Алексей Салько: бурная эклектика

Его "купеческая архитектура" создала облик старого Саратова

Рубрику ведет Алексей КАШАНИН, архитектор, член правления Фонда гражданского строительства и экспертизы им. С.А. Каллистратова

6814

11 марта 2015, 09:00

Алексей Маркович Салько один из самых известных зодчих, чье имя связано с нашим городом. Он прожил 79 лет и 44 из них проработал городским архитектором Саратова. В тревожном двадцатом веке затерялись следы его могилы, но памятником таланту и работоспособности этого человека остается множество зданий на саратовских улицах и площадях.

 

Алексей Салько родился в 1838 году в Полтаве, в семье старшего лекарского ученика. Имея с юных лет наклонности к рисованию и черчению, он поступил в Петербургский институт гражданских инженеров и закончил его в 1862 году. После получения диплома молодой специалист был назначен архитекторским помощником в Саратовскую строительную и дорожную комиссию. 

Спустя четыре года Салько защитил диссертацию об устройстве водопровода и получил звание инженера-архитектора. В 1870-м он стал городским архитектором и проработал на этой должности вплоть до выхода на пенсию в 1914-м.

В разные годы Салько совмещал основную службу с работой в качестве архитектора Саратовского института благородных девиц и Саратовской епархии. Был награжден орденами Cвятого Владимира IV степени, Cвятой Анны II и III степени и Cвятого Станислава II степени. Избирался гласным Городской думы. Был участником I съезда русских архитекторов, проходившего в Санкт-Петербурге в 1892 году.

Бесспорно талантливый архитектор, обладавший кроме таланта еще и колоссальной работоспособностью, Алексей Маркович Салько за время своей более чем полувековой деятельности изменил архитектурное лицо Саратова. Конечно, тут сыграло огромную роль и то, что годы его творческого расцвета совпали со временем бурного роста города.

"Саратов в наши дни, со своим 120-тысячным населением, восемью тысячами учащихся в 69 школах, примерно устроенных, 600 тысячами годового бюджета, 138 фабриками и заводами, 16933 зданиями, сравнительно развитой публичной прессой (9 изданий, в т. ч. пять газет), со своим музеем, пассажем, частью асфальтовыми тротуарами на главных улицах, водопроводом, железной и конно-железной дорогами, оперным и драматическим театрами, обширной библиотекой и светлой публичной читальной залой принимает по местному общественному сознанию столичный облик", – писал в 1893 году местный историк Сергей Кедров.

В это время значительно увеличиваются темпы строительства, расширяется архитектурная типология. Возводятся новые промышленные предприятия – фабрики и заводы, складские помещения и транспортные узлы, здания банков, кредитных и акционерных обществ, учебных заведений, больших универсальных магазинов, вокзалов, доходных домов.

Но при этом увеличивается и хаотичность городской застройки, формируется резкий контраст между центральными районами и периферией. Плотно застроенный центр порой утрачивает принципы ансамблевости, архитектурного единства улиц и площадей, сформированные в эпоху классицизма. Это время, когда в архитектуре господствует эклектизм.

Во многом облик фасадов зданий определяет вкус и материальные возможности  частного заказчика. Смешение различных псевдостилей в одной постройке становится почти повсеместным. Это время, когда архитектура говорит на смеси "французского с нижегородским" – таков был язык эпохи. Пользовался этим языком и Салько.

По числу реализованных проектов Алексею Марковичу безоговорочно принадлежит первое место в практике городского строительства. По его чертежам в Саратове построены десятки зданий разного типа и назначения, многие из которых и сейчас украшают город и исправно несут свою службу.

С большой вероятностью можно сказать, что одним из первых реализованных проектов Салько, тогда еще младшего инженера строительного отделения Губернского Правления, стала часовня в память спасения Александра II от покушения, вчерне выстроенная в 1867 году на Театральной площади. По проекту на стенах должны были поместить "барельефы с изображениями замечательных событий из царствования императора Александра II". Однако  отделка часовни, ввиду нехватки средств, продолжалась целых шесть лет, а предусмотренные барельефы на стенах с изображением "замечательных событий" так и не были выполнены.  Кубический объем часовни оформлен крестообразно расположенными четырьмя перспективными порталами, один из которых, юго-западный,  выполнял функцию входного. Порталы имели щипцовые завершения. Низкая луковичная  глава на широком низком барабане увенчивала сооружение.

В 1934-м часовня, как и большинство других культовых сооружений Саратова, была разобрана. В 1998 году она была воссоздана в основных формах по чертежам зодчего на прежнем месте. Правда, часовня, переданная  епархии,  так и осталась недостроенной, у нее до сих пор не возведены 16 пристенных колонн, обрамлявших четыре портала.

В 1874 году по заказу известного общественного деятеля и просветителя Василия Дмитриевича Вакурова Салько проектирует на углу Театральной площади и Никольской улицы (ныне ул. Радищева) трехэтажный доходный дом. Нижний этаж сдавался в аренду под магазины, а в верхних в 1876-м открылась "Столичная гостиница". На рубеже XIX –XX веков здание было надстроено четвертым этажом.

