Зачет по сокращению

Очередная оптимизация может коснуться двух из пяти преподавателей высшей школы

Тему изучал Юрий САВЕЛЬЕВ

8614

31 марта 2015, 09:00

Одна из наиболее громких последних новостей в жизни Саратова и окрестностей – заявление ректората классического университета (СГУ) о масштабном сокращении своих сотрудников – порядка 80 человек к 1 сентября 2015 года. Данная мера – часть реформы российской системы образования, суть которой кроется в многозначительном термине "оптимизация". Кого еще в ближайшее время планируется "оптимизировать" и как это может повлиять на уровень образования студентов, выясняло ИА "Взгляд-инфо".

 

По нормативам СССР

На сайте правительства России можно найти документ под названием "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". В нем ставятся задачи, из которых следует: власти непременно хотят повысить качество российского образования, мечтают добиться того, чтобы отечественные университеты регулярно попадали в топы мировых рейтингов наряду с Гарвардом, Кембриджем и Сорбонной.

Один из этапов этого пути – установить вузовским преподавателям зарплату в размере не менее 80% от средней зарплаты по экономике региона. А к 2018 году довести ее до 200%.

При этом официальная позиция Минобрнауки РФ такова, что вузы должны сами искать способ решения проблемы. Теоретически можно, например, пойти по инновационному пути: развивать науку, технологию, устанавливать международное сотрудничество. А можно просто сокращать число преподавателей и увеличивать учебную нагрузку. Судя по всему, система пока явно склоняется ко второму варианту.

Согласно "дорожной карте" реформы образования, до 2018 года в вузах страны будет сокращено около 40% преподавателей. Что объясняется радикальным и неуклонным уменьшением числа студентов. Ведь еще с советских времен традиционной нормой является один преподаватель на двенадцать студентов (хотя ни в каких документах такое соотношение не значится). А раз число студентов уменьшается, то соответственно появляются "лишние" преподаватели.

При этом официальная позиция Минобрнауки РФ такова, что вузы должны сами искать способ решения проблемы. Теоретически можно, например, пойти по инновационному пути: развивать науку, технологию, устанавливать международное сотрудничество. А можно просто сокращать число преподавателей и увеличивать учебную нагрузку. Судя по всему, система пока явно склоняется ко второму варианту.

Хотя тут все относительно. На Западе численный состав преподавателей не спускается сверху, а устанавливается самим университетом. В Гарварде, например, на две тысячи преподавателей приходится около семи тысяч студентов. То есть соотношение почти три к одному. В Массачусетском технологическом институте учится порядка 10 тысяч человек, а преподает около 1200.

Почему в России столь стремительно, прямо на глазах, стал таять класс студентов? Во-первых, меньше стало самих вузов. На фоне слияния и оптимизации многих университетов стали исчезать их филиалы в регионах, а также наплодившиеся на рубеже веков многочисленные сомнительные структуры по подготовке "экономистов" и "юристов".

Упоминают ученые и объективные демографические причины: кризис рождаемости 1990-х годов, из-за которого сегодня возник дефицит молодежи абитуриентского возраста.

Ну и, наконец, элементарная логика подсказывает: сократив студентов, а вслед за ними и соответствующее число преподавателей, "удобнее" распределять бюджет на оставшийся контингент. Меньше народу – больше зарплаты. Качество образования при таком раскладе, естественно, отходит на второй план. Согласно прогнозу Минобрнауки, к 2017 году число студентов в России сократится с 13,3 миллиона до 11,6 миллиона, а количество преподавателей уменьшится с 650 тысяч до 490 тысяч.

 

Авось, обойдется

Судя по всему, оптимизации и сокращений не избежать никому.

"Если увольнения не пройдут, то СГУ лишится бюджетного финансирования", прокомментировала планы по сокращению 80 сотрудников к 1 сентября проректор по учебно-методической работе учреждения Елена Елина.

Бывший ректор СГУ, а ныне заведующий кафедрой электроники, колебаний и волн Дмитрий Трубецков к разговору на данную тему оказался не предрасположен. "Самому сейчас приходится заниматься сокращением на кафедре, мрачно признался он, поэтому совсем не хочется что-то говорить по этому больному вопросу. Да вы и сами все понимаете".

Ректор Саратовской консерватории Лев Шугом тоже комментировать процесс оптимизации в своем вузе отказался, сославшись на то, что "этот вопрос решается с учредителями и он не для широкого обсуждения".

Тем временем процесс оптимизации идет уже несколько лет. Почти все саратовские высшие учебные заведения ежегодно в той или иной степени прореживают свой профессорско-преподавательский состав. В целях экономии средств сотрудников увольняют, переводят на неполную занятость, почасовую оплату и гражданско-правовые договоры. Но, похоже, главные непопулярные решения еще впереди.

Процесс оптимизации идет уже несколько лет. Почти все саратовские высшие учебные заведения ежегодно в той или иной степени прореживают свой профессорско-преподавательский состав. В целях экономии средств сотрудников увольняют, переводят на неполную занятость, почасовую оплату и гражданско-правовые договоры. Но, похоже, главные непопулярные решения еще впереди.

