Страна советов

Кому выгодна имитация работы общественных советов при органах госвласти?

Редакция ИА "Взгляд-инфо"

10502

6 сентября, 18:28

Общественная палата Саратовской области изучает работу общественных советов в органах государственной власти. Создание таких советов  с 2014 года после принятия соответствующего закона стало новым трендом. На подобные структуры возложены консультативно-совещательные функции и участие в общественном контроле над деятельностью государственных органов.

И вроде бы на уровне государства сделан шаг к созданию гражданского общества, но почему же на деле власть продолжает оставаться обществу неподконтрольной? И почему общественные советы пока так и не стали оплотом открытости чиновников по отношению к рядовым гражданам? По крайней мере, в Саратовской области.

Попробуем разобраться. 

 

Открыли "личико"…

Некоторый парадокс демократического новшества под названием "общественный совет" заключается в том, что создание таких советов является обязанностью государственных органов. И хорошо, что обязанностью. Сами чиновники весьма комфортно чувствуют себя внутри закрытой системы, и открывать окошко во внешний мир явно не спешат.

Но закон есть закон, и сейчас в Саратове общественные советы созданы уже в большинстве территориальных подразделений федеральных исполнительных органов - МВД, ФАС, ФСИН, Росприроднадзоре, Роспотребнадзоре, МЧС и других, а также при областных министерствах  и ведомствах.

Общественный совет также функционирует при природоохранной прокуратуре, областном следственном управлении. Кроме того, специальный общественный совет по защите прав предпринимателей создан и при прокуратуре Саратовской области. Словом, куда ни глянь – везде есть общественные советы. И есть советчики.

По идее авторов федерального закона об основах общественного контроля, такое повсеместное внедрение должно способствовать развитию институтов гражданского общества и усилению контроля над чиновниками со стороны общества.

Казалось бы, именно эта мера должна убрать перегибы в работе государственного аппарата, а если перегибы все же допущены, исправлять их без массового нарушения прав граждан и лишней нагрузки на судебную систему.

О самих общественных советах при прокуратуре Саратовской области и следственном управлении узнать можно очень мало, нигде в свободном доступе нет информации ни о членах данных советов, ни о том, как они избирались

Но как показывает статистика последнего времени, столь вожделенный диалог общества и власти только ухудшается, а число жалоб граждан на чиновников – увеличивается. Причем происходит это ухудшение порой прямо пропорционально скорости создания общественных советов.

Самым ярким примером такой отрицательной динамики может стать рейтинг давления на предпринимателей, по которому Саратовская область заняла первое место среди всех российских субъектов и где государственные органы проявляют наиболее жесткое отношение к бизнесу.

Помимо того, что роль прокуратуры в данном вопросе скорее отрицательная, получается, что и общественные советы свою функцию выполняют не так, как это предполагали инициаторы закона.

В чем причина такого эффекта, кого, как и за что берут в общественные советы, мы пытались выяснить на примере некоторых наиболее значимых из них.

 

Кого берут в "космонавты"?

Сам закон на примере федеральных органов исполнительной власти предписывает конкурсный отбор членов общественного совета. Организатором конкурса является Общественная палата РФ. Конечно, существуют и исключения, например, органы, где создание общественных советов регулируется специальными указами Президента России. К ним относится МВД России. Но общая "фишка" заключается в том, что в такие советы должны брать не абы кого и не для галочки. Логично предположить, что это должны быть люди, которые не будут бояться идти против течения и давать советы, которые, возможно, кому-то придутся не по вкусу. Люди, чей голос будет обществу слышен. По сути, это должен быть голос самого общества, транслируемый через общественный совет.

Применительно к областным органам власти порядок формирования общественного совета устанавливается постановлением губернатора, где к созданию советов привлекается областная общественная палата.

При этом любая процедура формирования общественного совета содержит запрет на включение в его состав лиц, замещающих государственные должности РФ, субъектов РФ, выборные должности муниципальных образований, что напрямую следует из содержания федерального закона и представляется логичным, так как в иной ситуации чиновники контролировали бы сами себя.

И все по закону правильно и красиво, но как же сложилась ситуация на деле?

Место члена общественного совета при управлении Роспотребнадзора занимает уполномоченный по правам ребенка Татьяна Загородняя, хотя ее должность является государственной должностью Саратовской области.

Председателем общественного совета при ГУ МВД России по Саратовской области – органе, который очень часто обвиняют в нарушениях, является ректор СГЮА Сергей Суровов, который также занимает государственную должность Саратовской области –  областного депутата.

По всей видимости, Николая Трифонова как руководителя нисколько не смущает прямое нарушение федерального закона и президентского указа, ведь ректор одного из авторитетнейших юридических вузов всегда может пригодиться, а многие дети работников главка получают образование в академии, другие же вместе с родителями пишут там научные работы и становятся кандидатами наук.

Справедливости ради необходимо отметить, что помимо Сергея Борисовича, в общественный совет при областном главке входит и депутат областной думы Евгений Ковалев, и депутат городской думы Владимир Попков, ректор медицинского университета.

Не менее ярким примером является то, что председателем общественного совета при городском УМВД является Николай Кузнецов, также депутат Саратовской областной думы и ректор аграрного университета.

Но как показывает статистика последнего времени, столь вожделенный диалог общества и власти только ухудшается, а число жалоб граждан на чиновников – увеличивается

Насколько близки данные чиновники к представителям общественности и насколько юридические кафедры, в этих вузах, а особенно в аграрном, позволяют им успешно консультировать полицию в ее деятельности и проводить общественный контроль, должна разбираться прокуратура. Но истории прошедших лет и опыт нашей редакции показывают, что жаловаться в местную полицию и прокуратуру на нарушения в данных вузах практически бесполезно. Возможно, отчасти и от того, что и общественные советы там состоят из государственных чиновников.

 

Слишком тесное сотрудничество

Какой прокурор, обучающийся в аспирантуре СГЮА или пишущий там диссертацию, укажет ректору академии на то, что ему надо покинуть место председателя общественного совета либо устранить какие-либо другие нарушения? Представить такое трудно.

К слову сказать, о самих общественных советах при прокуратуре Саратовской области и следственном управлении узнать можно очень мало, нигде в свободном доступе нет информации ни о членах данных советов, ни о том, как они избирались.

Нашей редакции удалось установить только то, что председателем общественного совета при СУ СК является уже первый проректор СГЮА Сергей Туманов, который также является и членом Квалификационной коллегии судей Саратовской области как представитель общественности. К слову, юридическую академию уже упрекали в стремлении занять своими работниками большинство мест общественников в областной ККС.

Кто является членом специального совета при прокуратуре Саратовской области по защите прав предпринимателей, и есть ли там представители, например, СГЮА остается только догадываться, потому что его состав тоже неизвестен и ни на сайте прокуратуры, ни на сайте областной торгово-промышленной палаты не размещен.

Его результаты работы, судя по месту области в рейтинге давления на бизнес, далеки от идеальных.

Остается надеяться, что Общественная палата проанализируют состав общественных советов и сделает выводы, которые будут соответствовать не только букве, но и духу федерального закона. Надеемся, что от данных нарушений федерального закона не останется в стороне и прокурор Саратовской области Сергей Филипенко, который вместе с центральными аппаратами федеральных органов власти вмешается и поправит стремления местных чиновников избирать консультативные органы не из представителей общественных организаций, а из полезных и нужных депутатов и руководителей образования.

Просим считать данный материал официальным обращением для проведения проверки.

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.51 1 2 3 4 5