Виктор Володин: "Работаем в команде"

Депутат областной думы – об ответственных избранниках, неуверенных чиновниках и властных амбициях

Беседовала Елена ТАЛПЭУ. Фото Александра СОКОЛОВА

4795

15 октября 2013, 09:00

Депутат Саратовской областной думы Виктор Володин – человек команды. Наверное, так можно было бы кратко охарактеризовать политическое кредо этого профессионального парламентария. Во многом именно это качество позволило заместителю начальника управления администрации Саратова стать областным депутатом. В региональном парламенте он возглавил один из наиболее важных комитетов, который курирует вопросы местного самоуправления. От принимаемых здесь решений во многом зависит развитие и благополучие муниципальных образований. В условиях вынужденного сокращения бюджетных расходов роль комитета приобретает особое значение. По мнению Володина, государство не должно плодить иждивенцев и допускать конфликты на местах, а все спорные вопросы должны решаться с участием первых лиц области.

 

Мы не такие

– Виктор Владимирович, вам, наверное, будет интересно узнать, что у нас в Саратовской государственной юридической академии готовится к защите диссертация на тему ответственности депутатов. Автор этой работы считает, что ответственность парламентариев различных уровней в должной мере не прописана. Некоторые совершенно безнаказанно не посещают заседания палат и комитетов, избегают встречаться с избирателями, формально относятся к процедуре голосования. Нам интересно ваше мнение на этот счет.

– Любой депутат должен отвечать перед избирателями, если занимает такую высокую и ответственную должность. Я общаюсь с депутатами облдумы, и, насколько мне известно, все они посещают свои районы, проводят прием граждан, решают вопросы совместно с руководством района.

– То есть в активной и ответственной работе саратовских депутатов вы не сомневаетесь?

– Наши депутаты очень ответственны за те решения, которые принимают. Как член фракции "Единой России" я могу заверить, что мы все вопросы и проблемы обсуждаем и выносим по ним консолидированное решение. Кому-то это нравится, кому-то нет, но, тем не менее, есть партийная дисциплина, которую мы соблюдаем. Депутаты могут не посещать заседания только по уважительной причине – например, если они находятся в командировке или болеют. У нас все депутаты, в том числе из фракции "Справедливой России" и КПРФ, работают ответственно.

– Получается, не актуальна тема диссертации аспиранта СГЮА?

– Не факт, ведь есть другие регионы. Может быть, там такие проблемы и существуют. Я могу лишь сказать, что саратовские депутаты не отсиживаются в своих креслах.

– Но на заседаниях областной думы постоянно активны только десяток из них. Фамилии большинства других жители области даже не слышали. Что, в регионе перевелись харизматичные политики или сейчас на них нет спроса?

– Не каждому дано быть оратором. Но депутаты, выезжая на закрепленные за ними территории, по которым их избрали, решают конкретные вопросы, связанные с жизнедеятельностью населения. Все люди разные – кто-то может красиво говорить, а кто-то непосредственно решать вопросы.

– В отношении себя вы можете сказать, что вы харизматичный политик?

– Я про себя не могу так сказать. Мне достаточно сложно даются публичные мероприятия, выступления. Я стараюсь просто решать вопросы, которые возникают.

 

Суд и дело

– Тогда давайте поговорим о том, что вам удалось сделать за время пребывания на посту депутата областной думы. Какие предложения вы выносили на обсуждение коллег?

Снятие с постов глав администраций районов – это необходимое условие реформы в соответствии с действующим законодательством, не более того. Опасения могут быть у тех глав, которые не уверены в себе, где-то недорабатывают. Или глав тех районов, где имеются конфликты внутри местной элиты.

