На грани нервного срыва

Психологи отмечают: саратовцы стали более депрессивны, одиноки и зациклены на всем материальном

Материал подготовила Елена БАЛАЯН

7221

6 августа 2013, 10:00

В американской комедии режиссера Гарольда Рэмиса "Анализируй это" герой неподражаемого Де Ниро, нью-йоркский криминальный авторитет, находится в состоянии психоза: на него совершено покушение, да и вообще профессия мафиози не из легких. И тут совершенно случайно, но чрезвычайно кстати, автомобиль психоаналитика-неудачника Бена Собела врезается в его машину. С этого момента привычный жизненный уклад бедного доктора встает с ног на голову: мафиози не желает мириться с часами работы, расписаниями, планированием, для него существует лишь он сам и его эмоциональное расстройство...

 

Время и его настроение

В отличие от западной цивилизации, где, по чьей-то удачной шутке, у каждого уважающего себя психоаналитика есть свой собственный психоаналитик, в России психоанализ еще не стал объектом массовой культуры. Но постепенно он все-таки входит в нашу повседневную жизнь. Мелочь, но она показательна: в афише саратовского Театра драмы уже есть целых два спектакля на тему психоанализа – после "Мужчин на грани нервного срыва" там же оказались и женщины. Не только психологи с социологами, но и священники констатируют: на такой примерно грани, сама того не замечая, находится и вся наша современная цивилизация.

Люди страдают, они хотят счастья и не находят его, или находят, но быстро теряют, и снова страдают. Выходить из кризиса каждый пытается по-своему: кто-то приходит к Богу и начинает жить жизнью своей церкви, ощущая именно в ней полноту бытия и решая разом многие свои вопросы. Кто-то идет пить вино с друзьями и делится с ними наболевшим. А есть категория людей, которые предпочитают обращаться за помощью к специалисту-психологу, возлагая на него все свои чаяния.

Людей, пользующихся услугами психологов, становится больше и в Саратове, хотя большинством из нас поход на консультацию по-прежнему воспринимается как слабость. Особенно это тяжело бывает для мужчин, женщинам выражать свои эмоции проще.

По словам одного из ведущих саратовских психологов Сергея Саратовского (не каламбур, а реальная фамилия), сегодня в нашем городе и в Энгельсе практикуют около двадцати профессиональных психологов, чьи фамилии уже на слуху. Без работы они не сидят. Существуют две организации, которые объединяют людей, работающих в этой сфере: это саратовское отделение всероссийской Лиги психотерапевтов и Гильдия психологов Саратовской области при областной Торгово-промышленной палате которая начнет работать с сентября. Почему Лиги в Саратове две, не вполне ясно. Складывается ощущение, что и в среде самых психически устойчивых людей, коими по идее должны являться психологи, сейчас нет полной гармонии и взаимопонимания.

По словам Сергея, профессия психолога государством сегодня никак не лицензируется, поэтому объявить себя психоаналитиком может, по сути, любой человек, имеющий маломальские знания и диплом о высшем образовании. Вот почему гильдия, которая создается под его началом, старается взять на себя функции контроля над качеством оказываемых услуг. Она презентуется и как экспертная организация при профессиональных и судебных спорах, благо что на Западе такие прецеденты есть. Там клиенты порой подают в суд на своих психоаналитиков, так что подстраховаться не мешает.

Психоанализ – далеко не единственная методика, которую практикуют в Саратове. Есть здесь и символ-драма, и сценарное перепрограммирование, и гештальт-терапия, и нейролингвистическое программирование (НЛП), и гипноз. Как же в этом потоке методов и техник найти нечто свое – то, что нужно именно тебе? Попробуем разобраться.

 

Завершите свой гештальт!

Сергей Саратовский считает, что техника – дело вторичное, главное – между клиентом и психологом должно возникнуть доверие. Человек должен позволить специалисту стать его мастером, а мастер должен с этим согласиться. Так возникает контакт, который становится залогом успеха.