"На следующий учебный год контракты будут заключаться с теми преподавателями, которые могут обеспечить нормальный учебный процесс в соответствии с нормативами и образовательными стандартами, говорит Галина Лобачева, проректор по учебной работе СГТУ. Поэтому необходимое количество специалистов будет определено в сентябре – из расчета 11 студентов на одного работника профессорско-преподавательского состава.

Ректор аграрного университета Николай Кузнецов сообщил, что часть профессорско-преподавательского состава вуза будет переведена на неполную занятость, а число сокращаемых сотрудников в 2015 году будет известно в начале сентября, когда станет понятно количество принятых студентов.

В приемной медицинского университета пообещали определиться к маю, когда "будет известно штатное расписание и произведен расчет академических часов". В СГТУ конкретные цифры по сокращениям профессорско-преподавательского состава будут известны в середине апреля.

В Саратовской юридической академии "Взгляду-инфо" поведали, что провели оптимизацию еще в 2010 году во время перехода на уровневую систему "бакалавриат-магистратура" и надеются, что "в ближайшем будущем к масштабным сокращениям прибегать не придется". Аналогичный ответ дали в социально-экономическом институте РЭУ.

При этом везде с надеждой, но неуверенно добавляли: "Возможно, произойдет просто сокращение ставок и обойдется без увольнений".

 

На заслуженный отдых

Чтобы заведующим кафедрами и деканам факультетов было легче "резать по живому", то бишь принимать непростые решения по сокращению сотрудников, в некоторых вузах введена рейтинговая система. В СГТУ, например, преподаватели заполняют специальную анкету из 150 пунктов, где документально подтверждают свой КПД. Сюда входят статьи в научных журналах и учебных пособиях, участие в конференциях, число выпускников, защитивших диссертации, ну и, конечно, количество отработанных учебных часов.

"Система действует не первый год, – рассказал один из профессоров технического вуза, попросивший не называть фамилию. – Это довольно трудоемкий процесс, отнимающий много сил и времени. Ситуация несколько нервозная, поскольку каждому нужно еще доказать, что он что-то полезное сделал".

К слову, нечто похожее практикуется и в СГУ.

Исходя опять же из логических заключений, можно легко предположить, что лишними при сокращениях в первую очередь станут именно преподаватели пенсионного возраста, козырь которых все-таки не активность, а уровень квалификации. Да и руководителям юридически уволить их куда проще, чем молодежь.

Противники такого "безболезненного" решения проблемы задают вопрос – а кто тогда будет учить студентов? Не часы академические отрабатывать, а знания передавать? Ведь в России сложилась ситуация, когда лучшие, наиболее квалифицированные педагогические кадры достигли пенсионного возраста.

Преподает нынче либо молодежь совсем без опыта и, как правило, без ученой степени, либо пенсионеры. На кафедрах – острый дефицит опытных специалистов среднего возраста.

"Особенно пострадают базовые дисциплины, потому что под сокращение попадут постоянно работающие в вузах преподаватели, – считает Евгений Куликов, старший научный сотрудник Института микробиологии РАН (Москва). – Уволят старшее поколение, останутся, в основном, деловые люди, которым ставка на кафедре нужна для налаживания полезных связей".

Скептики предсказывают, что итогом реорганизации станет считанное число интегрированных в западный научный мир крупных российских вузов, которые, впрочем, все равно на Западе будут считаться провинциальными. В регионах же России сохранится некоторое количество третьесортных учреждений, несущих в большей степени социальную нагрузку.

Между тем, чтобы, к примеру, пройти очередную процедуру лицензирования и государственной аккредитации на право подготовки тех же бакалавров, необходимо, чтобы на кафедре было не менее 60% преподавателей с ученой степенью. Стало быть, при увольнении сотрудников старшего поколения во многих провинциальных вузах по целому ряду направлений нельзя будет готовить бакалавров и тем более магистров.

Не говоря уже о том, что благодаря старшему поколению специалистов в стране решаются практические вопросы в промышленности, сельском хозяйстве, медицине. 

Сегодня немало говорится о том, что реорганизация вузов будет иметь неоднозначные последствия. Скептики предсказывают, что ее итогом станет считанное число интегрированных в западный научный мир крупных российских вузов, которые, впрочем, все равно на Западе будут считаться провинциальными. В регионах же России сохранится некоторое количество третьесортных учреждений, несущих в большей степени социальную нагрузку.

"В итоге мы получим высшее образование в нескольких мегаполисах, а остальная Россия превратится в территорию со слободской культурой образования в виде ПТУ, откуда любой ценой все будут стараться вырваться", – предсказывает Кирилл Мартынов, доцент НИУ ВШЭ (Москва).

Не хотелось бы, чтобы в такую слободу превратилась и Саратовская область – исторически студенческий регион, где первый университет появился больше ста лет назад.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.47 1 2 3 4 5