– Вопросы примерно одни и те же. Это обеспечение жителей водой, уличное освещение, дороги. Программа по строительству дорог уже давно в области работает. Вы прекрасно знаете, что каждый год утверждается финансирование на решение вопросов, связанных со строительством дорог в регионе. К сожалению, подрядчики у нас не всегда качественно выполняют свои обязанности. В качестве частного примера могу привести Калининский район. Там администрация уже год судится с подрядчиками, которые выиграли конкурс. В прошлом году они ремонтировали два километра дорог, но после первого дождя асфальтное покрытие было размыто. Администрации пришлось заказать проведение независимой экспертизы, которая дала свое заключение о качестве выполненных работ подрядчиком. До сих пор идут суды по этому делу. Я думаю, администрации района все же удастся взыскать вложенные средства с подрядчика и объявить новый конкурс. Сейчас население недовольно, потому что качество дороги оставляет желать лучшего. Люди высказывают свои претензии власти, но не всегда такие претензии объективны.

Власть старается работать, выполнять возложенные на нее функции. Но, к сожалению, 94-ФЗ о госзакупках часто не позволяет определить подрядчика, который будет отвечать за качество работы. Сейчас на смену должна прийти федеральная контрактная система. Насколько она будет эффективнее, удобнее, мы поймем, когда все заработает. Возможно, и в контрактную систему будут внесены изменения.

– Калининский район – единственный, где подрядчик не в полной мере исполняет свои обязанности, не оправдывает бюджетных расходов?

– Нет, в Лысогорском районе похожая ситуация. В Самойловке есть аналогичные проблемы. По крайней мере, я говорю об округе, где являюсь депутатом.

– Насколько эффективно решается проблема с обеспечением водой жителей области? Я, например, знаю, что в Милорадовке Краснопартизанского района все еще приходится за водой ходить в колодец. Если вода в дом и поступает, то зеленая, неочищенная. И таких сел у нас много.

– В Лысогорском районе глава администрации района за прошлый год смог минимальными средствами более 42 километров водопровода провести. Закупили трубы и своими силами их проложили. Муниципальные предприятия выполняли эту работу за небольшие деньги. Разработка проектной документации, проведение подрядов и конкурсов стоит больших средств. Когда это делается хозспособом, работы удешевляются в разы. По этому же принципу реализуются федеральная и областная программы обеспечения питьевой водой, в рамках которых выделяются деньги на все муниципальные районы.

– Насколько эффективно работают эти программы, деньги осваиваются в полном объеме?

– Опять в качестве примера приведу Калининский район, потому что он мне ближе. В 2011 году я был избран там главой. В прошлом году нам удалось два села обеспечить водой: одну скважину сделали в селе Первомайское и две в Симоновке. Перед этим из-за чрезвычайной ситуации в селе Малая Екатериновка при поддержке и непосредственном участии Валерия Васильевича Радаева, были выделены необходимые средства и буквально в течение месяца жители села получили воду.

– А в процентном соотношении, сколько муниципальных образований еще нуждаются в качественных водопроводах?

– Сложно сказать однозначно. Везде дела по-разному. Районы Правобережья более обеспечены водой. В Заволжье, более удаленном от Волги, совершенно другая ситуация. Там отдельно работает федеральная программа, и выделяются значительные средства из областного бюджета для обеспечения жителей водой. В этом году мы выезжали с тогда еще министром по делам территориальных образований Сергеем Нестеровым в село Казачка Калининского района. Огромное село, с населением около двух тысяч человек, где тоже нет воды. Сейчас там готовится проект на скважину, которая будет сделана уже в этом году.

 

Тенденция к ротации

– Вы в областной думе возглавляете комитет местного самоуправления. Объединение муниципальных образований, оптимизация органов власти, повышение эффективности управления и экономия бюджетов – ваши темы. Но уже сейчас есть критики, которые сомневаются в заявленной экономии средств. Потому что зарплаты глав объединенных муниципальных образований, по слухам, вырастут в два раза. То есть, новые районные начальники будут получать примерно столько же, сколько раньше получали двое. Это действительно так?

Проблемы возникают, где нет лидера. Государство не может водить за руку всех и каждого. Человек, если хочет жить и развиваться, прежде всего, должен самостоятельно этого добиваться, к чему-то стремиться. Мы не можем плодить иждивенцев. Каждый должен сам думать о своей судьбе. Неправильный подход – считать, что тебе все должны.