Несмотря на это, сам Сергей психоанализ не практикует – считает его вмешательством в психику, как гипноз и НЛП. На профессиональном сленге это называется интервенционными методами, от слова "интервенция" – захват, вмешательство. Последствия такого вмешательства, особенно если его производит непрофессионал, могут быть плачевными – от приобретенной зависимости от своего психоаналитика до отсроченных проблем со здоровьем.  "Человек должен сохранять свою внутреннюю свободу, психика должна быть сохранна. Человек – это святыня, и его внутренний мир – это святыня", – уверен психолог.  

Саратовский признает, что в экстренных ситуациях, когда человек стоит на грани и ему нужно помочь именно сейчас, такие техники могут быть применимы, но сам предпочитает безобидную символ-драму, когда через различные символы и картинки человек учится распознавать свои больные места. "Все наши проблемы и жизненные установки имеют определенное символическое значение. Поэтому когда человек приходит ко мне и говорит, что ему плохо, но не знает, почему ему плохо – может, нет удовлетворенности в личной жизни, может, на работе проблемы или со здоровьем – я прошу его вытащить одну из ассоциативных карточек.  Он чисто случайно вытаскивает карточку и начинает описывать свою проблему. Это очень интересный психологический инструмент. Человек как бы смотрит на себя со стороны, и в момент описания своей запутанной ситуации, сам того не замечая, проговаривает и пути выхода из нее", – рассказывает психолог.

Молодой психолог Илья Леонтьев, который является по совместительству председателем саратовского отделения Лиги психотерапевтов, практикует всего четыре года и практикует именно психоанализ. Правда, говорит Илья, нынешний психоанализ уже не тот, что был при Фрейде: "Фрейд работал в истерической культуре, когда нужно было выразить сексуальность, это были неврозы пуританской эпохи. Сейчас эпоха далеко не пуританская, поэтому то, что делаю я, это уже не Фрейд, это работа с речью, когда в процессе терапии человек начинает свободно говорить о том, о чем раньше не мог сказать вслух".

Он не согласен, что психоанализ может как-то повредить человеку. 

Сергей Левит: "Сейчас женщины более активно стали зарабатывать, вот альфонсы и развелись. Они чем берут? Самооценку поднимают женщине, красиво ухаживают и одновременно внушают, что кроме меня ты никому не нужна. И объективно красивая и умная женщина – она как будто слепая, и носится с этим своим товарищем, и не может освободиться. Это же не любовь, это зависимость, как от наркотика…"

"Главное – это не какая-то манипуляция. Главное – помочь разобраться и проанализировать, откуда в его жизни взялась та или иная проблема. Важно понять ошибку – момент, который вытеснен из сознания человека в его бессознательную сферу, и из-за которого он теперь страдает. Надо это вытащить на поверхность, сделать осмысленным, осознанным. Как только это становится осознанным, это перестает быть навязчивым, уже ты этим руководишь, а не оно тобой. А начинается все с языка: человек говорит, и тот заряд, который скрывался в подсознании, становится понятным и разделенным с другим человеком – в данном случае с психотерапевтом. Цель – снять этот спазм. И когда человек может обо всем говорить уже без всякого стеснения и сопротивления, значит, он выздоровел", – объясняет Леонтьев суть метода.

Сергей Левит – профессиональный психотерапевт с медицинским образованием, большую часть своей карьеры работал с людьми, страдающими психическими недугами, и лишь последние лет пять начал принимать как обычный психолог. Его метод – это сценарное перепрограммирование, когда жизнь человека рассматривается как определенный сценарий, в котором могут быть свои сбои, и эти сбои, эта сценарная нереализованность мешает ему жить, становится источником проблем. На самом примитивном примере это выглядит так: допустим, у женщины яркие театральные способности, а работает она совсем не актрисой, а… бухгалтером. Эта нереализованность способствует тому, что она начинает закатывать спектакли на работе или дома. Значит, надо этот скрытый талант реализовать.  "Если объяснить суть сценарного перепрограммирования в одной фразе – надо понять свое призвание и стать профессионалом экстра-класса. Миссию свою какую-то понять – для чего ты здесь? Все-таки квартира-машина, наверное, не могут быть целью в жизни, как и создание семьи не может быть единственной целью в жизни", – уверен психотерапевт.

