Излишки

Ликвидацию какого министерства саратовцы не заметят?

Координатор проекта Елена ТАЛПЭУ

6642

21 апреля 2014, 09:00

На прошлой неделе традиционный проект "Взгляд-эксперт" был посвящен обсуждению возможного решения властей региона о сокращении числа дотируемых из бюджета профессиональных команд. Мы спрашивали у экспертов, какие спортивные клубы в условиях дефицита казны должны в первую очередь получать помощь областной власти? В продолжение темы сокращения бюджетных расходов сегодня мы спросили у журналистов: какое из министерств или комитетов регионального правительства можно ликвидировать или включить в состав другого?

 

Напомним, что с помощью экспертов мы еженедельно определяем и публикуем рейтинги саратовских чиновников, депутатов, политиков, общественников, деятелей культуры. Персоны ранжируются по степени их влияния, узнаваемости, открытости, эффективности и другим показателям. 

 

По результатам нынешнего опроса в первую тройку рейтинга "лишних" вошли:

 

1. Министерство молодежной политики, спорта и туризма.

2. Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства.

3. Комитет по обеспечению деятельности мировых судей.

 

Рейтинг составляли эксперты:

 

1. Александр Глущенко – директор ИА "Свободные новости. FreeNews-Volga".

2. Владимир Гуреев – редактор газеты "Деловой Маркс" и информационного портала Марксовского района volojka.ucoz.ru.

3. Антон Комаров – генеральный директор "ТНТ-Саратов".

4. Николай Лыков – главный редактор ИА "Взгляд-инфо".

5. Дмитрий Митрошин – главный редактор газеты "Репортер".

6. Константин Панфилов – шеф-редактор телеканала "ТВ Центр-Саратов".

7. Ольга Радина – главный редактор радиостанции "Эхо Москвы в Саратове".

8. Игорь Трофимов – главный редактор портала "Лица Саратовской губернии".

9. Александр Уриевский – директор ИА "Саратовинформ.ком".

10. Михаил Шмырев – директор ИА "Сароблньюс".

 

Место

Ведомство

Коэффициент

1

Министерство молодежной политики, спорта и туризма

1,2

2

Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства

3,5

3

Комитет по обеспечению деятельности мировых судей

3,6

4

Комитет общественных связей и национальной политики

4

5

Контрольно-аналитический комитет

4,6

6

Министерство информации и печати

4,8

7

Министерство по делам территориальных образований

5,2

8

Комитет по информатизации

8

9

Министерство занятости, труда и миграции

9

9

Комитет по государственным закупкам

9

10

Министерство экономического развития и инвестиционной политики

9,6

11

Министерство природных ресурсов и экологии

10,5

12

Комитет государственного регулирования тарифов

10,7

13

Комитет капитального строительства

11,3

14

Комитет по управлению имуществом области

11,6

15

Министерство транспорта и дорожного хозяйства

13,3

16

Министерство культуры

14

17

Министерство промышленности и энергетики

15

18

Министерство социального развития

16,5

19

Министерство сельского хозяйства

19,3

20

Министерство здравоохранения

19,5

21

Министерство финансов

20,5

22

Министерство образования

21

23

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства

22

 

Владимир Гуреев, "Деловой Маркс":

– Министерство – это звучит гордо, красиво и властно. На самом деле – обычные госпредприятия по распределению бюджетных средств, в ряде случаев без всяких властных полномочий. Ну как, например, минсельхоз может командовать фермером или частной сыроварней, а минпром – заводом по изготовлению гвоздей или газовых счетчиков? Эти министерства, как и все другие, полезны и нужны в качестве центров оказания методической, научной и тому подобной помощи в своих отраслях, как центры заступничества, лоббирования отраслевых интересов на государственном уровне, но высокого министерского статуса они, на мой взгляд, не заслуживают.

Взять хотя бы наше родное минпечати. Соучрежденные им районные газеты пасутся как-то сами по себе, лишь количеством своим оправдывая существование целого министерства. Да не обидятся на меня те, кого я там знаю и люблю, но фигура министра – только для утверждения грантов и надувания щек на правительственных посиделках. Для этого, конечно, нужен статус.

А на самом деле на вопрос о лишних-нелишних министерствах трудно отвечать серьезно: в России чем больше надстроек, тем меньше порядка. Каждое министерство занято огромной работой, у многих есть обширная сеть учреждений. Вот работа этих учреждений и влияет на качество нашей жизни. Давайте на минутку представим, что министерства исчезли. Может ли быть хуже медицинское обеспечение без минздрава, станем ли мы менее культурными без минкульта, станут ли наши дети менее образованными без минобраза?

