Кто хочет стать миллиардером?

Можно ли в России зарабатывать капитал и не участвовать в коррупционных схемах?

О приоритете менталитета размышляет Максим ХЛЕБНИКОВ

8963

6 июня 2014, 09:00

Вот правильно губернатор Валерий Радаев в своем обращении к землякам сделал упор на то, что в Саратовской области много машин представительского класса. Вроде бы уезжают саратовцы в другие регионы, но те, кто остаются, живут припеваючи. Человек ищет где лучше. А лучше оно вот где – на Саратовщине!

 

Жаль, что к выступлению главы региона запоздала информация о том, что за год в губернии в четыре раза выросло число миллиардеров - с трех до двенадцати. Вместо трех человек семеро стали зарабатывать от полумиллиарда до миллиарда. Доход от миллиона до десяти миллионов задекларировало вообще почти сто тысяч человек. Вопрос в том – где у нас можно столько заработать? Не про социальную ответственность бизнеса, не про детские площадки, построенные во дворах с барышей, надо говорить. Пусть в принципе скажут: как это у них получается? Какой вид деятельности приносит такой доход?

Не доложил на три сантиметра асфальта, и вот тебе коттедж. Кто там проверять будет? Кто будет проводить раскопки? Прокурорские? Но любой проверяющий тоже хочет коттедж. И не докладывают уже не три, а десять сантиметров. Потому чем больше контролеров с лопатами, тем хуже наши дороги. До правды докопаться не трудно, но желание обеспечить семью сильнее.

Ведь что выходит – десятки тысяч умных и активных саратовцев, пребывая в каком-то чудовищном заблуждении, регулярно покидают родной край. Они полагают, что здесь им не сделать карьеры, не заработать ни гроша, не обеспечить семью. А сотни тысяч оставшихся, молча, как раз вот этим всем и занимаются. Делают, зарабатывают, обеспечивают. И это еще надо принять во внимание, что налоговая озвучивает официальные данные, которые граждане указали добровольно. Без паяльной лампы и электрической плитки. А сколько у нас тех, кто ни при каких обстоятельствах не укажет сумму, полученную в прошлом году? Половина области, пожалуй. Серые конверты, черные чемоданы, коробки из-под ксерокса, веселенькой расцветки вагоны и маленькие тележки. Сколько у нас на самом деле зажиточных сограждан – не сосчитать. Налоговики лишь наметили контуры реальной цифры.

То есть теперь в любой пенсионерке, ковыляющей в собес, можно подозревать латентную миллионершу. Они, миллионеры, между прочим, деньги экономить умеют лучше тех, кто зарабатывает много меньше. Знаю семью, на которую приходится несколько иномарок. Но когда отключают горячую воду, они – при наличии электрического котла – воду для купания детей греют в кастрюлях на газовой плите. Так дешевле, объясняют.
У меня такое ощущение, что пресс-конференция налоговиков, на которой прозвучали поразительные данные о растущем благосостоянии саратовцев, произвела на иных такое же действие, какое производит включенный свет на тараканов. Великую тайну открыли. Проговорились. Причем тех, кто зарабатывает миллионы, заложили по полной. А тех, кто не зарабатывает, расстроили. Они-то думали, что все, кто не уехал в Москву, остались из любви к Саратовщине, для них деньги не главное. Мол, настоящие патриоты. Но разве нужно патриотов уговаривать потратиться на то, чтобы привести губернию в порядок? Выходит, не уезжают потому, что знают какой-то секрет. Что-то такое им известно про нашу губернию, что заставляет их не искать лучшей доли за пределами региона, потому что саратовская доля их вполне устраивает. Но доля от чего?

Никому не нравится, что в Саратовской области ужасные дороги, грязь на улицах, переполненные мусорные баки, неважный инвестиционный климат, административные барьеры для бизнеса, но одни жители губернии просто ругаются, а другие совершенно точно знают, почему так. И покупают дорогие плавсредства, чтобы не скакать по колдобинам в выходной день. Вы посмотрите, какая навигация на Волге. Валерий Васильевич говорил про иномарки, а катера какие! На утлой резиновой лодочке уже не всякий рискнет встать на леща. Того и гляди самого отправят к лещам. Причем пролетевший на трехпалубном ревущем агрегате гонщик с выпученными глазами даже не заметит этого.

