Регион на счетчике

Сколько еще Саратовская область сможет взять в долг?

Ситуацию анализировал Александр СОКОЛОВ

5597

12 июля 2013, 10:00

По доходам бюджета на душу населения в 2012 году Саратовская область заняла 80-е место среди 83 субъектов Федерации. Такие данные опубликовал в конце прошлой недели влиятельный фонд "Петербургская политика". Эти сведения говорят о том, что в нашем регионе собирается ничтожно мало налогов в пересчете на каждого жителя – свидетельство неблагоприятных условий для ведения бизнеса и, соответственно, низкой доходности предприятий. При этом стимулировать рост экономики за счет бюджетных источников власти также не могут. Виной тому – закредитованность губернской казны. Долг приближается к отметке 39 миллиардов рублей (79-е место в стране). По прогнозам экспертов, такая тенденция сохранится как минимум до конца 2016 года. В результате размер долга Саратовской области может достичь своего законодательного предела – 100 процентов от уровня доходов. Грозит ли региону банкротство – на этот вопрос искал ответ автор "Взгляда-онлайн".

 

Неприемлемые расходы

Российские эксперты называют несколько опасных тенденций, которые могут стать причиной экономической нестабильности в Саратовской области. Помимо долга негативно сказывается на финансовой устойчивости региона и недостаточная доля собственных доходов – всего 75,1 процента. Иными словами, почти четверть казны губернии зависит от кредитов и помощи федеральной власти. Бюджету требуется постоянная денежная подпитка извне для того, чтобы регион мог выполнять основные социальные обязательства: поддерживать системы образования и здравоохранения, оплачивать труд бюджетников и дотации социально незащищенным слоям населения, строить дороги, дотировать местное самоуправление.

Пока денег не хватает не то что на реализацию масштабных проектов, но и на текущие расходы. Выручают заемные средства – государственные субвенции, субсидии или бюджетные кредиты, а иногда и займы в банках. Соотношение основных показателей областного бюджета создает наглядную картину. В 2013 году область намерена получить доходов в размере 66 миллиардов рублей, а потратить – более 73 миллиардов. Таким образом, получается дефицит в 6,9 миллиарда рублей, что составляет 10 процентов доходов бюджета. По этому поводу академик РАЕН, экономист Михаил Делягин замечает: "Очень важно ответить на вопрос, какая часть доходов является избыточной или недостаточной. Какую часть можно направить на обслуживание долга? Если, к примеру, при 60 миллиардах рублей доходов затраты бюджета составляли бы 20 миллиардов, то такие займы можно выплатить досрочно. Но если бюджет остается дефицитным в течение 3-5 лет, то появляется вероятность столкнуться с серьезными проблемами. У вас в регионе получается, что порядка 10 процентов доходов бюджета составляет дефицит, это неприемлемо много! ".

 

ЦБ против облдумы

Соглашается с экспертом и председатель ГУ ЦБ России по Саратовской области Юрий Зеленский, хотя и отмечает некоторые локальные успехи областной власти в деле снижения долговой нагрузки на бюджет:  "По моей информации, местная власть весьма успешно структурировала долг банкам, переведя его в долг федеральным властям. Если раньше бюджетных кредитов в структуре долга было 15 процентов, то сейчас – почти половина. Понятно, что выплачивать 3 процента намного легче, чем  12,8 процента. Так что сдвиги есть. Но сам долг у нас пока не уменьшается. Более того, если вы обратитесь к бюджету, то увидите, что в ближайшие годы задолженность области  только вырастет".

Российские эксперты называют несколько опасных тенденций, которые могут стать причиной нестабильности в Саратовской области. Помимо долга негативно сказывается на финансовой устойчивости региона и недостаточная доля собственных доходов – всего 75,1 процента. Иными словами, почти четверть казны губернии зависит от кредитов и помощи государства.

По мнению банкира, единственный выход из сложившейся ситуации – секвестр: "Для того чтобы реально бороться с долгом, нам необходимо получать больше доходов и иметь меньше расходов, – напоминает эксперт прописные истины бухучета. – Честно говоря, я даже устал говорить об одном и том же, предупреждать о последствиях. Эти вопросы необходимо ставить перед депутатами областной думы, перед председателем бюджетного комитета Николаем Семенцом. Мне было бы интересно послушать их аргументы ".

Глава комитета областной думы Семенец оправдывает действия коллег необходимостью решать социальные задачи и исполнять наказы главы государства: "Есть майские указы президента страны Владимира Владимировича Путина, направленные на повышение зарплаты ряда категорий работников. Их необходимо выполнить. За счет обязательств мы вышли из сложной экономической ситуации, когда социальные расходы приходится повышать, а доходов бюджета на это не хватает, – заявил в своем комментарии корреспонденту "Взгляда-онлайн" Семенец. При этом народный избранник признает, что ситуация с нарастанием долга сложная, и он пока не видит новых возможностей для получения дополнительной прибыли. Депутат скептически относится к возможности роста налоговых поступлений в ближайшей перспективе: "На следующий год изменяется налоговое законодательство, вводится ряд послаблений. Вводится и налог на сверхдоходы, но мы этого особенно не почувствуем, расходы областного бюджета лишь увеличатся. Или возьмем, к примеру, земельный налог. Мы надеялись, что часть федеральных структур все-таки будет его платить, но наши надежды не оправдались".

