Вирусная инфляция

Во сколько обойдется эпидемия в Китае саратовскому потребителю?

Материал подготовила Юлия КЛИМЕНКО

12287

14 февраля 2020, 17:58

Эпидемия коронавируса в Китае уже оказывает негативное влияние на мировую и российскую экономику. Дешевеет нефть, отечественные производители заявляют о нехватке комплектующих, производители одежды и ритейлеры ищут новых поставщиков, эксперты прогнозируют дефицит гаджетов и их подорожание, а закрытие границ с КНР и вовсе привело к продовольственному кризису на Дальнем Востоке. Даже ежегодный Инвестиционный форум в Сочи, в котором традиционно участвует саратовская делегация, пришлось перенести на неопределенный срок – такое решение принял председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

Пока жители Саратовской области с каким-то особым "вирусным негативом" не столкнулись. Разве что исчезнувшие из аптек медицинские маски стали цениться на вес золота (как, впрочем, и по всей стране), да региональное управление Россельхознадзора объявило китайских клещей и нематод персонами нон грата. Вопрос в том, как долго удастся сохранять в губернии это относительное благополучие? Обозреватель ИА "Взгляд-инфо" попыталась выяснить, насколько экономика области зависит от связей с Поднебесной? Как повлияет на реальный сектор простой китайских предприятий? Сумеют ли наши промышленность и торговля оперативно переориентироваться на новых поставщиков?

 

Разговор по чесноку

Федеральные чиновники предпочитают сохранять олимпийское спокойствие, подчеркивая всю незначительность влияния эпидемии на российскую экономику. Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин прогнозирует незначительное снижение темпов роста ВВП страны из-за распространения вируса 2019-nCov - максимум на 0,1-0,2 процентных пункта. 

Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров назвал несущественными проблемы отечественных предприятий, возникшие из-за перебоев с поставками китайских комплектующих.

В интервью телеканалу "Россия-24" замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов заявил, что имеющихся на предприятиях легкой промышленности запасов хватит "как минимум до начала марта". При этом он особо отметил, что сокращение поставок из КНР позволит России укрепить свои позиции на мировом рынке.

"Мы, занимая 34% рынка легкой промышленности, сможем отвоевать его большую часть <...> и, с другой стороны, предъявить всю продукцию на внешних рынках - то, что мы сейчас делаем активно через программу продвижения в других странах", - в частности, сказал Евтухов.

Особых поводов для беспокойства не видит и министр экономического развития Саратовской области Юлия Швакова - продовольственной безопасности губернии ничто не угрожает, а ориентированные на китайских партнеров предприятия запаслись необходимой продукцией.

"Пока ситуация стабильная, я считаю. Каких-то серьезных угроз мы не видим, предприятия работают достаточно спокойно. Угрозу для нас представляет, если, например, прекратится производство в больших масштабах внутри Китая. Об этом пока никаких заявлений не делается. Понятно, что мы не можем прогнозировать, как будет развиваться там эпидемиологическая ситуация, но пока об этом никаких заявлений нет, и запасы у нас этой продукции также есть", - изложила она нашему изданию свою точку зрения.

Между тем, согласно официальной статистике ведомства, в общем объеме поступающего в регион импорта доля китайской продукции ежегодно варьируется, оставаясь в среднем на уровне 15%. По предварительным оценкам, в минувшем году этот показатель достиг 15,3%, а общий товарооборот губернии с КНР составил около 104 миллионов долларов. На протяжении 10 лет Китай входит в первую тройку стран-поставщиков области, а в 2016-2018 годах он и вовсе выбился в лидеры.

Угрозу для нас представляет, если, например, прекратится производство в больших масштабах внутри Китая.

Правда, в минувшем году первенство перешло к Индонезии (19,1% от общего объема импорта, товарооборот - 118,5 миллиона долларов) – в основном за счет закупок пальмового масла.

Около 40% приобретаемой в КНР продукции  – это компоненты, механизмы и оборудование, используемые в машиностроении. Кроме того, в этой стране закупаются детали из черных металлов (12,4%) и текстиль (5,9%) для производства мебели, а также пластмассы и изделия из них (5%), в частности, канцтовары.

Присутствует на местном рынке и продовольствие из Поднебесной, правда, в очень незначительном объеме.

"Мы промониторили сети – это, прежде всего, чеснок, имбирь, киви и помело, но все торговые сети заявляют, что с легкостью могут переориентироваться на поставщиков из других стран", - рассказала министр. По ее словам, в качестве новых поставщиков ритейлеры рассматривают Египет, Узбекистан, Аргентину или Испанию.

Местные производители чеснока, в частности, фермерские хозяйства Татищевского, Ровенского, Энгельсского, Вольского и Балаковского районов, в поле зрения "сетевиков" не попадают.                

