Таинство против моды

Праздник Крещения как народная забава и священнодействие

Наблюдал за "моржами" и верующими Антон КРАВЦОВ

3458

22 января 2013, 10:00

Автомобильная трасса окутана молочным туманом. Видимость практически нулевая. Скорость почти такая же. Напряженно вглядываюсь вдаль, чтобы успеть заметить встречные фары. Навигатор показывает, что до точки назначения осталось несколько километров. В самом центре села Михайловка Саратовского района стоит недавно отреставрированный храм во имя святого Михаила Архангела. Купола белоснежного здания возвышаются над деревней и рассеиваются в мутном небе. Рядом с входом припаркованы десятки автомобилей. Через несколько минут здесь начнется утренняя служба в честь праздника Крещения Господня.

"Вода-то святая…"

Припарковаться практически негде. Люди суетливо извлекают из багажников большие бутылки с водой, кто-то тащит пакеты с полотенцами и теплыми халатами. Внутри храма, около церковной лавки, выстроилась небольшая очередь за иконками и свечами. Повсюду стоят бутылки. В конце службы батюшка должен освятить воду.

Пока народ подходит, я отправляюсь к проруби. Это один из немногих храмов неподалеку от Саратова, где есть хорошо обустроенная и постоянно действующая купель. К ней ведет заснеженная извилистая тропинка. Заиндевелые деревья образуют сказочный коридор.

Слева течет узенькая речка, отдавая холодному воздуху клубы пара. Кто-то говорил мне, что здесь вода никогда не замерзает и сохраняет постоянную температуру круглый год. Я пересекаю горбатый мостик и оказываюсь на расчищенной площадке.

Сама купель находится в деревянной беседке. Напротив нее разбита большая теплая палатка МЧС, где люди могут переодеться. Почему-то пользуются ей не многие. Купальщикам не терпится оголиться прямо на улице. "Граждане, ну вот же палатка, пройдите туда, разденьтесь", – устало говорит молодой спасатель, дежурящий перед входом в купель.

В это время оттуда выходит краснолицый мужик, обмотанный коротким полотенцем. Он скользит по льду, трепыхаясь всем своим мягким телом. Через несколько секунд из деревянной беседки слышится громкий плюх и невнятные, но, похоже, матерные возгласы одобрения.

"Мы тут уже почти сутки дежурим, – рассказывает мне эмчеэсовец, пока мимо нас проносятся фигуристые девушки в купальниках, – я уже язык отбил одно и то же повторять. Народ какой-то оголтелый пошел, хотя в принципе все пока без эксцессов". Спасатель рассказывает, что на смену он заступил еще вчера, как только настоятель храма освятил воду. По его словам, люди подъезжали сюда на протяжении всей ночи нескончаемым потоком.

Через минуту девушки выскакивают из купели довольные и мокрые, но греться в палатку не спешат. Они просят накачанного парня, чтобы он сфотографировал их на фоне церкви. Кокетливо подгибая ножки, они позируют еще несколько минут, и только потом идут отогреваться. Вообще купание в Крещенскую ночь стало каким-то трендом буквально в последние несколько лет. Несмотря на то, что купели доступны не только в этот светлый праздник, именно 19 января всех тянет окунуться в ледяную воду и почувствовать себя моржами.

Я спускаюсь непосредственно к самому источнику, чтобы набрать воды.

Передо мной стоит пышная дама в бордовой куртке. Она поочередно смачивает под струей воды белые простыни и убирает их в целлофановый мешок. "Зачем вы это делаете?" – спрашиваю. "А я их домой заберу и обернусь, когда приду. Понимаете, я не могу окунаться в холодную воду, а по сути эффект такой же и от простыни. Вода-то святая", – объясняет женщина.

Слово в храме

Я возвращаюсь назад в храм. Внутри сильно пахнет ладаном. Хотя людей здесь и прибавилось, купальщиков несравнимо больше. Контингент неоднородный. Конечно же, преобладают пожилые люди, которые знают все молитвы и обряды, но в их рядах много и молодых людей.

Рядом со мной стоит высокий парень, который, похоже, так же как и я ориентируется, когда нужно креститься, только после того, как церковный хор пропоет "Аллилуйя". Мимо нас снуют дети. Кажется, что для них все происходящее – это немного непонятная, но все же игра. На уступе сидит девочка лет семи и заворожено разглядывает икону Михаила Архангела. В какой-то момент, оглядев зал, она вскакивает и направляется к одному из подсвечников.

С трудом дотягиваясь до него, она умелыми движениями тушит почти догоревшие свечи, потом крестится и выкидывает их в специальный лоток. Немного ошарашенный, я понимаю, что для девочки все же это не игра. Это вера в действии.

После службы начинается крестный ход до купели. Верующие разбирают хоругви и иконы и следуют за настоятелем храма.  Впереди идет паренек в позолоченном облачении. Нас встречают немного недоумевающие купальщики, они расступаются и провожают процессию заинтересованными взглядами. Пока святой отец читает молитву около источника, за его спиной, в деревянной купели, плещутся люди.

"Пап, а что они делают?" – спрашивает мальчишка в теплом комбинезоне у своего отца. "Да это верующие молятся", – безразлично бросает мужчина и стягивает с себя подштанники.

Помолившись, верующие отправляются назад в храм. Оказывается, служба еще не закончилась. Священнослужители готовят к освящению воду, которую принесли прихожане.

После недолгой процедуры люди разбирают свои бутылки и банки, потом выстраиваются в длинную очередь, чтобы их окропили святой водой. Настоятель щедро поливает прихожан водой и дает напутствия. Верующие постепенно расходятся. Никто из них почему-то не идет купаться. Кажется, что для них эта процедура окунания не так важна, как сама служба в храме. Они сделали выбор в пользу таинства, а не моды.

 

 

 

 

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 2 1 2 3 4 5