Таким образом, председатель бюджетного комитета фактически подтвердил, что альтернативы заемным деньгам сегодня у области нет. И вопрос лишь в том, каким образом регион может их получить. "Или опять брать кредит, или выпускать облигации, – размышляет Николай Семенец. – Мы просчитали вариант выпуска облигаций, он оказался еще более затратным. Тем более, сейчас мы еще можем получить федеральные деньги. Надо отдать должное Валерию Васильевичу Радаеву и его правительству. Общими усилиями им удалось получить деньги и перекредитоваться у государства под более низкий процент. Но вы видите, что и на период 2014-2016 годов запланировано повышать зарплаты. А нагрузка на областной бюджет растет, уже начиная с дошкольного образования".

 

На пределе возможного

Но наращивать долг до бесконечности не получится: законом Саратовской области определен потолок – 100 процентов годового бюджета. При сохранении нарастания объемов госдолга, потолок будет достигнут на рубеже 2015-2016 годов. А это значит, что областной власти придется идти на разного рода непопулярные решения.

В этом году сборы по налогу на имущество уже на 20 процентов превысили прошлогодние показатели. Похожая тенденция и с собираемостью НДФЛ. А рекорд поставлен за счет акцизов – в частности, на крепкий алкоголь: 832 (!) процента от уровня 2012 года. Интересно, что другие акцизы (например, два официальных акциза на разные сорта бензина, также являющиеся индикатором активности экономики) демонстрируют определенное снижение – 90 и 97 процентов от прошлогоднего уровня. Проще говоря, бизнес снижает отчисления, и все большая доля выплат падает на плечи населения.

На прошлой неделе министерство экономического развития и торговли и министерство финансов области представили на суд депутатов программы по оптимизации расходов бюджета, а также отчет о развитии региональной экономики. С отдельными положениями предлагаемых антикризисных мер удалось познакомиться и нашей редакции. Программа, рассчитанная на несколько лет, уже направлена президенту и федеральному правительству. Она предусматривает снижение долговой нагрузки за счет оптимизации численности чиновников, введение мер бюджетной экономии при одновременном повышении экономической привлекательности области и привлечении инвестиций. Комментируя эти планы, Николай Семенец выразил робкую надежду на возможность в перспективе улучшить общеэкономическую ситуацию в регионе: "Судя по данным министерства экономического развития и торговли области, рост у нас ожидается несколько выше, чем в среднем по стране. И именно за счет роста, мы надеемся, нам удастся постепенно снижать налоговую нагрузку на бюджет".

Таковы благие намерения. В реальности налоговые доходы падают. Сейчас любой человек с помощью онлайн-сервиса "Отрытый бюджет России" может отслеживать чуть ли не в режиме реального времени темпы наполнения губернской казны и последующего расходования средств.

Так вот, опираясь на данные за пять месяцев 2013 года, никакой речи о перспективах "роста" доходов вести не стоит. Сегодняшний показатель поступления средств в бюджет составляет лишь 96,29 процента от уровня 2012 года.

 

Кто заплатит по счетам?

Существенный спад отмечается и в доходах компаний. Налог на прибыль организаций составил лишь 63 процента от уровня прошлого года. При этом некоторое улучшение отмечается лишь по налогам, поступающим за счет применения упрощенной системы налогообложения. Традиционным вектором роста остается добыча минерального сырья. За пять месяцев этого года поступления от налога на добычу полезных ископаемых увеличились на 17 процентов. Иными словами, ТЭК региона остается практически единственным драйвером экономического роста, в то время как остальные сектора заметно отстают.

Получается, что у властей не остается иного выхода, как собирать недостающие средства с населения. В этом году сборы по налогу на имущество уже на 20 процентов превысили прошлогодние показатели. Похожая тенденция и с собираемостью НДФЛ. А рекорд поставлен за счет акцизов – в частности, на крепкий алкоголь: 832 (!) процента от уровня 2012 года. Интересно, что другие акцизы (например, два официальных акциза на разные сорта бензина, также являющиеся индикатором активности экономики) демонстрируют определенное снижение – 90 и 97 процентов от прошлогоднего уровня. Проще говоря, бизнес снижает отчисления, и все большая доля выплат падает на плечи населения.

Подтверждает тенденцию о росте фискальной нагрузки на граждан и Михаил Делягин. Он приводит примеры: " Проблемы дефицита казны уже пытаются решать за счет жителей. У нас выросли штрафы, акцизы. Более того, по регионам распространена практика, когда налоговые органы для того, чтобы выполнить план по сбору, рассылают автовладельцам или собственникам недвижимости квитанции о небольших недоимках за прошлые годы – на 100-200 рублей. Никто же не пойдет скандалить из-за таких сумм. Люди просто заплатят. Такой способ выполнения плана, как мне рассказывали, применяется уже в нескольких регионах: помимо Москвы, к примеру, в Тюмени".

