Профанация контроля и надзора и бурная бездеятельность

4639

4 апреля 2020, 03:34

В копилку обоснований снижения индекса промышленного производства и не только. Выскажу версию, построенную на фактах, почему мы видим негативную динамику во всем и ждать ли перемен.

С 2007 года в Саратовской области Роспотребнадзор выдал 2200 санэпидзаключений о соответствии разработанных предприятиями проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ) санитарным нормам и правилам. Однако большинство предприятий не смогло внести сведения о СЗЗ в реестр границ ЕГРН. Расскажем, что тормозит процесс и что делать компаниям.

В августе 2018 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 342-ФЗ, в Земельный кодекс Главу XIX. Зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), одним из видов которых являются санитарно-защитные зоны (СЗЗ). А также установил, что до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными, даже если в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведения о таких зонах отсутствуют. Необходимое условие: до дня официальной публикации закона — 3 августа 2018 г., зоны должны быть установлены одним из следующих способов:

  1. решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
  2. согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
  3. нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
  4. решением суда.

Принятые новеллы содержат достаточно хорошее и понятное регулирование.

Так в чем проблема? Рассмотрим на примере правоприменительной практики по пункту 2.

Для начала экскурс в историю вопроса нормативного регулирования санитарно защитных зон.

Взгляд в историю: как менялись нормативные требования

Нормирование СЗЗ

  • 1939 г. ОСТ 90014-39 Общесоюзные санитарные нормы и правила строительного проектирования промышленных предприятий;
  • 1943 г. ГОСТ В-1324-43 Предприятия промышленные. Санитарные нормы и правила проектирования;
  • 1947 г. ГОСТ 1324-47 Предприятия промышленные. Санитарные нормы и Правила проектирования;
  • 1951 г. НСП 101-51 Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий;
  • 1963 г. СН 245-63 Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий (технологические нормативы на концентрацию в выбросе 10-15 ПДК рабочей зоны, высота труб в зависимости от вида топлива и его расхода)

Нормируемые вещества

  • 1963 г. СН 245-63 - 37 веществ ПДК населенных мест и 1 группа суммации
  • 1971 г. СН 245-71 - 114 веществ и 21 группа суммации
  • В Настоящее время 2464 вещества и 57 групп суммации + СанПиН 2.1.6.1032-01 плюс дополнительно введен  Критерий 0,8 ПДК для отдельных территорий - ГН 2.1.6.3492-17. ПДКм.р., ПДКс.с., ПДКс.г. загрязняющих веществ

Удивительно, но и в суровые годы войны, вопросам санитарного нормирования уделялось пристальное внимание. Да, контролируемых параметров было меньше, но порядка больше – жилую зону не строили в 15 метрах от резервуарных парков, с одной стороны, а промышленные предприятия проектировали и строили на разумном удалении от жилой застройки, с другой.

Правоприменительная практика сегодня

На примере отдельно взятого региона и его областного центра: Саратов

С 2007 года в Саратовской области уполномоченный на принятие решений об установлении СЗЗ государственный орган - Роспотребнадзор выдал 2200 санэпидзаключений о соответствии разработанных предприятиями проектов СЗЗ санитарным нормам и правилам.

Цифра кажется большой, но на самом деле, большинство предприятий Саратовской области не смогли реализовать норму п.8 ст. 26 ФЗ-342 от 03.08.2018 - внести сведения о разработанных и согласованных уполномоченным органом исполнительной власти границах зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования - именно так звучит эта норма.

Большинство предприятий Саратовской области, обратившихся в Роспотребнадзор за принятием решения об установлении СЗЗ по согласованным ранее самим же Роспотребнадзором проектам СЗЗ, получили типовой отказ:

"Решение не принималось" - никто не спорит, мало того,  в тот период времени оно и не требовалось, процедура завершалась на этапе получения санэпидзаключения.

Но, меняются нормативные требования, законодательство совершенствуется, законодатель принимает, а Президент подписывает законы, направленные на наведение порядка в том числе в части установления ЗОУИТ. Но исполнение этих законов упирается в позиции и мнения уполномоченного органа власти. Итог такой:

г. Саратов, кадастровый район 64:48 внесено санитарно-защитных зон в реестр границ на 01.01.2020г.

