Путешествие на край Саратовской земли

19831

11 сентября 2013, 18:47

Давно собирался со своим другом Артёмом побывать на знаменитой Белой земле. И вот, наконец, выделили три свободных дня, чтобы осуществить данное путешествие. Мы могли бы, как все нормальные люди, поехать туда на машине, но мы были бы не мы, поступив так, и поэтому отправились к Белой земле на вёсельной лодке.

Старт.

Мой друг Артём родился в Саратове, но своей исторической Родиной считает село Золотое Красноармейского района, т.к. большинство его предков именно оттуда. Из села Золотое мы и наметили свой старт, а финиш предполагался на Дурман-горе.

Артём уже в субботу приехал в Золотое к своей бабушке и был готов к отплытию. Но я смог присоединиться к нему только в понедельник. Т.к. свой рюкзак я оставил в Москве, Артём любезно предложил мне свой, который тоже ждал меня в Золотом. Опыта подобных походов у меня не было и поэтому я не смог с точностью рассчитать сколько нужно взять с собой провизии, чтобы хватило на 3 дня. Вместе с палаткой, спальником, топором, блокнотом для записей и другими необходимыми предметами, получилось два огромных и тяжелых пакета. Забегая вперёд, скажу, что запасённой мною провизии хватило бы на неделю.

В общем, со всем этим багажом я отправился на такси к Красноармейскому автовокзалу. И приключения сразу же начались.

Виновником первого маленького приключения стал таксист, который по красноармейской привычке не пристигнул ремни безопасности и его остановил гаишник в районе стадиона. Я опаздывал на автобус и не мог позволить себе ждать пока гаишники журили таксиста, забрал свой багаж и пешком отправился к вокзалу. И только в этот самый момент мне впервые пришла мысль, что я немного перебрал с провизией. Пакеты впились в руки, пот лился со лба ручьём, но деваться уже было некуда – золотовский автобус вот-вот уйдёт.

До Золотого ехал стоя. Никогда бы не подумал, что автобус до Золотого едет почти полтора часа. Но в раздумьях о походе они пролетели быстро. В селе меня встретил Артём и мы отправились к берегу Волги.

Сказать, что Волга цвела, это ничего не сказать. Вода у берега по консистенции напоминала даже не кисель, а, как выразился Артём, манную кашу. Вы никогда не гребли на вёслах по манной каше? А вот нам предстояло именно это.

Пока я перекладывал содержимое пакетов в рюкзаки, Артём надувал лодку.

Из видео- и фотоаппаратуры я прихватил с собой экшн-камеру GoPro Hero 3, т.к. свой фотоаппарат я предпочёл поберечь от подобных приключений. Как оказалась, правильно сделал!

Спустив лодку в ярко-зелёную манную кашу, мы погрузили туда рюкзаки и отчалили. Через несколько десятков метров от берега консистенция Волги начала напоминать воду.

Не знаю, как сказать, повезло ли нам с погодой или нет, но был полный штиль. С одной стороны было легко грести по зеркальной глади Волги, но с другой стороны было адское пекло, стоял туман, ветерком даже не пахло, и рои насекомых кружили над нами. Но нам было не до каких-то букашек, когда вокруг нас была такая красота.

Синие лбище сменялось красивыми оврагами такой формы, что казалось, что они рукотворны.

А баржи как будто плыли не по воде, а по воздуху.

Трубино.

Всю дорогу грёб в основном Артём, т.к. я не смог с первого раза управлять его лодкой, одно весло было короче другого, и меня всё-время отклоняло от курса. После трёх-четырёх часов гребли от Золотого, мы подплыли к заливу Сухая Осина. На берегу этого залива мы позволили себе недолго передохнуть. Но нужно было спешить, т.к. мы выплыли из Золотого только в 14 часов и после четырёх часов гребли, Солнце уже заметно приблизилось к горизонту.

Судя по карте, буквально в километре от нашего залива, находилось село Трубино. Это село было одним из пунктов, которые я наметил к обязательному посещению. Один километр мы преодолели быстро и причалили к берегу. Решили оставить лодку и рюкзаки у берега, а сами отправились в село. Поднявшись по крутому склону, мы ожидали увидеть село, но первое что мы увидели, было маленькое сельское кладбище. Вдалеке проглядывались какие-то строения, и я отправился к ним в поисках воды, а Артём вернулся к лодке.