Говорят, что на строительстве и ремонте наших отвратительных дорог люди сколачивают целые состояния. Не доложил на три сантиметра асфальта – и вот тебе коттедж. Кто там проверять будет? Кто будет проводить раскопки? Прокурорские? Но любой проверяющий тоже хочет коттедж. И не докладывают уже не три, а десять сантиметров. Потому чем больше контролеров с лопатами, тем хуже наши дороги. До правды докопаться не трудно, но желание обеспечить семью сильнее. Тем более что хорошие дороги – они для всех, а трехэтажный коттедж с баней, парковкой на пять машин, беседкой, бассейном и ландшафтным дизайном – для одного.
То есть вот эти выросшие вокруг Саратова и в его окрестностях поселки – это, по сути, то, чего недополучила наша социальная сфера. Вон тот проулочек – причина плохих дорог в центре города, вот этот – объяснение, почему внутри Юбилейного никогда не было нормальных внутриквартальных дорог. Здесь хорошо живется людям потому, что плохо живется инвалидам, и никто не собирается делать для них окружающую среду доступной. А вот эти замки – объяснение, почему у нас в детские сады очередь. И это только то, что на виду, то, что при всем желании не скроешь. Это вершина айсберга, возвышающаяся над заборами, каждый из которых сам по себе стоит как детский садик или чугунный мост.

Денежная масса в Саратовской области есть. Этих денег вполне хватило бы, чтобы для двух с половиной миллионов жителей устроить достойную среду обитания, как шутил губернатор Аяцков. Но у нескольких десятков тысяч человек есть возможность перенаправить финансовые потоки и при общем упадке и разрухе в регионе сделать не просто хорошо, а отлично – в личных загончиках, обнесенных забором.

Не все украдено, что-то действительно нажито непосильным трудом. Есть же, наверное, и в Саратовской области большие ученые, архитекторы, авиаконструкторы, артисты, космонавты, писатели. Именно они, по мнению обывателя, имеют моральное право жить лучше их, обывателей. Но коттеджей все-таки больше, чем в нашем регионе может быть писателей и авиаконструкторов. Я тут на днях мимо перинатального центра проезжал, потому знаю, что говорю. Вот он – типовой ФОК, в котором почему-то разместили рожениц. А вот заборы, за которыми построено то, из-за чего, по всей видимости, так мучительно сдавался центр, из-за чего так долго не было дороги.

Бывают ситуации, когда все понимают – вот тут человек наварился. Сам говорит, что все по закону и для людей, а глаза довольные, как у кота, который котлет обожрался. Вот, например, глава Петровского района Юрий Заигралов. Махнул танк Т-44 на Т-34. Намоленный, стоявший в центре города, который помнит не одно поколение петровчан, но сильно понадобившийся коллекционеру, сменял на другой. Редкую модель на не очень редкую. По Заигралову получается, будто то на то и вышло, а местные ветераны так даже более счастливыми стали. Но другие жители убеждены, что без доплаты не обошлось, а если не обошлось, то куда она делась? Бюджету района ничего от этой сделки не перепало.
Новый ТЮЗ строили почти три десятилетия. Государственный строй успел поменяться. Полагаю, за это время выросли целые городки, в которых живут вполне себе счастливые саратовцы. Кто-то, возможно, и раек завел. Для внутреннего пользования, детишек баловать.

Праздный вопрос: можно ли в России зарабатывать миллиарды и не быть при этом встроенным в коррупционные схемы, не работать с откатами, не подмасливать правоохранителей, не помогать власти с проведением самых честных выборов? Ведь явно не про врача, выдавшего липовый бюллетень, говорят руководители страны, когда призывают бороться с коррупцией. Может, потому и уезжают из Саратовской области люди, что хорошо понимают, как можно разбогатеть на нашей земле? И не хотят богатеть именно таким способом.

Менталитет у нас чисто европейский. Саратовская область по площади – как большое европейское государство, как две Голландии или три Бельгии. Но хорошо в России можно сделать не везде, а в каком-то одном месте. В Сочи, например. В Саратовской области тоже хорошо нельзя сделать везде, только локально. Потому лучшие саратовские дороги – это вымощенные плиткой дорожки на личных участках. Ибо для себя. И почти наверняка на деньги, которые должны были потратить на дороги для всех. Денежная масса в Саратовской области есть. Этих денег вполне хватило бы, чтобы для двух с половиной миллионов жителей устроить достойную среду обитания, как шутил губернатор Аяцков. Но у нескольких десятков тысяч человек есть возможность перенаправить финансовые потоки и при общем упадке и разрухе в регионе сделать не просто хорошо, а отлично – в личных загончиках, обнесенных забором. Я не предлагаю взять все и поделить, упаси бог. Тут в другом дело. По логике, возможностей зарабатывать должно быть больше у того, кто умнее и активнее других. Почему их больше у Заигралова и Синичкина или таких, как Заигралов и Синичкин, мне непонятно.

И вот откуда взяться патриотизму, когда ты понимаешь, что собственно вся наша государственная система как раз и направлена на то, чтоб было так, а не иначе?!

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.74 1 2 3 4 5