся, тем более, он был в Саратове. И это событие можно было бы увековечить.  Как именно, надо думать, может, это не обязательно должен быть памятник, можно как-то по-другому. Но как-то отметить, конечно, нужно. Ну а то, что люди о Петре и его вкладе в Саратов ничего не знают, пусть чаще ходят в наш музей, мы им все расскажем и покажем!" – говорит специалист.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.36 1 2 3 4 5