– Это надуманные опасения. Реформа местного самоуправления включает в себя не только процесс объединения некоторых муниципальных образований области. Первый этап - на общественные начала начали переводить глав муниципальных районов и депутатов представительных органов местного самоуправления. По состоянию на 1 января 2013 года бесплатно уже работают главы 34 районов и трех городских округов. А штатная численность аппаратов представительных органов была сокращена на 159 единиц. Благодаря этому мы сэкономили порядка 75 миллионов рублей. Сократилась и штатная численность администраций муниципальных районов области, парк служебных автомобилей. Это позволило сэкономить 148 миллионов рублей. Ведется работа по объединению администраций района и районного центра. Например, создание единой администрации Аркадакского муниципального района и города Аркадака привело к экономии четырех миллионов рублей. Все службы районной администрации, в которые могут обратиться жители, расположены в одном здании, а значит, упрощено обращение граждан в органы местного самоуправления.

– Тем не менее, процедура переизбрания глав МО сейчас юридически не совсем ясна. По этому поводу уже возникают конфликты. Я имею в виду ситуацию в Вольске, например. Все-таки обязаны главы администраций и районов в связи с реформой уйти в отставку? Или не обязаны?

Процедура проста. Есть конкурсная комиссия, которая принимает участие в избрании главы администрации. Объединяются две администрации: городская и районная. Было бы справедливо, чтобы, в том числе, и городское поселение участвовало в выборе главы администрации района. В связи с этим было принято решение о необходимости сложения полномочий главой администрации района. При этом представители города, района и областной власти будут участвовать в работе конкурсной комиссии по избранию главы.

– Кем принято решение о сложении главой администрации района своих полномочий?

– Я думаю, что все это делается в соответствии с законодательством. В частности, решение о досрочном прекращении полномочий главы администрации принимается районным собранием депутатов. Есть 131-ФЗ о местном самоуправлении. Его никто не отменял. Никто не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления.

– Поэтому-то ситуация в Вольске и выглядит как последствие чьего-то вмешательства...

– У меня нет фактов, что кто-то на кого-то давил.

– Тем не менее, высказываются опасения, что переизбрание глав может стать своеобразным политическим инструментом, позволяющим снять с должности "неугодных". Вы допускаете такую возможность?

– Я не думаю, что такие моменты могут быть. Снятие с постов глав администраций районов – это необходимое условие реформы в соответствии с действующим законодательством, не более того. Опасения могут быть у тех глав, которые не уверены в себе, где-то недорабатывают. Или глав тех районов, где имеются конфликты внутри местной элиты. Те главы, у кого в районах все нормально и спокойно, без опасений идут на процедуру переизбрания.

– Вы уже около года возглавляете комитет местного самоуправления, следите за работой глав администраций районов и, наверное, может дать оценку их эффективности. Кто, на ваш взгляд, недорабатывает?

– У кого-то лучше получается справляться с обязанностями, у кого-то хуже. Я не готов давать социально-экономическую оценку развития районов и уж тем более оценку их главам. Это, наверное, может сделать правительство области в лице министерства по делам территориальных образований. Могу лишь сказать, что сейчас есть тенденция к ротации кадров. Недавно глава администрации Калининского района перешел работать в Красноармейский район. Это правильное решение, население и депутаты двух районов нормально его восприняли. Любой человек должен расти и двигаться дальше.

 

Затянуть пояса

– Не могу не затронуть тему конфликта между главой города Олегом Грищенко и председателем областной думы Владимиром Капкаевым. Спикер заявил, что Саратов должен изыскивать внутренние резервы для пополнения бюджета, который, по словам главы города, недополучит в этом году около 500-700 миллионов рублей. Вы поддерживаете такую позицию?

По состоянию на 1 января 2013 года бесплатно уже работают главы 34 районов и трех городских округов. А штатная численность аппаратов представительных органов была сокращена на 159 единиц. Благодаря этому мы сэкономили порядка 75 миллионов рублей. Сократилась и штатная численность администраций муниципальных районов области, парк служебных автомобилей. Это позволило сэкономить 148 миллионов рублей.

