Сергей Лисовский: "Кризис для ОПК завершается"

Глава регионального минпрома рассказал о будущем саратовского оборонно-промышленного комплекса

Беседовал Александр СОКОЛОВ. Фото Юрия НАБАТОВА

7260

24 июля 2013, 10:00

В июле завершились переговоры о создании НПО "Саратовская электроника", которые шли с 2010 года. В конце концов, в холдинг, напрямую подчиняющийся федеральному концерну "Ростехнологии", вошли четыре саратовских предприятия. Так в нашей области стало реализовываться поручение президента Владимира Путина о техническом перевооружении армии на основе новой индустриализации. Корреспондент "Взгляда-онлайн" попытался выяснить: какую часть советского потенциала удалось сохранить саратовской оборонной промышленности, удалось ли ей приспособиться к условиям рыночной экономики, что и как сейчас производят эти предприятия? Свои вопросы мы адресовали министру промышленности Саратовской области Сергею ЛИСОВСКОМУ.

 

– Сергей Михайлович, так какие предприятия вошли в состав НПО "Саратовская электроника" и какие фонды им планируется передать?

Сегодня два предприятия области – ФГУП "ПЭМЗ "Молот" и ОАО "Саратовский завод приборных устройств" – по разным причинам находятся в крайне тяжелом экономическом положении. Но если у "Молота" есть перспектива завершения процедуры наблюдения подписанием мирового соглашения, то перспективы завода приборных устройств гораздо хуже.

– Саратовская область располагает значительным потенциалом в области СВЧ-электроники. Именно поэтому в августе 2010 года Советом директоров концерна "Российская электроника", входящего в состав государственной корпорации "Ростехнологии", было принято решение объединить несколько саратовских предприятий электронной отрасли: ФГУП "НПП "Алмаз", ФГУП "НПП "Контакт", ФГУП "НИИ "Волга", ОАО "ЦНИИИА" и ОАО "Саратовэлектронпроект" в Саратовский территориальный научно-производственный центр электроники – НПО "Саратовская электроника". Центр будет базироваться на двух промышленных площадках: НПП "Алмаз" – головном предприятии, где будет собран научный потенциал всех участников консорциума; и НПП "Контакт", которому предстоит стать площадкой серийного промышленного производства. Значительный временной интервал между принятием решения и первыми практическими шагами вызван длительностью процедуры преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Они владеют значительными имущественными комплексами. Сейчас готовятся расчеты по оптимизации производства, в том числе за счет сокращения вспомогательных и управленческих функций. Оценивается необходимость перемещения технологического оборудования и станочного парка. Важно при этом не нанести ущерба выполнению производственных планов, в том числе по гособоронзаказу.

– Какая судьба ждет "оптимизированные" помещения?

– Высвобождаемые площади будут реализованы на рынке. Часть средств, полученных от продажи лишнего имущества, будет направлена на техническое перевооружение предприятий, вошедших в состав НПО "Саратовская электроника". Кроме того, до 2020 года на модернизацию из федерального бюджета будет направлено около 5 миллиардов рублей. Этот проект позволит Саратовской области занять лидирующие позиции в России по производству СВЧ-приборов.

– А чем сегодня заняты предприятия ОПК, не вошедшие в объединение?  Какую продукцию они выпускают?

– Для корректного ответа на этот вопрос нужно напомнить, что НПО "Саратовская электроника" образуется из предприятий электронной отрасли. Помимо них электронную промышленность в нашей области представляют еще пять предприятий. Четыре производят продукцию в интересах Минобороны России. Это ОАО "НПП "Инжект" (разработка и производство твердотельных лазеров), также входящее в ОАО "Российская электроника", ОАО "Тантал" (разработка и производство СВЧ-приборов и комплексированных устройств), ЗАО "Промэлектроника" (производство тугоплавких материалов) и ЗАО "НПП "Реф-оптоэлектроника" (разработка и производство изделий микроэлектроники). ЗАО "ЭкспоПУЛ", производящее электровакуумные приборы, принадлежит американскому бизнесмену и продукцию в рамках ГОЗ не производит.

