Каменные вариации времени

2605

30 июня, 12:14

Предлагаю Вашему вниманию ответы на вопросы жителей Саратова, адресованные главному архитектору города Менякину Юрию Ивановичу, моему отцу, напечатанные в саратовской газете "Заря Молодёжи" от 26 ноября 1985 г.. В 2022 году исполнилось 20 лет со дня смерти Менякина Юрия Ивановича. Он умер 16 февраля 2002 года. В память о нём публикуется данный материал.

"Говорят, архитектура - это "музыка, застывшая в камне". Со времен признания зодчества искусством о нем высказывались многие. В том числе люди, не имеющие к проблеме архитектуры никакого отношения. Хотя… возможно ли не иметь к архитектуре никакого отношения? Ведь, как резонно заметил Дени Дидро: "Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру – разбить, но как поступить с фасадом дворца?"

Вот и в ваших письмах, дорогие читатели. Очень много вопросов о внешнем облике Саратова, о судьбе старой части города и о проблемах его новостроек. Все ваши вопросы мы решились адресовать главному архитектору города. Итак, вам отвечает Юрий Иванович Менякин.

Каменные вариации времени, или Саратов вчерашний, сегодняшний, завтрашний.

Ю.Шанский:

- Вспоминаю Саратов двадцатилетней давности и воочию вижу, как меняется его облик. Особенно заметны перемены последних лет. Интересно как планируется развитие города в целом?

Видите генеральный план Саратова 1881 года? А теперь посмотрите на генплан, выполненный московским проектным институтом "Гипрогор" в 1972 году. Саратов 1881 года практически затерялся в десятках новых кварталов сегодняшнего Саратова. Но затерявшись в новостройках, он, тем не менее, послужил отправной точкой дальнейшего развития города, определил магистральные его направления. И новостройки – не что иное, как логическое продолжение старого города. Всё это я говорю к тому, что будущее города обязательно опирается на его прошлое.

Вообще же опорный документ развития города – его генеральный план, который разрабатывается на основе экономического плана. Каждые двадцать лет он перерабатывается с учетом появившихся изменений в градостроительстве.

В. Николаева:

- Каковы особенности предъюбилейного периода жизни Саратова?

- Саратовцы уже наверняка обратили внимание на то, как преображаются тихие улочки старого города. Все старинные, порядком обветшавшие особняки, ремонтируются. Даже те, что предназначены в дальнейшем под снос.

Не меньше у нас забот и с новостройками. Здесь делается упор на повышении качества работ по их отделке и благоустройству. Будете проходить по улице Зарубина между Рахова и Чапаева, увидите наглядный пример – один из первых кварталов проспекта Победы. Все здания здесь отличаются друг от друга цветовым решением, образуя вместе живописный архитектурный ансамбль. В каждом дворе этих домов – благоустроенная детская площадка. Этого добиваются строители в Солнечном и в других районах новостроек города.

И. Студенкин:

- Наша улица (проспект Кирова) – одна из немногих, наиболее полно сохранивших приметы прошлого века. Собственно, это почти музей архитектуры 19 века под открытым небом. Но вот уже несколько лет и на проспекте, и на других улицах старого Саратова сносятся здания… Почему? Неужели нельзя сохранить хотя бы часть старого города, как это сделано в других городах страны?

- Догадываюсь, что автор вопроса под этой ссылкой подразумевает полную неприкосновенность исторической застройки города, не затрудняя себя анализом особенностей центра Саратова. А дело в том, что центр Саратова, сложившись столетия назад, в отличие от центров многих "других городов" остался им и по сей день. И вынужден нести всё возрастающие нагрузки экономической, культурной и общественной жизни города.

Территория застроенной части города увеличилась более чем в десять раз. Заметьте, я сравниваю с началом века! На современную уличную сеть ложится огромная транспортная нагрузка – интенсивность движения только за последние два десятилетия увеличилась в 5 -7 раз. Проект предусматривает создание скоростных магистралей по улицам Антонова-Саратовского и Астраханской, магистралей по улицам Рабочая – Мичурина до улицы Радищева, улицам Мичурина и Чернышевского до Антонова-Саратовского с подземным переходом под проспектом Ленина. Намечены и дублирующие магистрали. Образующееся кольцо обеспечит обслуживание центра и в то же время освободит центральную часть исторической застройки от сложных реконструктивных вмешательств. А значит, наиболее интересные сооружения прошлого будут сохранены. Но нельзя забывать, что город, как живой организм, будет развиваться всегда, и именно в этом заключается специфика реконструкции – у неё нет окончания.

Л. Савочкина:

- Новый проект реконструкции центра вызвал очень много споров. Но больше всего разногласий возникло по поводу судьбы проспекта Ленина. Будет ли что-нибудь предпринято для их разрешения?

- 20 лет назад проект центра Саратова был ориентирован на более решительную реконструкцию. Сейчас основная его идея – бережное, внимательное отношение не только к отдельным памятникам, но и к исторической среде. Но можно ли согласиться с тем, что нынешний проспект на всём протяжении полностью отвечает требованиям Главной Улице города?

Проект реконструкции центра, созданный в этом году московским специализированным институтом проектирования "Гипрогор", предлагает на проспекте строительство жилых многоэтажных домов, больших магазинов, общественных зданий и в то же время сохранение самых ценных в архитектурном плане зданий. Но когда обсуждался проект градостроительным советом города, в который входят представители всех проектных и строительных организаций Саратова, была выявлена возможность полного сохранения существующей застройки. Обе точки зрения слишком категоричны. Поэтому было принято решение провести конкурс на проект застройки проспекта Ленина. Так что судьба проспекта ещё не решена.

