Город и лед

5491

24 января, 07:50

Зима продолжается, гололед нарастает, люди падают… Часто просто не могут выйти из подъездов, так как лестницы покрыты толстым слоем льда, а тротуары – это каток с кочками…

Каждый год обозначаю данную проблему, даю решения, но ничего не меняется. Очень жаль, но практически бесполезны обращения в разные структуры, которые отвечают, как за очистку тротуаров, так и за ее контроль. Казалось бы, что проще – использовать опыт, накопленный в мире, да и в других регионах Российской Федерации, но видимо это не для Саратова…

Тем не менее, снова и снова рекомендую для областного центра пути решения "ледяной проблемы" тротуаров:

  1. Применение на тротуарах крошки из щебня. Чего проще, ведь недалеко (всего 50 км) от Саратова находится, например, Тепловский известково-каменный карьер в Новобурасском районе (этот щебень достаточно популярен в Саратове, т.к. получается самым дешевым). Есть относительно близко еще два Ершовских карьера, где марка щебня в два раза выше. Размер зерен материала, применяемого для борьбы с гололедом, должны иметь следующие фракции щебня: 2-5 мм, 2-3 мм, 3-5 мм (это все именуется "крошкой"), 4-8 мм (так называемая еврофракция) и 5-10 мм (в крайнем случае). В ГОСТ Р 59204-2022 сказано: "В качестве фрикционного материала допускается использование любого другого инертного материала, кроме песка, если данный материал отвечает требованиям данного стандарта. На дорогах, содержащихся с уплотненным снежным покровом, допускается применение фрикционных материалов, изготовленных на основе щебня фракций 4-8 мм с маркой по дробимости не менее М800 по ГОСТ 32703 с учетом ОДМ 218.3.090-2017". Следовательно, Ершовские карьеры более предпочтительны.

Существенные плюсы использования дробленного щебня (крошки из щебня) против гололеда заключается в том, что в отличие от химических и комбинированных противогололедных реагентов, щебень как представитель фрикционной группы не портит обувь и одежду, не причиняет вред лапам животных и не провоцирует коррозию автомобилей. Также он никак не вредит растениям в парках, скверах и садах. К тому же щебень – безопасный материал. Его получают путем механического дробления горной породы на мелкие частицы. При его производстве не используется никакая химия. Поэтому он не вредит окружающей среде. Зерна каменной крошки имеют шероховатую противоскользящую поверхность. Щебень – прочный и устойчивый материал. Он стоек к любому воздействию агрессивных сред, не растворяется в воде и не горит, не вступают в реакцию ни с какими веществами и реагентами. Также ему не страшна любая непогода. Этот материал устойчив к истиранию, то есть во время эксплуатации он не превращается в пыль, которая потом будет разноситься ветром и "висеть" в воздухе. Крошка из щебня, в отличие, например, от песка, очень редко бывает загрязнен глиной. Поэтому после его использования на дорогах не будет появляться грязная "каша". В отличие от песка и отсева, щебень не смерзается. Поэтому его можно применять при любой погоде. Он стоит относительно недорого. Благодаря тому, что щебень представляет собой дробленную горную породу, он не портится и может храниться вечно. Материал используется многократно. Для этого его нужно лишь смести с тротуара, на всякий случай промыть от грязи и посторонних примесей, высушить, и сложить в мешки или контейнеры до последующих зимних периодов, но обязательно убирать вовремя, чтобы он не загрязнял собой обочины, дороги и тротуары, а также канализацию и водостоки. Щебеночную крошку необходимо применять для противогололедной посыпки на городских тротуарах, во дворах многоквартирных домов, во внутриквартальных проездах, на тропинках парков и скверов, на территориях больниц, детских садов, школ, университетов, частной придомовой территории.

  1. Альтернативой для борьбы с гололедом на тротуарах Саратова может быть, например, дресва – это материал по внешнему виду напоминающий крупный песок. Образуется дресва в результате процессов выветривания из осадочных горных пород. Поэтому она очень хрупкая – ее крупные камни легко разломать руками. Древеса для противогололедной посыпки – в самый раз.
  2. Шлаки. Их тоже можно использовать для борьбы с гололедом. Они стоят дешево. Однако эти материалы обязательно нужно проверять на наличие вредных включений, посторонних примесей и агрессивных химических веществ.
  3. Горячая вода. Возможен метод с использованием горячей воды, который успешно применяют в Японии и даже в некоторых городах России. Он заключается в том, что под асфальт или плиточное покрытие помещают трубы с горячей водой. Снег сразу тает, когда попадает на поверхность. Никаких осадков на тротуарах, тем более гололеда. Мы же постоянно говорим о комфортной среде. Так почему же этот метод не применить, хотя бы на проспекте имени Петра Столыпина?
  4. Важно правильно организовывать узел выпуска водостока на отмостке, чтобы во время зимы не было скопления наледи на тротуарах именно в этом месте. Однако практически все тротуары правильных решений не имеют, а прошли в свое время контроль и были отмечены как "качественная реализация" программы по реконструкции тротуаров. Разве это правильно?
  5. Если счищается снег с тротуара, то и убирается лед или лед посыпают щебеночной крошкой. В противном случае такая очистка тротуаров только вред для людей, а не польза.
  6. При оттепели следует убирать снег и лед до асфальта именно днем, так как ночью температура опускается до минусовых значений. Привлекать к такой уборке как можно больше горожан, так как механизация не всегда уместна и не всегда справляется.

Желаю руководителям региона и города не уходить от проблемы, не отписываться объяснениями и письмами, не перекидывать проблемы друг другу, не лукавить, не просто обещать, а принимать срочные меры и конкретные действия, идти на контакт и оперативно помогать. Помнить, что они – руководители, ответственные за город и за жителей в нем, за комфорт и качество среды.

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.84 1 2 3 4 5