В целом оборонно-промышленный комплекс нашей области представляет собой 30 научных, промышленных и других предприятий и организаций. У них различные формы собственности и организационно-правовой статус, но все они заняты разработкой, производством или ремонтом вооружения, военной техники для всех видов Вооруженных сил страны. Многие изделия являются уникальными и не производятся другими заводами:  20 из них включены в вертикально интегрированные структуры, в том числе 12 интегрированы в крупнейшую российскую корпорацию "Ростехнологии", 23 предприятия являются стратегическими, 8 – частными.

Динамика роста промышленного производства в целом и с учетом государственного оборонного заказа

 

Годы

Темпы роста объемов производства (%)

Всего

в том числе ГОЗ

2009  (кризисный год)

82,6

102,3

2010

125,7

123,6

2011

103,8

110,3

2012

109,1

110,8

2013

104,5 (прогноз)

не менее 115 (прогноз)

 

– Какие предприятия вносят наиболее значимый вклад в оборонный заказ?

– Если оценивать в объемных показателях, то наиболее крупными исполнителями гособоронзаказа в этом году являются: ПО "Корпус" (17 процентов объема ГОЗ, выполняемого предприятиями области); Саратовский агрегатный завод  (16 процентов); НИИХИТ-2 (11 процентов); ОАО "356 авиационный ремонтный завод" (7 процентов).

В то же время оценивать значимость вклада только объемом выполненных работ не совсем правильно. Так, практически на всей авиатехнике военного назначения установлены изделия, производимые только ООО "СЭПО-ЗЭМ", ЭПО "Сигнал", ОКБ "Сигнал" им. А.И. Глухарева, КБПА. На территории области расположено ФГУП "Базальт". Это единственное в России предприятие по выпуску изделий из бериллия для атомной промышленности и космоса.

 

Виды и рода войск

Количество предприятий ОПК Саратовской области, поставляющих продукцию

Сухопутные войска

12

ВВС

13

ВМФ

10

Ракетные войска стратегического назначения

9

Войска воздушно-космической обороны

9

 

– Как вы сегодня оцениваете финансовое положение предприятий, участвующих в оборонном заказе? Приходилось ли им проходить через процедуры банкротства?

– Все познается в сравнении. Если сравнивать с ситуацией десятилетней давности или с серединой 1990-х годов, то можно сказать, что кризисный период для оборонно-промышленного комплекса завершается. На рубеже веков предприятия "оборонки" действительно оказались в крайне тяжелом экономическом положении – они длительное время не могли получить из федерального бюджета заработанные средства.

В начале двухтысячных, будучи министром промышленности области, я сам был автором многочисленных обращений в федеральные органы власти по вопросу погашения задолженности перед предприятиями ОПК области за выполненные работы. Общая задолженность госбюджета предприятиям ОПК тогда достигала 300 миллионов рублей. По этой причине возникали многомесячные задолженности по зарплате, по обязательным платежам за энергоресурсы. При этом в договорных отношениях с Минобороны не предусматривалось никаких пени и штрафов за срыв финансовых обязательств. А вот предприятиям они начислялись – за несвоевременность налоговых платежей...

– К каким последствиям это привело?

– Все это стало причиной массовых случаев банкротства. Во второй половине 1990-х годов такая процедура проводилась в отношении восьми предприятий ОПК области: ОАО "Рефлектор", ОАО "Тантал", ОАО "КБ "Электроприбор", ООО "АСС – СЭПО", ГУП "НИИ "Волга", ФГУП "НПП "Алмаз", ГУП "Приборомеханический завод", ГУП "Завод "Знамя труда". Во всех случаях позиция министерства промышленности области была одна: сохранить производственные мощности и рабочие места. И нам это удалось.

Позже финансирование государственного оборонного заказа заметно улучшилось, задержки с оплатой выполненных работ стали единичными, появилось необходимое для подготовки производства процентное авансирование заключенных контрактов и договоров. Сейчас оно достигает 80 процентов. Нам приходилось решать и другие проблемы: например, несоблюдение сроков проведения конкурсов и аукционов, добиваться более объективного ценообразования и так далее.