"Годовая емкость товарного рынка чеснока Саратовской области составляет около 2 000 тонн и обеспечивается предложением местного производства почти на 2%. Местный чеснок реализуется в формате  розничных рынков и ярмарок. В объектах стационарной сетевой торговли области 90% чеснока импортного, главным образом китайского. На данный момент в торговых сетях дефицита чеснока из-за коронавируса нет", - констатируют специалисты министерства.

Впрочем, в любой момент ситуация может измениться – и, разумеется, не только по чесноку. Ничего нельзя исключать - ни перебоев с поставками, ни даже их прекращения. В этом случае, по мнению Юлии Шваковой, саратовские производители получат возможность заявить о себе.

"У нас есть местные производители, которым необходимо расширять присутствие. Понятно, что определенные сложности могут возникнуть, но с другой стороны – это шанс продвинуться с нашей продукцией", - считает министр.

 

Свое дороже

Экс-министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский настроен менее оптимистично. Распространение коронавируса продолжается, и говорить о скором восстановлении объемов производства в КНР не приходится. Между тем, каждый день простоя китайских фабрик и заводов приближает саратовских промышленников к поиску иных партнеров. На выстраивание новой логистики нужны время и средства, что, естественно, скажется на цене конечной продукции.

"Мы еще не знаем дальнейшего сценария развития этой эпидемии. Сейчас китайское руководство решительно принимает меры – вплоть до закрытия предприятий. Но на какой срок, не очень понятно. Конечно, у нашей промышленности есть определенные запасы – без этого работать нельзя. Если эпидемия пойдет на спад, и предприятия начнут восстанавливаться, то запаса может хватить. Если этого не произойдет, то придется срочно искать новых поставщиков. Конечно, необходимые изделия можно закупать и в других странах, но ведь Китай был выбран не случайно - по себестоимости, по цене наверняка решения принимались.

Мы еще не знаем дальнейшего сценария развития этой эпидемии. Сейчас китайское руководство решительно принимает меры – вплоть до закрытия предприятий.

Если с заменой оборудования можно подождать, то материалы и отдельные комплектации постоянно необходимы. Во-первых, нам нужны электронные компоненты для различных предприятий, выпускающих, скажем, системы безопасности, другую машиностроительную продукцию. Китайские компоненты используют, например, предприятия группы Bosch. Из материалов особенно востребованы красители и волокна. Это, конечно, не готовый узел изделия, но они играют важную роль", - обрисовал ситуацию эксперт.

Полагаться на импортозамещение, по словам Сергея Лисовского, особенно не стоит, поскольку этот процесс требует значительных финансовых вложений, оборудования, технологий, которые нужно еще освоить. Иными словами, на кого бы ни переориентировались местные производители, роста цен, похоже, не избежать. Да и упования на максимальное продвижение саратовской продукции кажутся, мягко говоря, наивными. Если она настолько конкурентоспособна, что тогда мешало сделать это раньше?

"Какие-то изделия изготавливаются и у нас - может быть, более низкого качества или по более высокой цене. На какой-то период это спасет, но все равно предприятия будут искать оптимальные варианты – в Турции, Бельгии или где-то еще", - резюмировал наш собеседник.

 

Уж послали, так послали

Пока промышленность надеется на скорейший спад эпидемии и возвращение прежних объемов поставок из Поднебесной, рядовые саратовские потребители продолжают отовариваться через AliExpress, Joom и прочие китайские интернет-магазины.

Мало того, судя по предоставленной УФПС Саратовской области статистике, количество иностранных почтовых отправлений (мелких пакетов, в частности) по-прежнему велико, причем 95-98% из них идут к нам из Китая.

О популярности интернет-торговли красноречиво свидетельствуют следующие данные: если в 2015 году в губернию из-за рубежа прибыл 1 миллион 218 тысяч 144 пакетов, то в 2018-м – уже 4 миллиона 116 тысяч 541 таких отправлений.

Правда, в прошлом году этот показатель снизился до 3 миллионов 842 тысяч 731 пакета. Однако уже в январе 2020-го в регион поступило 414 тысяч 660 таких отправлений, тогда как за первый месяц прошлого года их было 383 тысячи 811 (рост на 8%).

Что же касается предложения депутата Госдумы Виталия Милонова запретить прием посылок из КНР, то практически сразу эту идею отверг глава федерального Минпромторга, заявив, что коронавирус через посылки не передается.

"Почта России" заботится о благополучии своих клиентов и в подобных случаях руководствуется предписаниями профильных ведомств. На текущий момент соответствующих распоряжений в адрес почтового оператора не поступало", - развеяла опасения главный специалист по корпоративным коммуникациям регионального УФПС Наталья Можейко.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.06 1 2 3 4 5