На полпути по дороги, меня нагнала старенькая красная "Тройка". За рулём автомобиля был мужчина лет 50-60. Я махнул ему рукой, чтобы он остановился, но он остановился бы в любом случаи, т.к. сюда редко заходят люди. В основном по полям гуляли без пастуха коровы да овцы.

Я спросил у мужчины, которого звали Владимир Вячеславович Калачанов, можно ли тут где-нибудь набрать воды. Он посадил меня к себе в машину, и мы поехали к нему. Проехали мы всего метров 200-300 и остановились у старенького домика, но с ухоженной дворовой территорией и огородом. Звонким лаем встретил нас цепной пёс. Когда мы вошли во двор из-за дома показался ещё один старый, повидавший жизнь, чёрный пёс. Он был очень спокоен и без особого любопытства смотрел на меня. Это спокойствие меня немного насторожило, но напрасно – ему не было до меня никакого дела. Осмелившись, я решил погладить его.

Позже из дома вышли жена Владимира Вячеславовича Нина Ефимовна и их невестка Жанна. Естественно я не мог не расспросить их о жизни в селе. Разговорчивей всех была Нина Ефимовна – бывшая учительница. В каждом слове её ощущались начитанность и ум.

Живут они в селе одни! Все остальные семьи разъехались ещё в советское время! Лишь изредка в село приезжают так называемые дачники, которые даже и дома свои не восстанавливают. У семьи 200 гектар земли. Обработать такое богатство им не представляется возможным из-за отсутствия техники, поэтому они разводят овец и коров, которые кормятся на их бескрайних полях. Жизнь в селе тяжелая, но скучать некогда – работы много. На мой восторг, как у них тут хорошо, они, усмехнувшись, ответили, что все восхищаются, но жить и работать в деревне никто не хочет.

Недавно их семья пережила несколько судебных тяжб с анастасийцами из села Меловое. Оказывается, Владимир Вячеславович не до конца оформил земли на себя, а анастасийцам очень приглянулась их красивая земля. Но семья Калачановых отстояла своё имущество.

Из Трубино я ушёл с гостинцами: полбуханки трубинского хлеба, два больших вкусных яблока и бутылка родниковой воды.

Артём тоже зря времени не терял. Пока я интервьюировал Калачановых, он перегнал лодку в Трубинский овраг к ручью. Преодолеть нужно было всего несколько десятков метром, но т.к. пришлось грести по манной каше, по которой шныряли змеи, то он потратил на это около получаса.

Причалив к берегу, Артём уже начал волноваться, что я так надолго пропал в селе. Я действительно задержался у Калачановых чуть ли не на час, и Солнце было уже совсем низко. Было принято решение ночевать у ручья в Трубинском овраге.

Вымыв лодку, я занялся палаткой, а Артём разведением костра. Позже мы приготовили себе вкусный ужин, поели, попили чай и легли спать.

Проснувшись на рассвете, Артём занялся лодкой, а я пошёл в Трубино за водой. По пути увидел удивительную вещь – посреди деревни, где в основном развалины старых домов, одиноко стоит новенький таксофон.

Пока Владимир Вячеславович набирал мне воду, я пофотографировал на телефон их удивительное хозяйство.

Нижняя Банновка.

От Трубино до Нижней Банновки около 8-9 км и мы хотели добраться туда по утреннему холодку. В принципе 30 градусов это уже для нас был холодок, и мы догребли до села за пару часов. Я уже более уверенно держал вёсла и почти не косил!

Когда мы подплывали к Нижней Банновке, прежде всего, удивило место расположения села. Село располагается между двумя глубокими оврагами, которые оба образуют залив Банный. В овраге, который выше по течению от села находится небольшое озерцо с чистой водой. Там мы и решили оставить лодку на сохранение купающимся женщине с детьми, чтобы самим попутешествовать по селу налегке.

Одев рюкзаки, мы пошли в село. У нас было несколько целей: 1. Пофотографировать село. 2. Найти Наталью Мулину – местного библиотекаря, чтобы поговорить с ней об истории села и возможно взять у неё какие-нибудь материалы о селе. 3. Узнать, как добраться до Можжевелового оврага.

Цель №1 была достигнута. Вот результат (фотографировал на телефон):

Школа Нижней Банновки

Нижняя Банновка

Памятник в Нижней Банновке

Цель №2 тоже достигнута с успехом. Большое спасибо Наталье Мулиной! Результат появится осенью на нашем сайте в виде статьи о Нижней Банновке.

Цель №3 соответственно тоже достигнута. Подробности будут ниже.

Вернувшись к Волге, мы первым делом искупались в озере.

А потом мы отправились в Можжевеловый овраг .