Учитывая значительное влияние предприятий ОПК на экономическое положение региона, министерство промышленности области детально продумало систему взаимодействия региональных органов власти с федеральными, с руководством вертикально интегрированных структур, в состав которых входит большинство саратовских предприятий "оборонки".

– Что конкретно предлагало областное правительство, чем оно могло повлиять на ситуацию?

– Нужно было менять правовое поле, регламентирующее формирование и выполнение гособоронзаказа. Мы неоднократно выходили с предложением перейти на трехгодичное бюджетирование заказов. Нужно было обеспечить уровень рентабельности производства спецпродукции, достаточный для поддержания технического уровня производственных мощностей.

В 2011 году, в рамках поручения президента, Военно-промышленной комиссией при правительстве РФ был подготовлен новый проект федерального закона "О государственном оборонном заказе". Наши предложения были также направлены в Государственную думу, многие были приняты. В декабре прошлого года состоялась моя встреча с председателем комитета Государственной думы по обороне Владимиром Петровичем Комоедовым. Мы обсуждали проблемы законодательного обеспечения процесса оснащения армии современным оружием. Тогда мой собеседник выразил благодарность нашему губернатору Валерию Васильевичу Радаеву за поддержку в вопросах обороноспособности страны и безопасности государства.

Доля продукции, поставляемой разными предприятиями ОПК и машиностроения области для обороны страны, колеблется в общем объеме производства от 7 до 97 процентов, а в целом по комплексу составляет около 50 процентов. Что касается предприятий электронной промышленности, вошедших в НПО "Саратовская электроника", то здесь доля спецпродукции военного назначения колеблется в пределах 20-40 процентов.

В новой редакции федеральный закон о гособоронзаказе вступил в силу с 1 января 2013 года. Сегодня он помогает нам решать проблемы в области формирования, размещения и выполнения заказов. В том числе устанавливает антимонопольные требования, помогает следить за изменением цен на комплектующие изделия, сырье и материалы. Закон повысил ответственность за нарушение исполнения заказов. Однако для его реализации в полном объеме необходимо еще разработать пакет подзаконных актов. По мнению экспертов, около 60 нормативно-правовых актов. В этом году был принят закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года. Мы рассчитываем, что он тоже повлияет на формирование единого правового поля в сфере гособоронзаказа.

– А как региональная власть может в принципе помочь оборонным предприятиям решать финансовые проблемы?

– Вот классический пример. Производственное объединение "Корпус" 60 лет выполняло государственные задачи по укреплению обороноспособности страны и освоению космоса. Здесь владеют уникальными технологиями и кадровым составом. И, тем не менее, к 2002 году предприятие оказалось на грани финансового краха из-за обвального сокращения госзаказа. Треть коллектива была сокращена. Задолженность по заработной плате достигла шести месяцев.

В феврале 2002 года губернатор области Дмитрий Федорович Аяцков встретился с генеральным директором Российского авиационно-космического агентства. Губернатор предложил рассмотреть реструктуризацию "Корпуса" в качестве инструмента решения экономических проблем предприятия. В конце концов правительством области и РАКА было принято согласованное решение о возбуждении процедуры банкротства этого предприятия с обязательным сохранением производства продукции для космической отрасли. Уже 4 апреля было подписано рамочное соглашение о создании на базе ФГУП "ПО "Корпус" специализированного гироскопического производства. А реализация плана внешнего управления Российского авиационно-космического агентства и головных предприятий-производителей космической техники (при содействии и ежедневном контроле со стороны правительства области) позволила в 2004 году ФГУП "ПО "Корпус" выйти из процедуры банкротства. Кроме того, после реорганизации "Корпуса" был выделен в отдельное предприятие и передан в ведение Министерства атомной промышленности филиал по производству изделий из бериллия (ныне ФГУП "Базальт"). Сейчас оба предприятия являются лучшими в ОПК области.

