Группа поддержки

Почему присяжные оправдали подсудимых по делу о покушении на Сергея Курихина?

Материал ИА "Взгляд-инфо"

6361

23 августа 2013, 10:00

Сегодня в 14.00 судья Саратовского областного суда Алексей Егоров огласит приговор по резонансному уголовному делу о покушении на депутата Саратовской областной думы, директора Фонда "Православие и современность" Сергея Курихина и сопровождавших его лиц. Наказания ожидает киллер Юрий Платицын – один из трех подсудимых, обвинявшихся в совершении данного и ряда других преступлений, в т.ч. убийстве руководителя службы охраны парламентария Михаила Савченко. В течение уже почти недели СМИ и саратовская общественность пребывают в некотором недоумении от оправдания двух подсудимых - Михаила Майорова и Николая Шарова. Одни говорят, что в присяжных взыграла классовая ненависть, другие усматривают в произошедшем коррупционную составляющую, третьи намекают на то, что здесь не обошлось без постороннего вмешательства. ИА "Взгляд-инфо" решило поделиться с аудиторией собственными наблюдениями, основанными на фактах, зафиксированных на видеофрагментах рассматриваемого судебного разбирательства.

 

Обряд братания

Начнем, пожалуй, с кульминации процесса. Таковой для присутствующих неожиданно стало братание бывших присяжных заседателей с оправданными ими несколько минут назад подсудимыми Михаилом Майоровым и Николаем Шаровым.

К сидящему на стуле Майорову выстроилась живая очередь из желающих поздравить его с успешным завершением процесса. Своим стремлением разделить общую радость с бывшими подсудимыми особенно выделялись присяжные из числа женщин старшего поколения.

Так, одна из них, обладательница роскошной седой шевелюры (это была присяжная под № 19, которую успели окрестить как "Д.Т.В."), громко поделилась откровением: "Мы так за вас ВСЕ переживали!". Майоров, довольный и спокойный, принимал поздравления, радуясь тому, что ему первому открыли тайну совещания и голосования присяжных. Остальные присутствующие, перебивая друг друга, присоединялись к пожеланиям. А в это же мгновение другая присяжная, положив руку на грудь Шарову, прикрытую тюремной футболкой, молвила: "Удачи и счастья вам". Обласканный Шаров ответил взаимностью: "Дай вам Бог здоровья".

На этом балу правосудия грустил лишь один полуоправданный Платицын (ему не хватило одного голоса для полного оправдания), которому еще, по-видимому, не успели сообщить о том, что одна из присяжных готова носить ему в тюрьму передачки.

Мнение о невиновности начало формироваться задолго до появления вердикта – во время систематических совместных перекуров присяжных и защитников подсудимых на крыльце облсуда. В храме Фемиды нет специального места для курения, поэтому присяжные вынуждены не только видеть и слышать, а зачастую и общаться с адвокатами тех, кого им предстоит судить. В нашем случае во время таких разговоров частенько звучали лестные слова о "Мише-семьянине", его "надежном друге детства Николае, которые не только человека, но и мухи не обидят" и др.

 

Истина и 12 присяжных

Этот громкий процесс выявил ряд недостатков в организации подбора кандидатов в присяжные заседатели и самих присяжных. Так, в списке кандидатов были почему-то перепутаны должности однофамильцев – пенсионера указали заведующей, а заведующую – пенсионером. Но этот недостаток, обнаруженный после того, как была сформирована коллегия, оперативно устранили: списки перепечатали, и все уселись на свои места, согласно присвоенным им номерам. Не беда, мелочи. Но вот как объяснить то, что, согласно поступившей в редакцию информации, в состав кандидатов в присяжные была включена гражданка, ранее привлекавшаяся к уголовной ответственности (ст. 327 УК РФ)? В связи с ее деятельным раскаянием, хотя это не является реабилитирующим основанием, производство по уголовному делу было прекращено. Тем не менее, не исключено, что человек с "таким опытом" изначально мог быть "запрограммирован" на сострадание к подсудимым.

Или как объяснить тот факт, что в состав коллегии входил сторож, который в годы своей бурной молодости успешно трудился на поприще милицейского сыска. Со службы ему пришлось уйти из-за "зеленого змия". Человек, уволенный из органов на пике карьеры, да и еще по такой причине, вряд ли испытывает симпатии к правоохранительной системе, что не могло не сказаться на принятии вердикта по рассматриваемому делу.

Забавен и другой эпизод: одна из присяжных имела своих поклонников в жанре экстрасенсорики и пользовалась у них доверием и популярностью. Именно на нее возлагали надежды адвокаты подсудимых. Но вначале им не повезло – ясновидящая сидела на скамейке запасных. Правда, как только один из присяжных опоздал на непродолжительное время, то судья, внешне демонстрировавший заинтересованность в том, чтобы не распалась коллегия, сразу же дал ей место в основном составе.

Судя по всему, именно этому экстрасенсу принадлежат номер мобильного телефона и инициалы "Д.Т.В." (вспомните присяжного № 19), указанные в записке, обнаруженной журналистами на прилегающей к зданию суда территории. Суд почему-то отказал стороне потерпевших в приобщении записки к делу и выяснении вопроса о том, принадлежит ли указанный в ней номер телефона нашей прорицательнице и давала ли она его защитникам подсудимых. Нелишне было бы судье выяснить у этой "загримированной под присяжного" ясновидящей, не использовала ли она свою энергетику при обсуждении вопросов и проведении голосования по ответам на них.

Наконец, в день, когда, казалось бы, должно было завершиться голосование, в суд "случайно" не пришел еще один присяжный (мужчина-программист), работающий в сфере, где постоянно нужно думать головой. А может быть, его "не пустили" из-за того, что следующей по списку была дама, которая за два с половиной месяца судебного разбирательства выкурила не одну пачку сигарет на крыльце облсуда в компании защитника Шарова? Возможно, это случайность, но четырежды судимый Шаров был оправдан. И кто знает, каким бы был вердикт, если бы курильщики и экстрасенсы не верховодили в данном процессе?

Более того, присяжные своим решением оставили за оправданными Шаровым и Майоровым право на реабилитацию, что позволит им взыскать с государства многомиллионные компенсации, которые должны покрыть их "нравственные страдания" и материальные потери за почти двухлетнее пребывание в СИЗО.   

В нашем представлении, для того, чтобы присяжные могли надлежащим образом исполнять свои обязанности по отправлению правосудия, они должны быть как минимум изолированы от непроцессуального общения с судьей и участниками процесса со стороны защиты и со стороны обвинения. Во многих случаях для присяжных оборудуются специальные помещения, нахождение в которых защищает их от постороннего воздействия, что можно было наблюдать, например, в знаменитом фильме Никиты Михалкова "12". В рассматриваемом деле, как теперь стало известно, все было по-другому.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.64 1 2 3 4 5