По волчьим тропам.

Когда я делился со своими друзьями планами о походе, почти все почему-то предупреждали меня о волках. Кто-то вообще пытался отговорить, а кто-то рассказывал, как правильно им нужно ломать шею. В общем, я не придал особого значения этим словам. А зря!

***

Можжевеловый овраг - это единственное место в Саратовской области, а может быть и во всём Поволжье, где в диких условиях растёт можжевельник казацкий. Местные жители называют его Можелёв овраг. Так, говорят, проще и быстрее. Хотя для чего им его быстрее говорить, если они это слово, наверное, употребляют всего пару раз в году? У кого не спросишь в селе об овраге, никто не был там, а если и был, то в молодости! Да и про пожар в овраг никто нам так ничего и не рассказал. Хотя я слышал, что в 2010 году Можжевеловый овраг сгорел дотла. Вот даже сюжет на "Звезде" был:

В общем, решили посмотреть местную достопримечательность и проверить всё сами. Муж Натальи Мулиной любезно объяснил нам, как туда добраться. Нужно было на лодке из залива Банный проплыть пару километров вниз по течению и первый же овраг перед горой Сырт будет Можжевеловым.

Мы так и сделали.

Причалили к оврагу. Лодку и рюкзаки решили спрятать в кустах. Причём в разных – лодку в одних, вёсла в других и два рюкзака в двух разных кустах. Так увлеклись, что не взяли с собой даже топор и нож.

Пошли дальше по оврагу. Овраг, как овраг, ничего особенного. Но чем дальше заходишь, тем больше чувствуешь, что меняется воздух, дышать становится легче и приятнее. Ступали на землю очень осторожно, т.к. змей было просто жуть как много. Да и по-другому никак и нельзя было, тропинки-то натоптанной не было! Шли по траве, по кустам, прыгали через сушняк, а потом и вовсе пришлось идти по руслу ручья. Так мы протопали больше полукилометра, а можжевельник так и не встретили.

Мы прошли овраг почти до конца и решили подняться наверх по одному из склонов, который разделяет овраг на два оврага и с энтузиазмом продолжили поиск можжевельника.

Энтузиазма поубавилось сразу после того, как на одном из склонов с гладкой полупесчаной поверхностью, мы обнаружили свежие волчьи следы. Конечно, мы не настольно опытные, чтобы отличить следы большой собаки, от следов волка, но всё-таки подумали, что может делать в такой глуши собака? До деревни-то далеко! И тем более нашего опыта не хватило и на то, чтобы определить, когда именно проходил тут хозяин лапищи. Но поверхность обдувается ветрами со всех сторон, и если волк проходил тут несколько часов назад, то ветер бы разравнял след и мы бы его не заметили. В общем, то, что это был волк, уже не оставалось сомнений.

Говорят же, что у страха глаза велики. Так вот у нас они стали настолько велики, что на противоположном склоне, мы увидели необычное растение похожее на можжевельник. Про волка мы тут же забыли и отправились туда.

Взбираясь по новому склону, мы увидели новые волчьи следы, и уже видно было, что тут проходила целая статья. Поднимаясь всё выше и выше, идя по волчьим следам, у меня было такое ощущение, что как только я поднимусь на самый верх и загляну за бугорок, я увижу волка глаза в глаза. Тут-то мне и припомнились все предупреждения друзей о волках. В особенности как ломать им шею и что не стоит этого делать, когда их много, т.к. нас уже ничего не спасёт.

Слава Богу, за бугорком волков не оказалось, и мы принялись изучать можжевельник.

Растение действительно необычное, но совсем не такое, как я видел в других странах. У нас можжевельник стелется по склонам оврага и от этого не менее красивый, чем, скажем, в Крыму. Мы его пофотографировали, понюхали и даже попробовали на вкус. Не зря же мы так долго его искали!

Спускались мы уже по-другому склону, но и тут была волчья тропка. Видно было, что она вела к воде, куда нужно было и нам. Назад мы уже шли не так аккуратно, как сюда. Ветки и трава больно царапали ноги, кровь текла из царапин. Было такое ощущение, что если бы меня сейчас укусила змея, то я бы и не заметил этого. По пути я подобрал большую палку и острый булыжник. От стаи это, скорее всего, не спасло бы, но с этими аргументами было как-то поспокойней.

Подобрав по пути рюкзаки и лодку, я первым делом достал топор, но мы были уже у воды и вряд ли волки нас тут побеспокоили бы. Как сказал Артём: "Вода не их стихия".

