Саратовская агломерация "обречена" развиваться в северо-восточном направлении

3605

7 июля 2016, 15:53

Сегодня в Доме архитекторов градостроители обсуждали перспективы развития Саратовской агломерации. Круглый стол "Развитие агломерации как градостроительной политики России" собрал специалистов не только Саратова, но также их коллег из Самары, Казани и Москвы.

Основным докладчиком выступил руководитель "Института социально-экономического развития Саратовской агломерации" Владимир Вирич. В разговоре также принимали участие президент Института, председатель правления Фонда гражданского строительства имени С.А. Каллистратова Яков Стрельцин, руководитель саратовской организации Союза архитекторов России Вячеслав Цой и самарского отделения Юрий Карякин, вице-президент института "Метрогипротранс" Марина Слепак, член совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков Эрдем Манзаров, координатор НОПРИЗ в ПФО Ирина Мигачева.

Открывая встречу, Эрдем Манзаров (Самара) напомнил, что в истории России агломерации часто создавались не естественным путем, а по разнообразным политическим основаниям, на основе постановлений правительства.

"Хотя жизнь показала, что агломерации, которые возникали исторически, без приказного вмешательства государства, оказались гораздо устойчивее – к примеру, Екатеринбургская или Челябинская", - сказал Манзаров и поинтересовался, вокруг какой идеи возникла Саратовская агломерация.

Отвечая на этот вопрос, Владимир Вирич совершил подробный и интереснейший экскурс в историю. Он напомнил, как менялась судьба когда-то третьего по численности (после Москвы и Петербурга) города на современной российской территории.

"Границы Саратова и Саратовской области перекраивались во времена сталинских административных реформ 1928-1934 годов и после Великой Отечественной войны. Наше территориальное развитие зависело от изменения транспортных магистральных направлений – водных и железнодорожных путей, реформирования управленческих структур, формирования промышленных и, даже скорее, наукоемких военно-промышленных кластеров", - рассказал Вирич.

Вопреки обывательскому мнению, Саратовская агломерация – это не вопрос слияния двух городов на противоположных берегах Волги, это сложный процесс развития территорий, неизбежно попадающих в зону влияния Саратова. Это естественно сложившийся градостроительный феномен, завязанный на межмуниципальные соглашения,  транспортные и экономические перспективы соседних регионов и многое другое.

"Мы занимаемся этой темой больше года, с тех пор как был создан Институт развития агломерации, но сталкиваемся с тем, что в первую очередь никто не хочет лишаться управленческого статуса", - признал Яков Стрельцин.

Последние предложения Института связаны с развитием северо-восточного направления Саратовской агломерации. По мнению Владимира Вирича и молодого архитектора Данилы Янкилевича, для которого эта тема стала дипломной работой на кафедре архитектуры СГТУ, в ближайшей перспективе Саратовская агломерация  будет развиваться именно так. Так что надо думать не только о подъездах к новому аэропорту, но и о связи с другими транспортными узлами – Шевыревка, Елшанка, Сабуровка, Зоринский.

"Саратов больше не связан со столицами контекстуально. Хотя традиционно города растут в сторону метрополий, наше движение будет связано с направлением не на Москву, а на северо-восток – в сторону Самары, Казани, Нижнего Новгорода", - уверяет Вирич.

По его словам, приходится признать, что именно эти города в Поволжском регионе сегодня заняли перспективные пути развития (хотя коллеги из Самары с этим тезисом не согласились – "у нас тоже нет роста"), а Саратов, Волгоград, Астрахань "перешли в ранг скорее подчиненных городов".

Этот естественный, экономически и геополитически обоснованный путь развития нельзя не учитывать. Тем не менее, ресурсы нашей агломерации полностью не использованы и требует пристального изучения, сошлись во мнении участники круглого стола в Доме архитекторов.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.26 1 2 3 4 5

Главные новости