Драконовский рост земельного налога. Позиция областной прокуратуры

5326

21 октября 2015, 17:53

Прокуратура Саратовской области сделала попытку проанализировать ситуацию вокруг новой кадастровой оценки земли и стремительного роста земельного налога.

Об этом сообщил и.о. руководителя ведомства Вячеслав Симшин в ответе на официальный запрос депутата облдумы Сергея Курихина.

Проблема драконовского земельного налога коснулась сотен тысяч жителей области и вызвала широкое социальное недовольство.

В отдельных случаях размер фискальной нагрузки увеличился в 300-500 раз. К примеру, некоторые собственники платили за свой участок в 2012-2014 годах 800 рублей, а в платежных документах за 2014 год фигурируют суммы от 200 до 255 тысяч.

Надзорное ведомство могло бы провести всестороннюю и объективную оценку законности новой кадастровой стоимости и выступить в защиту людей, ставших заложниками ситуации.

У прокуратуры есть полномочия по представлению интересов неопределенного круга лиц в судебном порядке, однако в данном случае она ими не воспользовалась.

При ином решении прокуроры могли бы добиться ревизии кадастровой оценки и обязать исполнителя - Самарский филиал БТИ (Ростехинвентаризация), получивший за свою работу более 10 миллионов долларов, исправить ошибки за собственный счет.

Ответ прокуратуры оказался формальным: при его прочтении сложилось впечатление, что он готовился на основе справки областного комитета по управлению имуществом (КУИ).

Систематизирована, но не проанализирована информация, ранее уже неоднократно звучавшая на публичных мероприятиях в областной думе и на площадках ОП и ТПП, а также широко представленная в прессе.       

Утверждение же о готовности взять ситуацию под контроль, выглядит двусмысленным: история ЗАО "Саратовгесстрой" и #Дорогойнабережной тоже находилась под личным контролем прокурора области Владимира Степанова. Результат известен: огромный список недостроенных объектов, более 500 семей обманутых дольщиков.

Предлагаем ознакомиться с выдержками из ответа Вячеслава Симшина:

"В соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налоговый период определяется пунктом 1 статьи 393 НК РФ и признается равным году.

В качестве налоговой базы выступает кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации определены налоговые ставки, которые не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2)1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Следует отметить, что в большинстве муниципальных образований налоговые ставки по земельному налогу, начиная с 2006 года, практически не изменялись.

Так, например, решением Совета депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 17.10.2005 №529 "О земельном налоге" была установлена налоговая ставка 0,3 % от кадастровой стоимости земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Аналогичная ставка земельного налога была установлена на территории г. Саратова решением Саратовской городской Думы от 27.10.2005 №63-615. С момента установления земельного налога данные налоговые ставки не изменялись и являются максимально возможными.

Проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель Саратовской области осуществлялось на основание государственного контракта от 15.08.2012, заключенного между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (г.Москва) и ФГУП "Ростехивентаризация - Федеральное БТИ" (г.Москва).

В соответствии с нормами Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф2 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" исполнителем (Самарским филиалом ФГУП "Ростехивентаризация - Федеральное БТИ") по завершению работ составляется отчет об определении кадастровой стоимости, который проходит в саморегулируемой организации экспертизу.

09 ноября 2012 года Самарским филиалом ФГУП "Ростехивентаризация - Федеральное БТИ" составлен отчет 01-ГКОЗНП-64-2012 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Саратовской области".

Отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости oт 09.11.2012, получивший положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", был представлен в комитет по управлению имуществом Саратовской области 14.12.2012.

В соответствии со ст. 24.17 Закона об оценке распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012       №        989-р

утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 2 июня 2012 года...

В связи с тем, что изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости в течение

налогового периода (в 2013 году), указанная выше кадастровая стоимость земельного участка применялась в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены изменения в кадастр, т.е. по состоянию на 01.01.2014.

Результаты проведенной оценки свидетельствуют о повышении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Саратовской области, что в свою очередь привело к увеличению размера земельного налога.

Отдельными муниципальными районами в связи с увеличением кадастровой стоимости земельных участков, а также учитывая материальное положение налогоплательщиков - физических лиц, были снижены налоговые ставки земельного налога.

Так, представительными органами 7 муниципальных образований Ртищевского муниципального района в ноябре 2014 были приняты решения об уменьшении ставок земельного налога от кадастровой стоимости земельного участка.

Например, решением Шило-Голицынского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области № 24 от 14.11.2014 "Об установлении земельного налога на территории Шило-Голицынского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области" снижена ставка земельного налога с 0,08 до 0,05 % в отношении земельных участков занятых жилищным фондом или приобретенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Также снижены налоговые ставки на территории Балтайского, Воскресенского, Лысогорского муниципальных районов".

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5

Главные новости