– Мы все смотрели съезд "Единой России". Президент и председатель правительства страны говорят о том, что кризис дошел и до России. Поэтому нужно немножко ужаться в своих расходах. Сложилась ситуация, при которой не только Саратову, но и другим муниципальным образованиям необходима помощь. Естественно, любой район хочет получить больше. Стоит отметить, что кредиторская задолженность имеется не только у области, но и у районов. Не секрет, что дефицит областного бюджета – порядка 40 миллиардов рублей. Руководство области делает все, чтобы сократить расходы. Ситуация непростая, поэтому все должны изыскивать резервы, и при этом выполнять функции, которые возложены на нас законодательством.

– В условиях общего упадка экономики и госдолга области, не грозит ли нам 2014 год новыми социальными волнениями – в том числе обострением сепаратистских настроений вроде тех, что мы уже видели в Балашове и других районах?

– Здесь важна согласованная работа всех структур: федеральных, областных, районных, городских. Чтобы не было негативных проявлений, необходимо изыскивать резервы - больше внимания уделять процессу оформления земли, недвижимости. Это те налоги, которые и недополучают районы. По этим направлениям должна вестись более активная работа. Я из личного опыта могу сказать, что, когда мы с главой администрации Алексеем Петаевым два года назад пришли в Калининский район, то в первую очередь начали заниматься оформлением земли. Даже те муниципальные образования, которые не имели денег в местном бюджете на зарплаты сотрудникам, сейчас потихоньку начинают собирать налоги. Другие тоже смогли повысить доходную часть своего бюджета, и сейчас имеют возможность участвовать в областных целевых программах.

– Премьер-министр Дмитрий Медведев недавно озвучил жесткую позицию правительства. Фактически он сказал, что государство больше не будет бороться за рабочие места, поддерживать моногорода и поселки, убыточные предприятия, неэффективные производства. Что по этому поводу думаете вы?

– Это уже сейчас происходит: мы видим сокращение и чиновников, и неэффективных рабочих. Но никто не говорит, что они должны идти на улицу. Людям, наверное, будет предложено переехать на другие территории, которые будут активно развиваться. Многое зависит от тех руководителей, которые работают на местах. Вот в Калининском районе есть руководители, которые пришли в села, находившиеся в упадке. Сегодня там есть дороги, вода, люди задействованы, работают в фермерских хозяйствах. Проблемы возникают, где нет лидера. Государство не может водить за руку всех и каждого. Человек, если хочет жить и развиваться, прежде всего, должен самостоятельно этого добиваться, к чему-то стремиться. Мы не можем плодить иждивенцев. Каждый должен сам думать о своей судьбе. Неправильный подход – считать, что тебе все должны. При этом нужно заметить, что все социальные обязательства, которые берет на себя государство, остаются за ним. Затраты будут сокращаться только в части неэффективных рабочих мест. Мы все зависим от экономической ситуации, как в стране, так и в мире. Так что нужно учиться жить по средствам.

– Насколько депутаты областной думы загружены работой, и на что лично у вас остается время?

– Когда получается, занимаюсь спортом. Много лет играю в волейбол. Команда собралась, еще, когда я в администрации Саратова работал заместителем начальника управления по делам молодежной политики, физкультуре и спорту. С тех пор мы стараемся собираться два раза в неделю. Отдыхать люблю на даче.

– У вас есть карьерные планы?

– Мы работаем в команде. Карьерный рост зависит не только от меня, но и от решения руководства. Если доверят какое-то новое направление, буду работать. У нас главный руководитель – губернатор, он определяет кадровую политику в области. А если каждый будет делать только то, что хочет, ничего хорошего не будет. Каждый на своем месте должен эффективно решать вопросы, которые ему поручены. И, конечно же, в рамках своих полномочий. Я считаю такую систему эффективной.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.07 1 2 3 4 5