После такого приключения нужно было охладиться. Мы спустили лодку на воду и, оставив рюкзаки на суше, отплыли на несколько десятков метров от берега. Ближе к фарватеру вода стала чище и мы с удовольствием поныряли в ней.

Вернувшись к берегу, мы покидали рюкзаки в лодку и отправились к следующей точке нашего похода – к селу Белогорское.

Белая земля.

Любуясь красотами Сырт-горы и горы Скоробогатова мы незаметно прогребли 4 км и, вывернув из-за очередного пригорка, увидели конечную цель нашего путешествия – Дурман-гору. Но до неё было ещё очень далеко, а Солнце приближалось к горизонту, и одной из целей нашего путешествия – заночевать на Дурман-горе, - в этот раз не представлялось возможности сбыться.

Мы решили проплыть ещё несколько километров, пока Солнце совсем не закатилось за волжские горы, и я сел за вёсла. Мы настолько увлеклись с Артёмом разговорами об истории, политике и философии, что не заметили, как приблизились к Белогорскому. Об этом нам дал знать памятник в честь лётчиков Сталинградского фронта, который стоит на высоком берегу Волги.

Вот это да! Мы и не думали, что так быстро доберёмся до Белогорского. Однако приняли решение, что будем ночевать не в селе, а в овраге перед селом.

Как обычно, я занялся палаткой, а Артём костром и ужином.

После вкусного ужина можно и прогуляться по окрестностям.

Проснулись рано. Были большие планы на день:

1. Посетить село Белогорское и запастись водой.

2. Посетить утёс Степана Разина и Невольничий овраг.

3. Залезть на Дурман-гору.

4. Вернуться в село и посетить местный музей.

5. Уехать в город.

Догребли до пристани Белогорского быстро. Я взял бутылки и пошёл в село за водой. От берега до села шёл километра полтора по зною и без капли воды. У первого же дома встретил мужчину и попросил у него воды. Он ответил, что сам с трудом добывает воду, поэтому сказал только, где её можно добыть. Я отправился к роднику, который указал мужчина (как в последствии выяснилось мужчину звали Анатолий Михайлович), но не мог пройти мило дома Дважды Героя Советского Союза Николая Михайловича Скоморохова .

Набрав воды в роднике, я вернулся к пристани.

Накануне Артём спрашивал меня, почему Белогорское называется Белогорским. Я ему ответил, что сегодня всё сам увидишь. И он увидел, а для Вас я сделал вот такое вот фото.

В Невольничьем овраге мы планировали оставить вещи и уже оттуда начать экспедицию по изучению района утёса Степана Разина, но проплывая мимо одного из оврагов, я увидел очень знакомую архитектурную постройку – печь по обжигу извести. К этому оврагу мы и причалили.

В этом овраге были рыбаки и отдыхающие. Мы обратились к отдыхающим с просьбой посторожить лодку и рюкзаки, а сами налегке отправились изучать местность.

Марш-бросок до Даниловской балки.

Изучение местности начали с осмотра печи по обжигу извести. Когда-то тут было небольшое поселение с заводиком по производству извести. Были построены дома для рабочих, проложены рельсы для вагонеток. Известь вывозилась баржами, а в 20 веке её стали вывозить грузовиками. Но в 60-е годы заводик закрыли, и до нашего времени сохранилась только печь.

Основной целью нашего путешествия являлась Дурман-гора, но отделял нас от неё Невольничий овраг. Мы подумали, что не зря же Степан Разин в нём содержал невольников и решили обойти этот овраг вдоль берега, а не напрямую. И не зря, т.к. он оказался действительно длинным и глубоким с отвесными обрывами.

Но из оврага наверх вела вот такая вот облагороженная тропинка, по которой без труда можно было забраться наверх.

Продолжив путь вдоль берега, мы столкнулись с проблемой - наверх не было ни одной тропинки. Выбрав более менее пологий склон, мы решили покорить гору по нему. Но это только снизу склон казался пологим, как только мы оказались на нём, иначе как ползком на четверёньках по нему вскарабкиваться было невозможно.

Подъём усложняла очень сильная жара, которая в этот день нависла адская. С собой мы взяли только бутылку воды, но и она уже почти заканчивалась, т.к. мы не только пили, но и умывались, чтобы хоть как-то остудить свои раскалённые, покрывшиеся пылью, головы.

И всё-таки мы вскарабкались!

