Герои нашего времени

В жизни ощущается дефицит будничных совестливых поступков

О мужестве и несвободе размышляет Максим ХЛЕБНИКОВ

2846

29 марта 2013, 10:00

8 марта старший прапорщик Татищевского ракетного соединения Дмитрий Войтик ехал по берегу, увидел на льду пруда двух девчушек, остановился, чтобы предупредить о грозящей им опасности, но тут они провалились. Парень побежал по льду и спас обеих. Доставил домой. Журналисты про это написали. Герой. Настоящий мужик. И комментарии такого же плана. Мол, если б в нашей армии было больше таких людей, то и отношение к служивым было иным.

 

Дмитрий потом скажет, что делал всё на автомате, то есть сработали инстинкты. Полагает, что каждый поступил бы на его месте так же. Тезис почти бесспорный, поскольку, когда ближнему твоему угрожает смертельная опасность, то кем же надо быть, чтоб не протянуть руку помощи. То есть в известном смысле старший прапорщик оказался в безвыходном положении. Он просто не мог действовать по-другому и потому теперь искренне удивляется, когда его пытаются выставить героем.

Бытовой героизм носит преимущественно исправляющий характер. То есть кто-то поступает неосмотрительно (глупо, халатно и пр.), а другой проявляет свои лучшие человеческие качества, чтобы предотвратить беду. Потому, награждая очередного человека, спасшего чужие жизни, всегда добавляют: поменьше бы нам такого героизма, поменьше бы поводов для его проявления. Хотя то, что люди у нас такие есть, с нормальными инстинктами, не может не радовать.

… Почему-то в детстве после просмотра фильмов про войну, я часто задумывался о том, как бы я повел себя в плену у фашистов, выдал бы или нет партизанский отряд, выдержал бы пытки или сломался. Потом понял, что пока не попадешь в такую ситуацию, и не узнаешь, как поступишь. А еще я не мог понять, почему двое с автоматами ведут двадцать человек на расстрел, и эти двадцать не предпринимают даже попытки наброситься на своих конвоиров, отобрать у них оружие и убежать. Да, сколько-то человек погибнет, но у других будет шанс. Потом сообразил, что пока ведут на расстрел, еще есть надежда на то, что не посмеют. Даже когда у стенки уже стоят, и ты представляешь себя на их месте, и холодеет всё внутри, все равно надеешься на то, что сейчас зачитают приказ о помиловании и пальнут над головами. Но нет, звучат выстрелы, и ты думаешь – блин, надо было все-таки попробовать. Только они-то уже не могут сказать: стоп, давайте назад открутим, мы сейчас с ребятами договоримся. Нужно было сразу что-то решать, но кто ж знал.

Есть моменты, когда ты не можешь поступить иначе. А есть, когда можешь. Например, пойти на сделку со следствием и оговорить своих вчерашних партнеров, выгадав себе свободу. Или наоборот – отказаться выполнять указания председателя избирательной комиссии, ведущие к явной победе одного из кандидатов в депутаты. Вопрос в том, что для тебя с известными оговорками приемлемо, а против чего восстает всё естество. Масса людей совершают неприглядные поступки, но потом легко оправдывают себя в собственных глаза и глазах окружающих. Старик, ты понимаешь, у меня семья… А всё потому, что у каждого своя нравственная шкала и свой предел. Попытайте знакомых, за какую сумму они могли бы съесть тарелку земли (хотя можно придумать и более противную субстанцию) или пробежаться голым по улице. Диапазон будет широким. И далеко не все скажут, что это невозможно ни за какие деньги. Невозможное – понятие очень растяжимое.

О внутренней несвободе писал Лев Толстой. Человек всегда стоит перед выбором, как поступить в той или иной ситуации, но есть у него и какие-то изначальные настройки, которые этого выбора зачастую лишают. Всякий волен поднять и резко опустить руку. Но если во время поднятия руки подбежал ребенок, то опустить ее ты уже не сможешь, потому что побоишься задеть человечка. Так какая же это свобода? Это инстинкты, программа, в которой четко прописаны ограничения на действия, способные нанести вред родным и близким. И даже посторонним.

Другое дело, что эти настройки, как правило, работают только в экстремальных ситуациях. То есть тогда, когда нет времени задуматься о последствиях своих действий. А вот когда ты должен сделать что-то осознанно, тогда и проявляется истинное нутро человеческое. Струсил во время бомбежки, когда кругом взрывались снаряды, когда земля качалась под ногами, – это не здорово, но человека можно понять. Страшно ведь. А вот когда он обдуманно идет на подлость, тут про "понять и простить" вспоминать не хочется. Соответственно и геройским в современном мире должен считаться такой поступок, который обдуман, однозначно полезен для общества, необычен и навлекает массу неприятностей на голову того, кто его совершил.

Скажем, героизм для гаишника – отказаться брать взятки. Но как на такое пойдешь, когда ближний не просит о помощи, а сам сует деньги? К тому же это будет выступлением против системы, с которой шутки плохи. Даже общественное мнение не готово к таким действиям, потому над реальным гаишником, отказавшимся от 500 рублей, обязательно поиздеваются на форумах. Мало-де дали, вот и не взял. Причем гаишники все-таки такие геройские поступки изредка совершают, а вот о том, чтоб учитель пошел на увольнение, отказавшись принимать участие в тех же выборах, читать не доводилось. Представляете, какой бы это был скандал. Ведь угрожают, намекают, слава богу, знакомые среди педагогов у всех есть. Но нет таких случаев. Или они редки, как ландыши зимой.

Героизм для чиновника – перестать воровать. Он понимает, что это не хорошо. Но он не видит прямой связи между тем, что делает, и тем, что кому-то от этого станет плохо – физически и нравственно. Увидеть эту связь – значит, подняться над суетой, поставить общественные интересы выше личных, то есть заняться тем, для чего его и брали на работу.

Невероятный поступок для депутата Госдумы – сказать однопартийцам: "Ребята, я в этом дерьме участвовать отказываюсь" и сдать мандат. Не тогда это сделать, когда уличили в двойном гражданстве или собственности во Флориде, а после прочтения законопроекта с душком.

Я это всё к тому, что герои будут всегда, но хотелось бы еще будничных совестливых поступков. Их дефицит ощущается острее. С этим у нас очень большие проблемы.

А Дмитрий, конечно, красавец. Может, и правда, не герой, но человек с очень правильными установками, хорошей реакцией и прекрасной подготовкой. Крепкого здоровья вам, уважаемый!

 

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 2.36 1 2 3 4 5