Улетные либералы

Почему "Саравиа" сводит счеты со СМИ?

Материал подготовил Александр СОКОЛОВ

6785

12 февраля 2014, 09:05

У крупного бизнеса свой формат отношений со средствами массовой информации. Сотрудничеством здесь называются объемы и каналы распределения рекламного бюджета, а журналистам предлагается публиковать лишь то, что согласовано с заказчиком. Таким нехитрым способом взамен финансовой благосклонности компании рассчитывают приобрести лояльную аудиторию. С недавнего времени бизнес стал проявлять заметный интерес и к блогосфере. После того, как некоторых обитателей Сети откровенно ангажируют, в интернете появляются сообщения, содержание которых легко укладывается в понятие "рекламный проспект". Примерно такой модели деловых отношений с прессой придерживается региональный монополист на рынке воздушных пассажирских перевозок – ОАО "Саравиа". С теми, кто не готов работать на условиях коммерческого договора о лояльности, компания предпочитает разбираться в судах. О том, как это сочетается с имиджем либерала, который собственник "Саравиа" Аркадий Евстафьев пытается конвертировать в политические очки, – сегодняшняя публикация в проекте "Взгляд-онлайн".

 

Пристегните ремни

В арбитражном суде Саратовской области рассматриваются сразу два иска компании ОАО "Саратовские авиалинии" к ИА "Взгляд-инфо". В течение уже полутора лет авиаперевозчик безуспешно пытается доказать вину нашего СМИ в подрыве деловой репутации и распространении заведомо неверной информации. Первый иск посвящен заметке о том, что перевозчик покупает два так называемых "старых" самолета.

Выяснилось, что ОАО "Саравиа" закупило в Казахстане два борта Як-42, изготовленных в 1987 и 1993 годах. То есть на момент приобретения им было соответственно 19 и 25 лет. Правоту нашего издания подтвердили сразу в двух судебных инстанциях. Более того, в своих следующих публикациях – не только заметках, но и статьях – журналисты называли реальный возраст приобретенных самолетов, но авиаперевозчик зацепился лишь за одну памятную заметку и желал во что бы то ни стало наказать СМИ.

Между тем, еще в 2010 году (то есть до приобретения указанных самолетов) влиятельный журнал "Forbes" опубликовал рейтинг из 13 авиакомпаний России "с самыми старыми самолетами". Саратовский авиаперевозчик даже в этом непрестижном списке занял одно из последних мест. На тот момент лишь четыре российских авиакомпании владели авиалайнерами, средний возраст которых был больше, чем у "Саравиа" (23,2 года). Несколько позже у нашего агентства появилась информация об очередной неоднозначной сделке по приобретению видавших виды самолетов из Центральной Азии.

Любопытно, что международный эксперт Совета Европы Корленис Хендрикс Ван Ри вполне недвусмысленно раскритиковал состояние самолета, на котором участники делегации прибыли в Саратов: "Я озабочен качеством самолета, которым мы прилетели из Москвы в Саратов. Может, кто-то меня переубедит. Говорили, что сорок лет назад это был самый безопасный самолет, но на сегодняшний день я в этом не уверен".

Еще в 2010 году влиятельный журнал "Forbes" опубликовал рейтинг из 13 авиакомпаний России "с самыми старыми самолетами". Саратовский авиаперевозчик даже в этом непрестижном списке занял одно из последних мест. На тот момент лишь четыре российских авиакомпании владели авиалайнерами, средний возраст которых был больше, чем у "Саравиа" (23,2 года).

Претензии к перевозчику предъявляла депутат Государственной думы Ольга Алимова. Критиковал работу "Саравиа" глава Общественной палаты области Александр Ландо, который обращал внимание на недоступность аэропорта для инвалидов. А еще – зампред правительства Сергей Канчер, блогер Артемий Лебедев, депутат ГД Антон Ищенко – все эти известные люди составляют далеко не полный список тех, кто публично оппонирует перевозчику. На бортах самолетов компании неоднократно происходили разного рода инциденты. В отдельных случаях к их расследованию даже привлекались эксперты МАК (Межгосударственного авиационного комитета).

Обычные пассажиры, не избалованные качественным сервисом, тоже не молчали и вполне отчетливо высказывали претензии местному перевозчику. Подтверждением тому – репортажи, опубликованные в Сети блогерами. Не лишним также будет упомянуть, что во время официальных визитов Владимира Путина и Дмитрия Медведева их самолеты приземлялись на энгельсской авиабазе, а не в саратовском аэропорту.