С.Кулик:

- Ваша газета дважды публиковала материалы о росписях, обнаруженных в здании бывшего ПТУ деревообработчиков. Но здание, по-видимому, будет снесено. Во всяком случае, крыша его уже разобрана, и росписи подвергаются разрушению. Целесообразно ли разрушать это здание? Не лучше ли организовать в нём музей?

- Росписи были обнаружены уже после того, как здание начали разбирать. На его месте был запроектирован жилой дом. Снос приостановлен. Выяснив ценность находки, специальная комиссия решила сохранить настенную живопись. Её планируется отделить с частью стены и перенести. Куда? Это будет зависеть от окончательного решения судьбы здания специальной комиссией по охране памятников истории, культуры и архитектуры при горисполкоме.

Л.Шобик:

- В ходе подготовки к 400-летию Саратова, мы надеемся будет воссоздаваться старый облик наиболее ценных зданий. Интересно, каких именно? В частности, будут ли восстановлены в первоначальным виде Пассаж на углу улицы Радищева и проспекта Ленина, дом художника Павла Кузнецова?

- Облик наиболее ценных зданий, действительно будет восстанавливаться. Таких зданий около двухсот. Восстановлен будет и Пассаж. Как и десятилетия назад, откроются поде его остеклённой крышей магазины. Останется в ряду памятников культуры Саратова и дом художника Кузнецова. Работа по его восстановлению предстоит очень сложная. Очевидно, его придётся полностью разбирать и собирать заново.

- Юрий Иванович, могут ли саратовцы оказать в этом помощь? Я имею в виду опыт ленинградцев, москвичей, участвующих в субботниках во время реставрационных работ.

- Конечно, работа желающим найдётся. Но субботник субботником. А проблема в том состоит, что любителей старины у нас много, а специалистов по восстановлению нет. Нужны квалифицированные мастера – реставраторы, профессиональный подход к делу и, конечно же, свои реставрационные мастерские. Вопрос об их необходимости в Саратове ставился уже неоднократно, и вот недавно постановлением исполкома городского Совета народных депутатов решено начать их организацию.

И.Базелин, В.Торопов:

- Появление в Саратове пешеходной зоны на проспекте Кирова стало для города большим событием. Будут ли открыты такие зоны в других районах Саратова?

-Раздел проекта реконструкции центра города по системам пешеходных улиц и зон, развивающихся к Волге, предусматривает, помимо проспекта Кирова, организацию пешеходных зон по бульварам на Октябрьской улице, улице Радищева и Бабушкином взвозе. Сюда же должна войти Набережная, которая продолжится до судоремонтного завода и улицы Радищева. А в дальнейшем к ним присоединятся площадь Революции, площадь Кирова и улица Вавилова.

Б.Наливайкин:

- В Ленинграде есть такой опыт использования старых зданий: внутри здания меняют устаревшие коммуникации, обветшавшие опорные конструкции, оставляя нетронутым его внешний вид. Жить в таком доме становится удобнее. Возможно ли это в Саратове?

-Дело в том, что Ленинград, унаследовавший громадные многоэтажные жилые дома, под жильё их и реконструирует. Это экономично. В Саратове же самые крупные старинные дома в большинстве своём – бывшие дворянские и купеческие особнячки двух-трех этажей. Поэтому наиболее удачным применением зданий такого объема в нашем городе стало их переустройство в культурно-общественные учреждения.

Д.Люленков:

Рядом с консерваторией строится музыкальный фонтан. Не будет ли музыка фонтана мешать занятиям студентов консерватории?

- Мне кажется, что заданный вопрос невольно охарактеризовал современный стереотип восприятия музыки – если музыка, то громко! Нет. Музыкальное сопровождение фонтана будет создавать лишь лёгкий праздничный фон. Причём, в те часы и с той силой звучания, которые обязательно будут согласованы с консерваторией.

Ю.Башкиров:

- Какие новинки архитектуры ожидают саратовцев?

- В будущем году в парке Победы будет закончен павильон военной техники. В его экспозиции разместятся образцы вооружения, выпускавшегося саратовской промышленностью в годы второй мировой войны. Скоро начнутся отделочные работы в строящемся универсаме "Детский мир" на проспекте Кирова. Кстати, здание это не типовое. Его проект делался также "Гипрогором" специально для нашего города. Чуть дальше от него, тоже на проспекте Кирова, появится "Салон красоты", по набору услуг аналогичный московскому. Выразительным акцентом, объединяющим застройку набережной Саратова, должно стать 24-этажное жилое здание на Предмостовой площади.

Записала Н.Лабутенко

От редакции: Как вы, наверное, уже поняли, уважаемые читатели, последнего вопроса в этом разговоре быть не может. Потому что, по словам главного архитектора, специфика города в том и заключается, что у неё нет окончания.

Возможно, многие ответы на ваши вопросы не бесспорны. Действительно ли был необходим музыкальный фонтан возле консерватории? Оправдано ли смешение архитектурных стилей на проспекте Кирова? И судьба росписей в ПТУ деревообработчиков всё-таки осталась неопределённой. А каково ваше мнение по этому поводу? Ждём ваших откликов."

На фотографиях:

Менякин Ю.И и Кибальников А.П. (начало 1980-х)

Менякина О.А, Менякин Ю.И., Менякин И. (начало 1970-х)

Читайте также:

Интервью архитектора Юрия Менякина

Конструктор – хобби архитектора

Птицы высокого полёта

Что объединяет памятники "Родина-Мать" и "Журавли"?

"Журавли" летят сквозь годы

Как строили "Журавлей"

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.83 1 2 3 4 5

Главные новости