Участие саратовского завода в освоении космоса. Комментарий Марка Ставицкого

3417 16

8 апреля, 11:45

Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе участвует в космических программах нашей страны.

Об этом накануне Дня космонавтики ИА "Взгляд-инфо" рассказал заместитель генерального директора по развитию авиационного направления Марк Ставицкий, отметивший недавно 75-летний юбилей.

По его словам, участие предприятия в космических и авиационно-космических программах началось еще в 1950-х годах - с поставок разъемов для ракет ЩКР и жидкостных маятниковых переключателей.

"В 1967 году завод был привлечен к изготовлению специальных приводов ракетоносителей. Это привод рулевых сопел (ПРС) и регулятор кажущейся скорости (РКС). Это очень точные приборы, которые предназначались для регулирования движения ракеты. Когда шли интенсивные пуски ракет, эта продукция была очень востребована. Мы выпускали ПРС и РКС в большом количестве, сотни штук в год. Их использовали при запуске и "Востоков", и "Союзов". На один ракетоноситель шло четыре или шесть штук, а запуск ракет осуществлялся чуть ли не в еженедельном режиме. Я так думаю, что несколько тысяч приборов мы изготовили. Двигатели для приводов нам поставляли сначала из Сибири, потом их стал делать электромеханический завод МПС в Саратове", - рассказал Марк Ставицкий.

Он также подчеркнул, что "принципы, по которым строится выпуск изделий для космонавтики, как беспилотной, так и пилотируемой, гораздо строже, чем для авиационного направления".

"Причем строже он не только с точки зрения требований, предъявляемых к приборам. Само построение технологических процессов было гораздо строже. Если мы в авиационной технике сдаем готовые узлы и блоки, то здесь была и пооперационная сдача всех деталей. Все детали шли с маршрутно-контрольными картами, самые ответственные детали имели технологические номера, и все это отражалось в сопроводительной документации, где расписывались рабочий, мастер, ОТК и военное представительство, которое подчинялось Главному ракетно-артиллерийскому управлению", - вспоминает заместитель директора предприятия.

Собеседник агентства акцентировал внимание на том, что сейчас предприятие хоть и опосредованно, но участвует в подготовке летчиков-космонавтов.

"Основные навыки поведения космонавтов в состоянии невесомости достигаются на специально оборудованном самолете Ил-76, который управляется нашей системой автоматического управления, так что наше участие в освоении космоса не закончилось", -  подчеркнул Марк Ставицкий.

Замгендиректора добавил, что коллектив предприятия вместе с руководством испытывает гордость при каждом запуске спутника или пилотируемого корабля, понимая, что в этом есть частичка их труда.

Материал подготовил Рамиль Бахтеев

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.1 1 2 3 4 5

Главные новости