 

Либерал с душой крепостника

Второй иск авиаперевозчика вызывает еще большее недоумение. Основанием для него послужило высказывание официального лица – главы регионального управления Федеральной службы судебных приставов Олега Ткаченко. В своем комментарии он поднял вопрос о возможной приостановке или же временном ограничении полетов самолетов компании. Поводом для такого заявления стали итоги судебного разбирательства по делу строительной фирмы "Новострой XXI". В ходе процесса было установлено, что из-за строительства двух многоэтажных домов неподалеку от аэродрома, в зоне действия авиарадаров возникают помехи. И руководитель ведомства (вероятно, из лучших побуждений, заботясь о соблюдении безопасности) пытался найти хотя бы временное решение ситуации. Тем более что разбирательство до сих пор продолжается, проводятся экспертизы, проблема вышла за уровень конфликта хозяйствующих субъектов и стала головной болью не только региональной власти. "Саравиа" усомнилось в праве главного судебного пристава области высказывать профессиональное мнение и подала новый иск, на этот раз одновременно – и к главе УФССП, и к СМИ, которое его процитировало.

А между тем факты говорят о том, что лишь после публикаций всех этих претензий к работе авиакомпании она наконец-то начала "работу над ошибками". "Саравиа" закупила в Бразилии относительно новые воздушные суда "Эмбрайер-195" (выпущены в 2008 году). Был проведен ремонт в зале ожидания. Пассажиры теперь могут лицезреть новый траволатор. Да и в целом перевозчик стал более пристально следить за уровнем сервиса и качеством обслуживания своих клиентов.

В Саратове мы имеем лишь одну авиакомпанию, которая пользуется своим монопольным правом на организацию воздушных перевозок. Ее же структурам принадлежит и здание аэропорта, и вся сопутствующая инфраструктура. Органы ФАС не раз уличали "Саравиа" в нарушении антимонопольного законодательства, в связи с чем компания даже подвергалась санкциям. Меры не подействовали.

Банально, но факт: в нормальных, то есть конкурентных условиях любая транспортная фирма будет априори заботиться об уровне сервиса. Однако в Саратове мы имеем лишь одну авиакомпанию, которая пользуется своим монопольным правом на организацию воздушных перевозок. Ее же структурам принадлежит и здание аэропорта, и вся сопутствующая инфраструктура. Органы ФАС не раз уличали "Саравиа" в нарушении антимонопольного законодательства, в связи с чем компания даже подвергалась санкциям. Меры не подействовали. Проблему свободной конкуренции в сфере авиаперевозок в Саратовской области решить так и не удалось. В такой ситуации лишь действия контролирующих органов, да еще, пожалуй, позиция СМИ могут оказать хоть какое-то влияние на монополиста.

А пока можно предположить, что топ-менеджемент компании "Саравиа" по-прежнему делит прессу на две группы. На тех, кто готов, зажмурив глаза, размещать рекламные материалы. И на тех, кто публикует всю палитру информации, но при этом вызывает явное раздражение и желание подавать судебные иски. Вряд ли нужно спрашивать, что кому полезнее с позиций долгосрочного развития отрасли авиаперевозок в регионе.

При такой резкой, почти аллергической реакции компании на публичную критику кажется странным, что ее главный акционер, бизнесмен Аркадий Евстафьев позиционирует себя не только как современного предпринимателя, но и как либерального политика, ориентирующегося на европейскую систему ценностей (свободу слова, например). Ведь на самом деле в своих отношениях со СМИ господин Евстафьев ведет себя как крайний реакционер и упорно отказывается признавать то, что всем и так давно очевидно – декларативные заявления о свободе слова, рынков и конкуренции необходимо подкреплять делами и поступками.

А пока приходится констатировать, что "Саравиа" остается активом, купленным через далекую офшорную юрисдикцию, свою бизнес-стратегию компания по-прежнему выстраивает в соответствии с преимущественным положением монопольного игрока на рынке.

Это и есть та объективная реальность, с которой сегодня приходится мириться пассажирам. Изменить ее можно только масштабной программой обновления и признанием права на конкуренцию других компаний, а не рекламой и пиаром.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.57 1 2 3 4 5