На практике сценарное перепрограммирование выглядит так: клиент пишет свою автобиографию, потом она совместно с психологом разбирается, клиенту дается ряд упражнений, чтоб прояснить его характер и понять, какие установки, которые ему заложили в голову, мешают ему нормально жить. Потом даются задания в практической жизни, и человек их отрабатывает. Подобная тренировка себя и своей личности, по словам Левита, в идеале идет всю жизнь, но уже без врача. Человек периодически может приходить к своему "сенсею" и сверять с ним часы. В остальном он полностью самостоятелен.

От психоанализа метод отличается тем, что когда понятно, в чем суть проблемы, надо заканчивать анализ и начинать ее решать. "Акцент мы делаем не на копании в прошлом, а больше на том, чтобы человек реализовался в настоящей жизни. Психология – наука для жизни очень полезная, но она не должна заменять жизнь. Некоторые люди годами ходят по тренингам, по психотерапевтам, покупают очередную книжку в книжном магазине в надежде, что сейчас книжку прочитают и все будет хорошо. В фантазиях жить всегда легче и приятней, поэтому люди часто застревают на стадии психоанализа и при этом ничего не меняют", – делится опытом психотерапевт.

 

От нарциссизма к истерии…

Кроме собственно техники, прежде чем идти к психологу, стоит поинтересоваться и другими не менее важными вещами. Насколько ваш специалист открыт и публичен, есть ли у него свой сайт в интернете. Есть ли у него диплом о высшем образовании... Нелишне будет узнать, участвует ли ваш психолог в какой-либо общественной деятельности и какие ценности исповедует. Хотя психолог не дает оценок и не навязывает вам свои ценности, не помешает, если они у него все-таки будут.

Описанный перечень техник далеко не полный, их в психологии около двухсот (!). Как выбрать что-то подходящее – решать каждому. Нетрудно заметить, что во всех описанных методах есть нечто общее, поэтому кроме собственно техники, прежде чем идти к психологу, стоит поинтересоваться и другими не менее важными вещами. Насколько ваш специалист открыт и публичен, есть ли у него свой сайт в интернете. Есть ли у него диплом о высшем образовании (согласно стандартам, психологом может работать человек, имеющий медицинское, педагогическое или психологическое образование). Нелишне узнать, участвует ли ваш психолог в какой-либо общественной деятельности, и какие ценности исповедует. Хотя психолог не дает оценок и не навязывает вам свои ценности, не помешает, если они у него все-таки будут.

При этом нужно понимать, что работа психолога-теоретика, работающего где-нибудь на кафедре, и психолога-практика сильно отличается. "Я вам честно скажу – мы иногда друг друга вообще не понимаем, – признается Сергей Саратовский. – Их научный взгляд ведет науку вперед, дает возможность раздвигать границы знаний, а практики более адаптированы к простому человеку и его проблемам. Им легче понять, что человеку именно в этот момент нужно"

О том, с какими проблемами к ним приходят люди, психологи готовы говорить бесконечно, но из всего многообразия обычного набора проблем выделяют несколько основных тенденций, которые свойственны именно нашему времени.

По словам Сергея Саратовского, сейчас чаще всего у людей возникают проблемы материального характера: это и неприятности на работе, и невозможность обеспечить семью. Человеку очень важно социализироваться, а семья на этом фоне отходит на второй план. Люди проще стали относиться к семейным, межличностным отношениям, их это гораздо меньше волнует. Семья стала меньшей ценностью, чем деньги.

Тема одиночества в больших мегаполисах, когда люди не знают, куда и к кому им идти, приобрела уже масштаб тенденции. Причем сами люди этого своего состояния чаще всего не замечают и не осознают, они к нему привыкли. Проявлением такой отчужденности может быть даже неправильная парковка автомобиля, которая мешает другим пройти или проехать. Когда мы видим такое отношение к себе, это заставляет и нас поступать точно так же. Получается замкнутый круг.

