"Стрелка" намерена развивать набережную Саратова по гонконгскому сценарию

8323

18 декабря 2017, 12:28

В группе "Говорит Саратов" Facebook опубликована вторая часть интервью с историком и партнером КБ "Стрелка" Григорием Ревзиным.

В прошлый раз эксперт рассказал создателю и модератору паблика Елене Налимовой о проекте "Стрелки" по реконструкции саратовской набережной. Во второй части интервью речь зашла о том, как убрать пробки с улицы Чернышевского. В частности, Ревзин подробно рассказал об идее строительства траволатора (горизонтального эскалатора).

- Григорий Исаакович, расскажите об идее уличных эскалаторов и траволаторов на саратовской набережной.

- Скажем так, внутри нашего инициативного предложения есть одно еще более инициативное предложение. Смысл вот в чем. По проекту Генплана, вдоль всей набережной сейчас предполагается сделать шоссе. Собственно, под это и убираются промзоны, и отрезаются предприятия от Волги. Ваши архитекторы это обосновывают тем, что дальше у вас там большой жилой район и к нему есть только один путь – по главной улице вдоль Волги, улице Чернышевского. Поэтому они хотят сделать дублирующий путь вдоль набережной.

Понятная мысль, но есть проблема. Новая дорога вдоль Волги упирается в вашу прекрасную Набережную Космонавтов и непосредственно к мосту подойти не может. Чтобы к нему попасть, надо по улице, которая носит чудесное название Бабушкин взвоз, подниматься наверх и потом дальше по маленьким улочками двигаться к мосту. Это означает, что на дублирующей улицу Чернышевского магистрали у вас всегда будет стоять пробка. И она всегда будет вонять. И мне это совершенно не понравилось. Это не соединяет город с рекой.

Конечно, вашим специалистам это тоже понятно. У вас кроме генплана есть проект про транспорт. Там предполагается трамвай, который хотят пустить вдоль линии сегодняшней железной дороги. Если вы знаете, внутри набережной есть железная дорога, которая ведет к ГРЭС. Но трамвай, по действующим нормам, создает зону отчуждения. Получается такая минимально 70-метровая в ширину зона, на которой ничего нет и по которой ходит трамвай. Это много. Все идеи с активной набережной тогда распадаются. Потому что, представьте, этот мост вдоль реки, потом (выше к городу) 70 метров пустоты, а потом начинается какая-то застройка. Это означает, что набережная отчуждается от города и получается один большой пустырь.

Опять же, этот трамвай доезжает до сегодняшнего центра, а дальше ему надо как-то подняться наверх по Бабушкиному взвозу или по предыдущей улице. Ну, то есть он там встает. Я вообще-то очень люблю трамваи, сам бы с удовольствием его туда врисовал, но он не влезает.

Нам кажется, что никакой транспорт на эту набережную "сажать" не надо, все равно нет сквозного проезда через город, мы просто сделаем пробку. Так родилась идея, когда вместо общественного транспорта пускается траволатор, как в аэропорту, такая длинная штука. Есть несколько стран, где я такое видел, прежде всего, в Гонконге. Есть в Испании, в Италии, но там я не ездил, а в Гонконге был, ездил, там траволатор протяженностью уже почти 10 километров, и они все время эти сети развивают.

- Насколько это дорого?

- Ну, если учитывать стоимость территорий, которые предполагается "выбросить" под размещение трамвая – 70 метров на 6 километров – это довольно экономное решение. Траволатор: две линии по 70 сантиметров и плексигласовая крыша над ними. Скорость у него порядка 7 километров в час, а если по нему идти, то все 12. У трамвая 15 километров в час - не очень большая разница. И мы хотели пустить его посередине промзоны, на всю ее длину.

- Но опять вопрос о погодных условиях Саратова, Вы привели в пример теплые страны и теплые города. А у нас бывает и метель, и лед – все, что угодно.

- Нет, в Италии это довольно холодный город, в горах. А какая разница? Ну, естественно, это надо закрыть в такой стеклянный тоннель, но это не очень дорого.

- В российских городах аналога нет, правильно я понимаю?

- Да, ничего из того, что я перечислил, не имеет аналогов в российских городах. Я еще раз вам говорю – это инициативный проект, он был направлен на то, чтобы в Саратове была реконструирована промзона. И реконструирована так, как нигде.

Хотя это типовая проблема у нас во всех городах, которые находятся на реках, вся береговая линия занята промзонами и везде вот такой же, как у вас, "нарывающий" кусок города. Больше, правда, не на Волге, а например, в Перми, Красноярске, сибирских городах. Нам было интересно показать, какого качества пространство можно сделать из такой зоны. На примере Саратова. Что-то мы взяли из Лондона, что-то из Лозанны, что-то еще из каких-то мест. Мы берем новые практики и довольно модные, которых в российских городах нет, но они есть в мире. Поэтому нам и интересно это сделать.

- И набережная Саратова – это первая набережная, для которой Вы предложили инициативный проект?

- Первая, да. Я в личном качестве участвовал в обсуждении программы конкурса по набережной Москвы. Но это был очень масштабный проект и городская администрация его вела по-своему. Мы в итоге даже не стали участвовать в конкурсе, хотя мне хотелось. Других набережных до этого мы не делали.

- Вы имели отношение к проекту реконструкции Привокзальной площади?

- Его делало КБ "Стрелка", я его не вел, но я работаю в КБ. И вот вы представьте, там практически никаких коммерческих интересов. Теперь сравните с проектом набережной: шесть километров протяженность на километр ширины, огромное количество недвижимости. Мы там сохраняем все фабричные постройки, которые кажутся нам важными. Они все превращаются в магазины, рестораны и общественные учреждения. Кроме того, там строится масса жилья. Не так много, как хотелось по генплану, но все равно – примерно триста тысяч метров. Вот это большие коммерческие интересы. Это вам не Привокзальная площадь. И не думаю, что это так легко будет принято.

- Вы предполагаете, что Саратов будет активно противодействовать? 

- Да вы поймите, что рано об этом говорить. Для начала нужен кто-то кроме меня, кроме КБ "Стрелка", кому это понравится, кто скажет: "Я хочу этот проект". Хорошо, если это скажет губернатор.

Полная версия текста доступна по ССЫЛКЕ.

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Рейтинг: 1.7 1 2 3 4 5
Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день

Главные новости