Все эти надстройки порождены нами самими. Как крестьянину нужен барин, а солдату командир, так и тут: "не тронь, святое". Пересматривать основы – это спорить с собственным менталитетом и укладом жизни. Попробуй тронь – и начнет сыпаться. Поскольку известно, что в России любое сокращение административного аппарата приводит к его раздуванию, а всякая борьба (с бюрократией, казнокрадством и пр.) кого-то да обогащает.

 

Игорь Трофимов, "Лица Саратовской губернии":

– Правильная постановка вопроса, действительно часть министерств и комитетов в принципе непонятно чем занимаются и, возможно, вообще не нужны. Или, наверно, правильнее сказать, что их полномочия можно оптимизировать и переложить на плечи других министерств и ведомств. Где на уровне города, а где-то даже на уровне администраций районов.

Моя шестерка лидеров по ненужности выглядит так:

1 место – Контрольно-аналитический комитет области;

2 место – Министерство по делам территориальных образований области;

3 место – Комитет капитального строительства области;

4 место – Комитет государственного регулирования тарифов области;

5 место – Комитет по управлению имуществом области;

6 место – Министерство информации и печати области.

 

Александр Глущенко, ИА "Свободные новости. FreeNews-Volga":

– В структуре правительства существуют ряд атавизмов, абсолютно не свойственных моделям управления, действующим в развитых странах.

В частности, абсолютно непонятна роль минпечати. Если речь идет о выработке и проведении в жизнь информационной политики, то это нарушение Конституции и Закона о СМИ. Если речь идет о поддержке СМИ, то этим должны заниматься учредители и издатели независимо от форм собственности. Если поддержкой занимается региональный орган власти, причем делая это выборочно, то он присваивает себе право влиять на редакционную политику издания.

Влияние региональных властей на молодежную политику, спорт и туризм также создает неравные и удушающие конкуренцию условия для развития этих видов деятельности. Профессиональный спорт и спорт высших достижений, как его составная часть, должен существовать только на деньги спонсоров и меценатов и доходы от показа состязаний. Создание и содержание спортивных сооружений – задача муниципалитетов и спонсоров. Туризм должен существовать как частный бизнес. Работа с молодежью – сфера деятельности добровольных общественных организаций, так как Конституция запрещает в стране государственную или обязательную идеологию, а мероприятия, проводимые под патронажем региональных властей, всегда носят ярко выраженный идеологический характер (Городской молодежный центр, "Молодая гвардия", "Наши"), но воспитательной роли не играют. Из всей этой конструкции в руках региональной власти должен остаться только орган, занимающийся развитием массовой детской физкультуры на правах отдела минобразования.

Министерство территориальных образований – абсурд, полное нарушение принципов менеджмента. Управление строится либо по функциональному, либо по территориальному принципу. Здесь же – бессмысленное смешение. У каждого регионального ведомства есть свой орган "на земле". Зачем нам еще объезжающий имения своих коллег Чичиков?

Комитет общественных связей и национальной политики выполняет функцию по освоению государственных денег в сфере пиара руководства области и тушения межнациональных вспышек. Общественными связями и национальной политикой должны заниматься комитеты и комиссии, создаваемые из числа депутатов представительных органов власти. Это люди избранные (хотя, на мой взгляд, условно, с большой натяжкой) и по определению имеют большее моральное право заниматься столь тонкой сферой деятельности.

Комитет по рыбалке и охоте вполне мог бы стать отделом минсельхоза. Хотя, видимо, это любимые виды отдыха наших демиургов, и управлять этим процессом лучше без посредников, лично.

Контрольно-аналитический комитет вполне может существовать в виде отдела аппарата правительства, а комитет капитального строительства просится стать отделом минстроя. Комитет занятости, труда и миграции очень хорошо бы смотрелся в виде небольшой рабочей группы в министерстве социального развития, ведь даже на федеральном уровне существует единое Министерство труда и социальной защиты.

 

Михаил Шмырев, ИА "Сароблньюс":

– В этом списке правительственных структур представлен в обобщенном виде весь спектр полномочий региональной власти и в этом смысле лишних ведомств тут нет. Я бы даже добавил, что этот перечень неполный, так как ряд не вошедших в него управлений и иных органов являются самостоятельными структурными подразделениями правительства.

С другой стороны, на моей памяти – бесчисленные реорганизации, когда министерства, комитеты и управления преобразовывались не только как результат получения или утраты каких-либо компетенций между уровнями власти либо вследствие очередной кампании по сокращению численности чиновников, но и в угоду личным интересам, когда новую структуру вычленяют из уже действующей.

В нынешнем составе областного правительства созданных под кого-то ведомств нет. В сравнении со своими предшественниками, нынешний губернатор этого не допускает и в результате всех реорганизаций минимизировал число региональных органов исполнительной власти.