"России свойствен общинный строй, когда он разрушается, разрушается российское общество. Даже армия у нас называлась дружина – дружба, семья. Сейчас нам навязана чуждая идеология, люди стали эгоистичны и одиноки, – говорит психолог. – Иногда приходит бабушка, у которой пропал котенок, для нее это трагедия жуткая, потому что для нее котенок – это весь мир. Как ей помочь? Просто поговорить. С ней никто не разговаривает, соседи считают взбалмошной, ей просто некуда идти, и это тоже проявление одиночества. А бывает, у человека жутчайшая трагедия, а он в этот момент думает не о себе, а о том, как бы не пострадали его близкие, переживая эту трагедию. Когда у него уже нет сил, а он пытается других вытолкнуть на поверхность. И такие моменты бывают…".

По мнению специалиста, мы живем в обществе потребления, которому свойствен гедонизм (культ удовольствий. – Авт.).  Такое общество заставляет человека терять все ценности – духовные, нравственные, этические, приучает к культу золотого тельца. Все начинается с элементарной рекламы и заканчивается тем, что человек вообще теряется как личность.

Ровно об этом же, независимо от коллеги, говорит и Илья Леонтьев: "Каждой исторической эпохе свойственны свои расстройства. Если во времена Фрейда это была истерия, то сейчас это нарциссические расстройства, а после эпохи постмодерна появились еще и шизотипические. Это такой новый невроз, когда человек практикует постоянное цитирование, и у него нет своей точки зрения. Это значит, что всякое суждение относительно, никакая ценность не может быть абсолютной. Идея брака разрушается, нет абсолютного отношения к религии, ее выбирают, как товар в супермаркете. Человеку нечего сказать, нечего отстаивать, нет истины, за которую он мог бы умереть. Нет смысла…".

По его словам, наше современное общество – общество обертки и поверхности, а это и есть качества истерические, связанные с желанием не быть, а казаться, когда поверхность и форма важнее содержания. Вся кричащая реклама – это истерия, считает Леонтьев. И совершенно естественно, что эта культура влияет на нас, поскольку мы ее носители.

Поэтому люди стали более депрессивными, они часто приходят на прием и говорят, что их жизнь пуста и бессмысленна.

Может ли человек жить в обществе потребления и быть свободным от него? Психологи уверены, что может, но для этого нужно приложить усилия – стать личностью, внутренне от общества абстрагированной. "Мы можем выполнять обязательства, которые на нас общество налагает – ходить в школу, на работу, покупать продукты в супермаркете, но должны быть еще внутренние моменты, которые будут составлять основу нашего независимого существования и доставлять нам радость, удовольствие", – говорит Сергей Саратовский.

 

Межэтнические браки. Альфонсы

Любопытно, что в практике Сергея в последнее время появился такой вид помощи, как этническая психология. В последние лет двадцать произошло большое переселение народов, и та культурная и национальная составляющая, которая была здесь, в Саратовской области, на протяжении многих десятилетий, стала дополняться культурой людей, которые приехали издалека, например, из Средней Азии. Они приезжают со своей психологией и со своим менталитетом, со своими проблемами и религиозными взглядами.  И им не всегда бывает легко адаптироваться к нашим условиям жизни. Непросто бывает и тем, кто живет с ними рядом, а порой и в одной семье. Клиентов с проблемами межэтнических браков стало заметно больше, когда мужчина женился на женщине, которая принадлежит к другой вере, и не может понять, как состыковать свои взгляды и уклад жизни с ее взглядами и укладом.

Сергей Левит среди потока обращений выделяет еще одну тенденцию – к нему часто обращаются женщины, которые страдают от альфонсов.

"Сейчас женщины более активно стали зарабатывать, вот альфонсы и развелись, – рассказывает Левит. – Они чем берут? Самооценку поднимают женщине, красиво ухаживают и одновременно внушают, что кроме меня ты никому не нужна. И объективно красивая и умная женщина – она как будто слепая, и носится с этим своим товарищем, и не может освободиться. Это же не любовь, это зависимость, как от наркотика. У женщины нестабильная самооценка, она сама не знает, хорошая она или нет. Ей обязательно надо, чтобы Вася говорил ей: я тебя люблю, тогда она понимает, что она хорошая. Терапия здесь будет заключаться в том, чтобы понять, что в ее воспитании способствовало такой низкой самооценке, и постараться от этого освободиться" .