Предприятия Саратовской области, не участвующие в ГОЗ, но выполняющие договорные работы в качестве соисполнителей

 

  1. ЗАО "Спецавто" (г. Энгельс)
  2. ООО "Завод контрольно-ремонтных лабораторий" (г. Энгельс)
  3. ООО НПП "Солитон-Техно" (г. Саратов)
  4. ОАО "Завод автономных источников тока" (г. Саратов)
  5. ОАО "ЕПК Саратов"
  6. ОАО "Саратовдизельаппарат"
  7. ОАО "Волжский дизель имени Маминых" (г. Балаково)
  8. ОАО "Саратовский электротехнический завод"
  9. ООО "Сфера-Авиа" (г. Саратов)
  10. ЗАО "Волга-Авиасервис" (г. Саратов)
  11. ООО "НПП "Анфас" (г. Саратов)
  12. ООО "НПК "Оптолинк" (г. Саратов)
  13. ООО "НПП "Антарес" (г. Саратов)
  14. ОАО "Калининский завод резиновых изделий"

 

– Но ведь остаются и болевые точки. Как сейчас обстоят дела у петровского завода "Молот"?

– Сегодня два предприятия – ГУП "ПЭМЗ "Молот" и ОАО "Саратовский завод приборных устройств" – по разным причинам находятся в крайне тяжелом экономическом положении. Но если у "Молота" есть перспектива завершения процедуры наблюдения подписанием мирового соглашения, то перспективы завода приборных устройств гораздо хуже.

– Какой прогноз вы можете дать остальным предприятиям ОПК?

– В условиях вхождения России в единое мировое экономическое пространство будет продолжаться интеграция промышленных предприятий, НИИ и конструкторских бюро в концерны, корпорации и объединения. Это вызвано необходимостью сохранить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Нужно будет и дальше оптимизировать производственные процессы, сокращать непроизводительные потери. Только за последние пять лет на территорию области пришли такие крупные компании, как ГК "Ростехнологии", ОАО "Европейская подшипниковая компания", ОАО "Северсталь"  и ОАО "Кировский завод". С этим правительство области связывает техническое перевооружение саратовских предприятий, создание новых высокопроизводительных промышленных комплексов.

В то же время необходимо сочетание мощных холдингов и корпораций с небольшими инновационными частными предприятиями, которые бы работали и на оборонку.

– Есть ли сегодня у наших предприятий технические возможности для освоения новой, высокотехнологичной продукции?

– Конечно. Например, на ОАО "НПП "Алмаз", наряду с производством основной продукции (СВЧ-приборов) освоено серийное производство сигнализаторов и систем контроля загазованности. В рамках конверсии на ОАО "НПП "Контакт" было запущено производство низковольтной вакуумной аппаратуры на основе вакуумных дугогасительных камер. Сейчас "Контакт" стал одним из лидеров по производству этого оборудования в России. Оба предприятия продолжают наращивать номенклатуру и объемы гражданской продукции.

В целом оборонно-промышленный комплекс нашей области представляет собой 30 научных, промышленных и других предприятий и организаций. Многие изделия являются уникальными и не производятся другими заводами:  20 из них включены в вертикально интегрированные структуры, в том числе 12 интегрированы в крупнейшую российскую корпорацию "Ростехнологии", 23 предприятия являются стратегическими, 8 – частными.

Сделали ставку на производство гражданской продукции и изделий двойного назначения также ООО "СЭПО-ЗЭМ" (холодильное оборудование) и ООО "ЭПО "Сигнал" (приборы и оборудование для газовой отрасли). Гражданская продукция сегодня является у этих предприятий преобладающей в общем объеме производства.

– Кто финансирует техническое перевооружение предприятий, входящих в холдинг? Насколько они привлекательны для банковских инвестиций?

– Банки напрямую эти предприятия не инвестируют: их средства могут быть привлечены инвестором только в качестве заемных. Для долгосрочного или среднесрочного привлечения банковских денег кредитные ставки еще слишком велики. Поэтому предприятия привлекают их краткосрочно – для пополнения оборотных средств, закупки материалов и комплектующих под заключенные контракты.

Так что основным инвестором предприятий НПО "Саратовская электроника" пока является государство. В развитии предприятий оно участвует посредством федеральных целевых программ. Например, таких, как "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" и "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы".

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.67 1 2 3 4 5