Осмотрев окрестности, я поймал себя на мысли, что Дурман-гора казалась мне гораздо выше. И я не ошибся. Как только мы выглянули за бугорок, то увидели ещё более крутой подъём, гораздо выше прежнего. Но назад дороги уже нет, и мы полезли покорять второй подъём, и были вознаграждены потрясающими видами.

Возможно, мне показалось, но, по-моему, в Белогорском когда-то жил большой романтик, который высадил лес в виде сердечка.

Время прошло уже порядочно, и нужно было возвращаться, но я уговорил Артёма идти дальше, чтобы посмотреть Даниловскую балку, которая по моему представлению была совсем рядом. Но Дурман-гора оказалась даже не горой, а целым плато, которое простиралось на несколько километров на юг.

Даниловская балка - это огромный живописный овраг. Он настолько большой, что раньше в нём умещалось 5 деревень. Деревень уже не сохранилось, но вот пещера Старовера сохранилась до наших дней. Этой пещерой я и привлёк внимание Артёма, чтобы дойти до Даниловской балки, но, к сожалению, точного месторасположения этой пещеры я не знал и мы её так и не нашли.

Выйдя через несколько километров к Даниловской балке, мы поразились её размерами и небом над нами!

Пещеру старовера мы так и не нашли. Как оказалось не там искали. Она действительно находится в Даниловской балке, но примерно в 15 км от нас.

Возвращаться решили не по верху, а опять вдоль берега. Нашли удобный спуск со стороны Даниловской балки, и пошли к лодке. Лодка и рюкзак ждали нас в целости и сохранности, а так же ждал нас арбуз, которым нас угостили местные отдыхающие дамы! Немного перекусив, мы сели в лодку и поплыли в Белогорское.

Возвращение в Красноармейск.

У белогорской пристани мы вымыли лодку, просушили, сложили её и отправились в село.

Первым делом зашли к уже знакомому Анатолию Михайловичу, т.к. у него была машина. Мы попросили его довести нас до трассы. Он по уважительной причине отказал нам, но подробно расспросил, кто мы и что мы тут делаем.

Распрощавшись с Анатолием Михайловичем, мы пошли на родник пополнять запасы воды. Набрав воды и умывшись, мы поспешили идти на поиски машины, но обойдя несколько дворов с машинами, мы везде получили отказ.

Отчаявшись засветло добраться до трассы, мы уже морально готовились остаться ещё на одну ночёвку под свежим воздухом, но в густой пыли мы увидели приближающуюся к нам знакомую машину Анатолия Михайловича. Он, не смотря на свою уважительную причину, всё-таки решил нас добросить до трассы.

- Мужики, - сказал нам Анатолий Михайлович, - знаете, почему я решил помочь Вам? Да потому что сейчас уже никто не ходит в поход на весельных лодках. Все только на моторах.

Нам было лестно слышать такие слова в свой адрес, от мужчины, который прожил достойную жизнь. Дорога до трассы была длинной и не асфальтированной и за это время Анатолий Михайлович, многое рассказал нам о селе Белогорское, о своём знакомстве со Скомороховым, и частично о своей жизни.

Но и плохой дороге настаёт конец, а вместе с тем закончились и интереснейшие рассказы Анатолия Михайловича. Он высадил нас на трассе и уехал в село. Он бы довёз нас и дальше, но уважительная причина и ГИББД помешали бы сделать ему это.

А ГИББД стаяло прямо на повороте к Белогорскому и это сильно осложняло нашу задачу поймать попутку, т.к. водители не рискуют добровольно останавливаться рядом с ГИББД так же, как не рискнули бы, если их ночью пытались остановить люди с чулками на голове.

Нам было тяжело нести рюкзаки и лодку, чтобы отойти подальше от экипажа ГИББД и в течение полутора часов мы пытались поймать попутку, но всё безуспешно. Тогда я подумал, если мы не можем уйти отсюда в другое место, тогда пускай уедут отсюда гаишники и начал их фотографировать. Стоит им только остановить кого-нибудь, я с присущим мне артистизмом доставал из кармана телефон и фотографировал всё, что делают гаишники.

Оказалась очень действенное средство. Уже после второй сфотографированной машины, гаишники с нервозностью уехали с насиженного места, а мы уже через 5 минут поймали попутку и поехали по домам: Артём в Саратов, а я в Красноармейск.

Доехав до Красноармейского КПП, я мог бы вызвать себе такси и поехать спокойно домой, но стоп, я же ещё в походе, а значит в город нужно добираться только автостопом. Первый же взмах рукой и остановилось сразу две машины. Вот, что значит Родная земля!

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день