Впрочем, эти меры сродни тактике "блошиного рынка", и вряд ли они позволят решить весь комплекс финансовых проблем региона. Возьмем 38-миллиардный долг области. В пересчете на всех жителей (2,5 миллиона человек) выходит, что каждый из нас задолжал больше 15 тысяч рублей. По этому показателю в ПФО регион занимает второе место.

Субъект РФ

Численность населения

Размер госдолга

Соотношение на душу населения

Республика

Татарстан

3 млн 786 тыс. 488 чел.

85 млрд 219 млн 810 тыс. руб.

22506 руб.

Саратовская

область

2 млн 521 тыс. 892 чел.

38 млрд 122 млн 404 тыс. руб.

15116 руб.

 

Нижегородская область

3 млн 310 тыс. 597 чел.

40 млрд 117 млн 416 тыс. руб.

12117 руб.

 

 

Если вычесть пенсионеров, инвалидов, малолетних детей и безработных, то сумму персонального долга смело можно умножать на два – 30 тысяч рублей. Между тем население уже платит. Ведь выплачивая огромные проценты по долгам, областной бюджет лишен возможности в должной мере развивать и поддерживать социальные программы, основная цель которых – сделать нашу жизнь лучше.

 

Краха не будет?

Несмотря на все финансовые трудности, с которым сталкивается Саратовская область, никто из экспертов не прогнозирует таких тяжелых последствий как банкротство региона. Показательным в этом свете является заявление управляющего Саратовским отделением Сбербанка России Алексея Нарыкина, сделанное в этом году на  встрече с журналистами и редакторами СМИ: "Банкиры считают региональную казну надежным и выгодным заемщиком. Для того, чтобы понять это, стоит лишь проследить за конкурсами на привлечение средств, которые объявляет региональная власть. Все они проходят на конкурентной основе. Участие в торгах принимают не только государственные, но и частные кредитные учреждения. А ни один банкир, тем более представляющий интересы коммерческого учреждения, не станет работать себе в убыток. Дополнительным показателем служит и процентная ставка, которая заметно ниже, чем по обычным кредитам. Банкиры идут на предлагаемые условия и даже сбивают ставку в процессе конкурса".

В пересчете на всех жителей (2,5 миллиона человек) выходит, что каждый из нас задолжал больше 15 тысяч рублей. По этому показателю в ПФО регион занимает второе место. Если вычесть пенсионеров, инвалидов, малолетних детей и безработных, то сумму персонального долга смело можно умножать на два – 30 тысяч рублей.

Получается, что банковский сектор не видит причин для фундаментального кризиса. Одной из причин такой уверенности, конечно, является и надежда на помощь федерального бюджета – в том случае, если местные власти не смогут дальше наращивать объемы займов. А подушка безопасности на уровне страны пока еще достаточно надежная, и вопрос лишь в том, на каких условиях средства следует направлять в регионы. Об этой проблеме размышляет и Михаил Делягин, называя это особенностями межбюджетной политики: "Для укрепления политического центра у регионов забирают средства, а потом дают небольшими траншами. Официально количество регионов-доноров не превышает цифры 12. Многие, кто получают из бюджета дотации и субсидии, на деле отдают больше, чем получают. Конечно, развитые регионы страны должны отдавать больше, потому что есть неразвитые. Но у нас это выливается в чудовищную практику, которая загоняет регионы в долговую яму".

Источником финансовой стабилизации, по мнению экономиста, могли бы стать излишки от нефтегазовых доходов: "Вместо того чтобы получать кредиты в банках, регионам можно было бы занимать у федерального бюджета, в котором без движения лежат 6,6 триллиона рублей. Из них 5,4 триллиона выведено за границу, в стабилизационные фонды, а 1,2 просто лежат на счетах".

Всю полноту ответственности с местных политических элит экономист не снимает, но при этом считает необходимым разделить ее с федеральным центром: "Лишь в отдельных случаях долги являются результатом  ошибочной политики региональных властей. Ведь у нас полстраны в долговой кабале. Каким бы ни был губернатор, чтобы прийти к власти, занять и удерживать свой пост, ума у него обычно хватает. И  что выгодно для экономики региона он тоже знает".

Что же в итоге? Лимит наращивания долгов практически исчерпан. В федеральном центре, конечно, еще помогут получить кредит на льготных условиях, но и его придется отдавать с процентами. Уровень бюджетных заимствований довольно скоро может достичь законодательного предела, а уповать на взрывной рост областной экономики особо не стоит. Все это означает, что власти никак не избежать неприятной обязанности  изыскивать внутренние механизмы решения проблем: повышать эффективность бюджетной политики, бороться с коррупцией и откатами, сокращать чиновничий аппарат и расходы на его содержание. То есть бороться за каждый рубль налогоплательщиков.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5