Можно, к примеру, посчитать лишними комитет по регулированию тарифов и госжилинспецию, объединив их с министерством строительства и ЖКХ, или присоединить управление ветеринарии к минсельхозу. Однако их функции никуда не денутся, и уместно задать вопрос, насколько оправдано создание громоздкого министерства.

Является ли структура нынешнего правительства оптимальной – покажет время, если не случится серьезных преобразований. Кстати, в сокращении числа профильных комитетов облдумы депутаты, по моему мнению, несколько "перебрали", объединив культуру и физкультуру, ЖКХ с транспортом и т.п. Но как бы то ни было, и с этой точки зрения, на мой взгляд, лишних министерств и комитетов в областной исполнительной власти на данный момент нет. То же самое относится и к зампредам: в нынешнем правительстве их всего пять, а с уходом Канчера по факту и вовсе осталось четверо. В субъектах РФ едва ли найдется много подобных примеров с таким сравнительно небольшим числом ведомств и заместителей у первого лица.

Таким образом, лишними в нынешнем региональном правительстве могут быть только неэффективные руководители и служащие. И такие имеются. Длительное время идет критика в адрес министерства молодежной политики, спорта и туризма области. Отчет главы Счетной палаты на последнем заседании облдумы региона продемонстрировал недостаточную работу контрольно-аналитического комитета. Примеры можно продолжать.

В разговорах об оптимизации госуправления очень часто упускают из внимания аппарат правительства и управление делами. Дело не в том, что они не нужны. Напротив, их существование вполне оправданно. Проблема в том, что чаще всего они представляют собой наиболее громоздкие, бюрократизированные и менее всего поддающиеся реорганизациям структуры.

Для реализации определенных проектов и решения конкретных задач в течение определенного периода времени нередко создают специальные органы. Ярким и наиболее свежим примером является недавно образованное федеральное министерство по делам Крыма. На нашем региональном уровне в качестве такого органа можно рассматривать комитет по информатизации, необходимость которого сейчас обусловлена реализацией программы "Электронное правительство" и созданием системы МФЦ. В дальнейшем, возможно, по достижении поставленных задач, необходимость в комитете как в отдельном органе власти отпадет. Но это случится не скоро. Также в отдаленной перспективе может отпасть необходимость и в комитете по госзакупкам. Но пока он необходим как орган, контролирующий механизм госзакупок в условиях, когда законодательство слишком сложно, изменчиво, но главное – в министерствах и ведомствах не хватает компетентных специалистов.

 

Антон Комаров, "ТНТ-Саратов":

– Мне сложно составлять этот рейтинг, так как я был и внутри, и снаружи. С одной стороны, я знаю, как много и напряженно работают во всех министерствах. С другой – я также знаю, что весь их труд зря… Или почти весь… Структура это вполне продуманная, но сильно устаревшая. Устарела она оттого, что нет уже больше подведомственных предприятий, нет государственных (тем более, областного подчинения) промышленных производств, практически нет ни туризма, ни инвестиционной, ни молодежной политики, НО главное – ни на что это нет ДЕНЕГ! Вот взять мое родное министерство печати, оно в общем-то очень даже полезное, когда есть ОЦП и есть на что реализовывать информационную политику (при наличии таковой). А когда ни того ни другого… Я очень хорошо отношусь к Н.А. Линдигрин, но она не волшебница!

 

Константин Панфилов, "ТВ Центр-Саратов":

– Очень на этот раз сложный рейтинг. Посмотрел весь сермяжный список в поисках, кого бы выкинуть, кто является бестолковым пупом на нашем замечательном теле под названием Саратовская область. И у меня возникли сомнения в необходимости ликвидации кого бы то ни было. Много министерств и комитетов, но они реально все нужны. Понятно, что можно объединить, например, министерства здравоохранения и социального развития. На взгляд обывателя, казалось бы, похожие области, но соединять их не стоит и не рентабельно. Все же это разные направления. Или можно говорить о том, чтобы объединить министерство информации и культуры. Информация, газета, СМИ, культура. Общее в этих сферах тоже можно найти, но стоит ли? У нас какие-то министерства уже были объединены, потом их снова разделили. Последнюю глобальную министерскую зачистку проводил еще Аяцков около десяти лет назад. Сейчас мы опять вернулись на круги своя. Сейчас начался процесс оптимизации в муниципалитетах. Но я сомневаюсь, насколько это хорошо. Работу абсолютно всех министерств и комитетов мы так или иначе освещаем. В последнее время в поле зрения прессы всплывает комитет по госзакупкам, причем тех СМИ, которые не согласны с итогами госзакупок. Вызывает вопрос комитет госрегулирования тарифов, насколько необходимо держать целую команду под какие-то ставки, цифры? Опять я боюсь показаться несведущим человеком, потому что они определенную работу выполняют. Я бы не стал ничего ликвидировать, скажу даже больше: я бы увеличил все эти министерства и комитеты вдвое, чтобы отдача была эффективнее. Одно министерство здравоохранения области занималось бы больницами в крупных городах, а другое – в населенных пунктах. Это, конечно, саркастичный взгляд по теме, но только потому, что я хочу увидеть большую работу от правительственных структур, как минимум в два раза. Я вообще сомневаюсь, насколько много сейчас в министерствах и комитетах работают. Конечно, мы все хотим, чтобы они работали больше, старались для нас. Не вызывает, наверное, особых вопросов только министерство сельского хозяйства. Регион наш аграрный и, видимо поэтому, в этой сфере ведется активная работа. Ни одному из руководителей не дают стоять на месте, если он останавливается – его убирают.