ИТОГО: 5 (пять!) предприятий в черте областного центра г. Саратов смогли внести сведения о границах СЗЗ в ЕГРН. При количестве выданных ранее санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов СЗЗ санитарным требованиям 2200!

15 марта 2018 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".

Этим постановлением определен предусмотренный Земельным кодексом и Законом о регистрации недвижимости порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитной зоны, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ. Постановлением еще более упрощена процедура принятия решения об установлении СЗЗ:

14. К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

а) проект санитарно-защитной зоны;

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

Прошло 2 года, проведем анализ санэпидзаключений, выданных Управлением Роспотребнадзора на проектную документацию "Проект санитарно-защитной зоны" уже по новым требованиям. На всю Саратовскую область за 2 года выдано 36 заключений (без учета сотовых вышек). 

А что Роспотребнадзор? Бездействует? 

Парадоксально, но, к сожалению нет. В части нагнетания административных требований, создания барьеров бизнесу и пренебрежением безопасностью граждан он чемпион. Вместо исполнения приведенной выше нормы п.8 ст. 26 ФЗ-342, уполномоченный административный орган ставит задачи предприятиям исполнить всю работу заново:

 При этом, у органа нет единых, прозрачных и исполнимых требований. Вместо них постоянно меняющиеся "позиции", "мнения", "трактовки" не основанные на нормах действующего законодательства. Например, описывать СЗЗ через расстояние по румбам розы ветров, а не через координатное описание в системе координат, принятой для ведения ЕГРН, как того требует Закон. 

Семь кругов бюрократии: как установить санитарно-защитные зоны

Итак, мы убедились, что с 2007 года 2200 предприятий Саратовской области потратили колоссальные ресурсы на разработку проектов СЗЗ, но ничего не получили взамен, кроме, по сути бессмысленной, бумажки с голограммой - санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта СЗЗ санитарным нормам и правилам. Внести сведения о СЗЗ в реестр границ ЕГРН не смог почти никто. 

Рассмотрим как сложившаяся правоприменительная практика касается обычных граждан? Увы, напрямую: сегодня никто не контролирует процесс жилищного строительства вблизи объектов негативного воздействия. Абсолютно никто.

Ведь если в реестре границ ЕГРН нет записи об ограничении земельного участка, накладываемого режимом СЗЗ, то можно строить прямо в промзоне все что угодно - и жилые массивы и школы с детскими садами. Что сейчас и происходит. Фактическое уклонение Роспотребнадзора от исполнения нормы закона создает проблему всем - и предприятиям и гражданам: одни никак не могут реализовать свое право и обязанность установить СЗЗ и защититься от застройки своей СЗЗ жилыми массивами, другие никак не гарантированы в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

В этой же плоскости находятся вопросы качества территориального планирования, и инвестиционная привлекательность региона, и компенсация ущерба для правообладателей (которая уже есть в законе), и необходимость для предприятий либо вкладываться в сокращение производства (выбросов), либо просто закрываться, сокращая персонал и налоговые платежи в бюджет.

Что делать?

Исполнять закон. Федеральным законом от 27.12.2019 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ст. 26 342-ФЗ внесены изменения и продлен срок реализации права предприятий внести сведения о СЗЗ по ранее разработанным и согласованным Роспотребнадзором проектам СЗЗ:

8. До 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов:

...

2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;

В логике законодателя - эта норма должна работать. Для этого законодатель увеличил срок ее применения до 01.01.2025 года.  

Данная проблема характерна не только для Саратовской области, она имеет федеральный масштаб. Ситуация может измениться, если Правительство РФ, реализует начавшуюся системную работу по "регуляторной гильотине", предусматривающую масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов и наладит работу Роспотребнадзора.

Директор Саморегулируемой организации кадастровых инженеров СРО Союз "Кадастровые инженеры" Еремин Владимир Викторович

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.14 1 2 3 4 5