Олег Грищенко: "Для формирования комфортной городской среды нужна надежная правовая основа"

1968

28 февраля 2017, 16:57

Депутат Государственной Думы РФ от Саратовской области Олег Грищенко рассказал о проблеме точечной застройки в Саратове, этот вопрос обсуждался 27 февраля на встрече с общественностью, состоявшейся в Доме архитектора. По мнению парламентария, для осуществления качественных, комплексных проектов застройки необходима, прежде всего, совершенная нормативная правовая база. Работа над ней на муниципальном уровне ведётся уже многие годы, и ее необходимо продолжать.

"Встреча с общественностью прошла очень продуктивно, удалось подробно обсудить практически все аспекты проблемы точечной застройки. Но для того, чтобы сформировать по-настоящему комфортную городскую среду, нужно не только развивать перспективные направления градостроительства и бороться с явлениями, затрудняющими этот процесс. Важно создать для этого надёжную нормативную правовую основу, определяющую требования к планировке и застройке городских территорий. Это сложная и комплексная работа, но только при наличии такой основы возможно обеспечить качественный уровень градостроительной деятельности на всех этапах, от территориального планирования и разработки документации до воплощения проектов в жизнь. 

В Саратове было непросто ликвидировать тот хаос, который творился в строительной сфере, но именно такая задача стояла перед городской властью. Десять лет назад Саратов напоминал, по сути, огромную стройплощадку. Кругом были как попало огороженные участки с большим количеством мусора, одни в частной собственности, другие в аренде, за которую зачастую не поступало регулярной оплаты. Где-то велось строительство без разрешительной документации, где-то наоборот, документация была получена, но работа не двигалась с места, в нарушение сроков. А некоторые участки, в том числе, в центре города, вообще никак не использовались собственниками, годами зарастали бурьяном и служили приютом для лиц без определённого места жительства.

Приступив к разгребанию этих "авгиевых конюшен", мы очень болезненно ощутили несоответствие тогдашней нормативной правовой базы тем целям, которые стояли перед городской властью. Без усовершенствования важнейших градостроительных документов, без установления чётких и понятных требований к застройке невозможно осуществлять грамотное планирование и реализацию каких бы то ни было проектов. Начинать приходилось буквально с азов, то есть, с паспортизации каждого строительного объекта, сбора и систематизации всей имеющейся по нему информации. Это позволило создать, так сказать, порайонную карту градостроительной проблематики и действовать с учётом выявленных "болевых точек".

Первым делом были проведены встречи с застройщиками для того, чтобы разъяснить им позицию муниципалитета, в том числе, по вопросам благоустройства. Чтобы стройплощадки не портили облик города, не нарушали правил пожарной и санитарной безопасности, нужно было привести в порядок и покрасить ограждение, выкосить траву, убрать мусор и так далее. Не все соглашались это делать, и приходилось сотнями составлять протоколы об административной ответственности за нарушение Правил благоустройства. Зато впоследствии выводы были сделаны, таких массовых нарушений в этой сфере больше не допускалось. 

Безусловно, к каждому объекту приходилось применять индивидуальный подход. Если площадка была расположена в центре города, среди исторических зданий, требования к ее состоянию были особенно суровыми. В отношении никак не используемого участка возле речного вокзала настояли даже на том, чтобы убрать бетонный забор, который уродовал облик исторического квартала и мешал пешеходам.

Особенно много конфликтов возникало при борьбе с самовольной застройкой. Пользуясь несовершенством законодательства, застройщики сделали такое строительство обычной практикой, пытаясь получить разрешение на строительство задним числом, когда объект был уже готов. А если это не удавалось, то пытались узаконить постройку через суд. Эту практику следовало пресечь, ведь по сути в любом месте города мог быть возведён любой объект, без оглядки на градостроительные нормы и на нужды горожан. Муниципалитету приходилось действовать жёстко, контролировать ситуацию с каждым земельным участком, оперативно подавать судебные иски в случае незаконного строительства, разъяснять, что дом, построенный без разрешения, будет снесён по решению суда. То есть, буквально управлять ситуацией в ручном режиме. Строительная отрасль в Саратове постепенно направлялась в цивилизованное русло, хотя, конечно, далось это нелегко. На городскую власть оказывали сильное давление, в том числе, прикрываясь интересами дольщиков, которых по сути сами же застройщики втянули в такую ситуацию.

Одновременно велась масштабная работа по усовершенствованию градостроительных документов. Был принят Генеральный план Саратова, ставший итогом совместной работы проектных институтов, органов власти, строителей, инженеров, экономистов и юристов. Он стал основанием для разработки документации по планировке территории города, для строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Совершенствовались и Правила землепользования и застройки. Особенно важным, я считаю, стало регламентирование строительства в историческом центре города. Впервые в Правила было внесено само понятие "исторический центр", введены параметры разрешённого строительства в таких зонах, в том числе, ограничена высотность зданий. При разработке нормативных изменений учитывалось как мнение архитектурного и строительного сообществ, так и мнение горожан.

Правда, принятие изменений в Правила землепользования и застройки пришлось немного отсрочить, чтобы дать строительному сообществу и инвесторам время приспособиться к новым, довольно жёстким, нормативам. Но муниципалитет должен учитывать интересы инвесторов и застройщиков, иначе невозможно ни привлечь их, ни конструктивно сотрудничать на благо горожан. Без финансовой заинтересованности они не возьмутся за тот или иной проект, это надо понимать и по каким-то ситуациям идти на компромисс. Главное, налаживать диалог, находить эту "точку безубыточности", при которой застройщик получит прибыль, а город – красивое и комфортное здание, гармонирующее с архитектурным обликом квартала, где оно расположено.

В итоге, новые требования к строительству в центре города были утверждены в начале 2015 года, и сегодня у города есть нормативная правовая база для того, чтобы сохранить культурное наследие, уникальный исторический облик Саратова. Безусловно, надо продолжать совершенствовать градостроительные документы, у муниципалитетов ещё очень много проблем в данной сфере. Это местные полномочия, но, если возникнет такая необходимость, думаю, все депутаты Госдумы от Саратовской области окажут поддержку в работе над градостроительным законодательством и на федеральном уровне", – отмечается в заявлении Олега Грищенко.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 1.86 1 2 3 4 5

Главные новости