Нельзя назвать этот дом творческой удачей Салько – в нем явно не найдена гармония пропорций, а активный декор в "псевдорусском" стиле из фигурного кирпича перегружает фасады. В результате здание выглядит тяжеловесным. Сейчас это один из корпусов аграрного университета.

В 1876 году по проекту Салько было построено шесть двухэтажных торговых корпусов на Хлебной площади, четыре из которых выходили на Александровскую улицу (ныне ул. Горького). В дальнейшем по его же проекту они были расширены еще тремя каменными корпусами, в том числе и по линии тогдашней Петропавловской (ныне ул. Кутякова) улицы, где были устроены "лавки для мясной, рыбной, хрустальной, бакалейной и прочей торговли – со всеми необходимыми приспособлениями по роду торговли".

Как и большинство построек Салько, торговые корпуса были выполнены в открытом фигурном кирпиче с активным использованием его декоративных возможностей. Сложно профилированные карнизы, лучковые аттики, каменные подзоры, упрощенные приставные полуколонны, рустовка – весь набор этих характерные черт "купеческой архитектуры" Саратова конца XIX века присутствует в этих постройках. Грамотно и добротно сделанная архитектура служит городу и по сей день (пять из девяти корпусов сохранились), создавая неповторимую историческую среду его центра.

Летом 1877 года было закончено отделкой большое трехэтажное строение на Малой Сергиевской улице (ныне Мичурина), спроектированное Алексеем Марковичем по заказу купца Григория Очкина. Строгий, абсолютно симметричный фасад здания декорирован очень сдержанно. Ось симметрии подчеркивается центральным входом, выделенным литым чугунным навесом на четырех изящных столбах. В интерьере до сих пор сохранилась представительная чугунная лестница художественного литья.

В этом строении Салько показал себя уже опытным зодчим, способным добиться гармонии и ясности композиции, не прибегая при этом к декоративным излишествам. С 1877 по 1890 годы здание арендовало Александро-Мариинское мужское реальное училище. Именно здесь учился великий русский художник-символист Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов.

Следующей постройкой Алексей Маркович подтвердил свое мастерство и полностью "реабилитировал" себя за неудачу с домом Вакурова. Здание Окружного суда и судебной палаты по линии Московской улицы строилось в две очереди: первая – в 1878-м, вторая – в 1883-м. Сверхпротяженное, едва ли не самое крупное на тот период времени трехэтажное сооружение отличается ясностью композиции и строгостью форм. Используя разбивку фасада на отдельные композиционные "порции", ему удалось  избежать монотонности, а выделением среднего этажа арочными окнами и применением  в его декоре упрощенного композитного ордера и барочных волют смягчить строгость форм и придать зданию нарядность и респектабельность.

Нижний этаж всего сооружения до революции сдавался в аренду под магазины. В верхних этажах располагались окружной суд, съезд мировых судей и судебная палата.

В том же 1878 году по проекту Салько на месте деревянной Покровской церкви за оврагом, на Безымянной площади, была заложена новая каменная. Строительство грандиозного для Саратова храма на три с половиной тысячи прихожан шло около четырех лет. В 1891-м были построены хоры в церкви, в 1897-м состоялась закладка колокольни, спроектированной также Алексеем Марковичем. Строительство самой высокой в городе пятиярусной колокольни шло довольно долго, но в 1902 году Покровский собор получил свой завершенный вид.

Крестово-купольный пятиглавый храм кубической формы с колокольней, поставленной на одной оси с церковью, был выполнен в "псевдорусской" стилистике. При этом в его оформлении присутствуют как древнерусские, так и барочные мотивы.

В 1935-м колокольня была разобрана, а с самой церкви сняты купола. В 1990 здание Покровской церкви передано Саратовскому епархиальному управлению. Колокольня была восстановлена, храм полностью отреставрирован.

Во время строительства  Покровской церкви в 1881 году Алексею Салько был заказан проект воскресной рукодельной школы и богадельни при ней. А спустя пять лет состоялось торжественное открытие двухэтажного вместительного здания (ул. Горького, 83).

Расположенная за Глебучевым оврагом, "на горах", заселенных в основном саратовской беднотой, школа открыла многим детям доступ к грамоте. В 1890 году в ней училось 132 мальчика и 116 девочек. Первый этаж занимала богадельня, второй – школа. После революции  в здании размещалась средняя школа № 30. В 1952-м она была значительно расширена пристройкой и надстройкой третьего этажа. В 2007-м здание передано Саратовской епархии, общеобразовательная школа преобразована в Свято-Покровскую православную классическую гимназию.

(Продолжение следует)

Материал подготовлен при поддержке Фонда гражданского строительства и экспертизы им. С.А. Каллистратова

Ссылки по теме:

Василий Суранов: присутствие классики

Григорий Петров: углы времени

Александр Клементьев: аура неоклассики

 

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Рейтинг: 4.38 1 2 3 4 5
Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день