У Ильи Леонтьева тоже достаточно клиентов, страдающих от проблем в личной жизни:  "Иногда приходит девушка и говорит – я не могу найти общий язык с мужем. Когда начинаем анализировать, выясняется, что она ни с кем не может найти общий язык, даже с собой.  Или другая девушка: живет с мужчиной, которого очень уважает, который заботится о ней, а она полюбила молодого человека и не может решить, остаться ей с одним или уйти к другому. Что я ей советую? Ничего. Я не знаю, что лучше – остаться в семье или уйти к другому. Я не даю оценочных суждений, не морализирую. Психоанализ тем и хорош, что можно проговорить все что угодно – и про измену, и про наркотики, и про желания какие-то извращенные без страха быть осужденным. Что нужно человеку, должен решать он сам. Я лишь занимаюсь тем, что помогаю установить причинно-следственную связь. Например, для этой конкретной девушки ключ был в осознании своей зависимости и усилении собственного я…".

 

Мама, мы все больны?

Кстати о цене. Она далеко не маленькая – от 1000 до 2000 рублей за сеанс. А если учесть, что сеансов может понадобиться не один и не два, можно примерно посчитать, в какую сумму это удовольствие выльется. Леонтьев говорит, что обычно человеку нужно 15-20 сеансов. Ясное дело, что для наших сограждан с их уровнем доходов такой образ жизни вряд ли приемлем. Тем не менее, жалеть деньги на свое душевное спокойствие специалисты не советуют.

Стоит сказать два слова о нарциссизме, о котором упоминал Леонтьев, как о тенденции времени. Он проявляется в том, что человек становится не способным к объектной любви. То есть он думает, что любит другого человека, а на самом деле любит свою проекцию на этого человека, то есть в конечном итоге самого себя. Это тоже считается видом расстройства. Вообще, когда начинаешь анализировать все расстройства, становится, как говорила Рената Литвинова, страшно жить. Складывается ощущение, что мы все глубоко больны, помнится, такое же ощущение возникло в свое время и у Виктора Цоя (вспомните его аналогичную строчку). Делюсь этим ощущением с Ильей Леонтьевым, а он, вместо того чтобы покрутить пальцем у виска, говорит, что так в принципе оно и есть, весь вопрос в пропорции. Сергей Левит соглашается: людей, склонных к неврозам, сегодня очень много, и склонность эта отнюдь не врожденная, она приобретена неправильным воспитанием. А может, психологи просто набивают себе цену?

Кстати о цене. Она далеко не маленькая – от 1000 до 2000 рублей за сеанс. А если учесть, что сеансов может понадобиться не один и не два, можно примерно посчитать, в какую сумму это удовольствие выльется. Леонтьев говорит, что обычно человеку нужно 15-20 сеансов, а в идеале психоанализ должен быть бессрочным и продолжаться всю жизнь, как это происходит на Западе. Ясное дело, что для наших сограждан с их уровнем доходов такой образ жизни вряд ли приемлем.

Тем не менее, жалеть деньги на свое душевное спокойствие специалисты не советуют. Лучше несколько раз сходить к психологу, чем годами ходить пить вино с друзьями, пытаясь выбраться из депрессии, уверен Сергей Левит. А Илья Леонтьев рассказывает, что с людьми богатыми договориться о цене бывает сложнее, чем с бедными – они считают каждую копейку.

С ироничным тезисом о том, что даже самый хороший психолог сам нуждается в психологе, Леонтьев абсолютно согласен. Он не стесняется рассказывать, что до своих занятий психоанализом был очень замкнутым человеком, которому было сложно заводить знакомства с людьми. В процессе учебного анализа это качество начало постепенно сглаживаться.

Это лишний раз говорит о том, что думать о психологии как о панацее, возлагая на нее все свои надежды, наверное, все же не стоит. Психологи – такие же люди, как и все, со своими собственными проблемами, просто знают о человеке и его психике немного больше, чем остальные, и поэтому могут помочь. В том, конечно, случае, если мы им это позволим.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.13 1 2 3 4 5