 

Ольга Радина, "Эхо Москвы в Саратове":

– Образование новых чиновничьих структур происходит по двум сценариям. В Москве выбрали приоритетное направление – в регионах создали новые структуры, отчитались, мол, по направлению работаем. Так, в свое время делили министерство здравоохранения и социального развития, потому что был нацпроект "Здоровье". Потом, в период кризиса, надо было отчитываться о мерах по поддержанию занятости населения – выделили еще и министерство труда, мол, понимаем важность. Молодой президент увлечен гаджетами и интернетом, мечтает об электронном правительстве? Берем под козырек и создаем комитет по информатизации. Вот у меня и всплыл "лишний" комитет – комитет по информатизации. Правильно он создан, логично и оправданно? Про социальные карты говорят очень долгое время – с середины нулевых годов, но до сих пор они не появились. Электронный документооборот... И та же самая электронная регистратура, которая функционирует через колено. Сейчас, как мне кажется, комитет по информатизации служит местом занятости нужного человека. Не секрет, что иногда какие-то структуры в исполнительном органе власти создаются просто под человека. Так было и так будет. У меня еще вызывает сомнение логичность существования контрольно-аналитического комитета. Получается, сами себя контролируют, и это при том, что есть Счетная палата, прокуратура и т.д. Интересный комитет общественных связей и национальной политики.

 

Александр Уриевский, ИА "Саратовинформ.ком":

– Сотрудник каждого из перечисленных ведомств наверняка скажет вам, что вы просто не понимаете всю значимость их работы и не видите, какой объем работы проходит через них. Действительно, не видим, не знаем, но – догадываемся. Поэтому режем по живому: министерство финансов сократить пропорционально росту долга области. Министерство соцразвития – в соответствии с уровнем смертности и рождаемости. Минкульт сократить до управления областных праздников и торжеств.

Министерство молодежной политики, спорта и туризма – пропорционально объемам внутреннего туризма.

Да в общем – каждое ведомство сократить подобным образом. Удивительно, как с ростом цифровых технологий и возможностей удаленного администрирования система органов власти умудряется находить причины для роста штатов. Следуя этой логике, самым нужным сделаем комитет по тарифам. Тарифы – единственное, что показывает стабильный рост.

 

Дмитрий Митрошин, газета "Репортер":

– Не хочу я рейтинговать министерства и ведомства, поскольку все направления важны и нужны. Что более лишнее – образование или здравоохранение? Что менее необходимое – культура или промышленность? Но вот то, что далеко не все сделано для оптимизации расходов областного бюджета, это факт. Ясно же, что можно оставить в правительстве пяток министерств и пару комитетов и сэкономить на зарплате десятка министров. А это, если верить их декларациям, миллионы. Уж каким незаменимым был мининвест, а вошел в состав минэкономразвития и растворился. Хотя спроси сейчас Владимира Пожарова, скажет, что важнейшее направление.

А если сейчас возразят, что нельзя объединять министерство занятости, труда и миграции с министерством социального развития, то я задам встречный вопрос – почему же тогда можно объединять занятость, труд и миграцию? Почему у нас нет отдельного министерства миграции, отдельного министерства труда? Создай их сейчас, а через три года снова затей объединение, и наверняка кто-то покрутит пальцем у виска. Разве можно министерство миграции, у которого столько работы, объединять с трудом! Это же совершенно разные направления.

А еще лучше министерства переименовать в отделы. Отдел промышленности, отдел финансов, отдел культуры. Ну какие министерства, когда у нас такой государственный долг, такие дороги и Дома культуры! Министр – это титул, его заслужить надо.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.52 1 2 3 4 5