"Единое окно" Бусаргина. Три города лишат полномочий по земле и градостроительству

8154

25 октября 2022, 18:30

Ключевыми вопросами в сфере оборота земель и градостроительства в Саратовской области будет ведать региональное правительство. Новые порядки коснутся трех самых крупных муниципалитетов - Саратова, Энгельсского и Балаковского районов.

Соответствующие законопроекты, внесенные в облдуму губернатором Романом Бусаргиным (глава региона анонсировал проведение реформы еще в мае), рассматривались сегодня на заседаниях двух профильных парламентских комитетов.

Полномочия муниципальной власти забираются в пользу области с 1 января 2023 года и "на неограниченный срок".

Как отмечается в сопроводительных документах, это необходимо "в целях повышения эффективности управления территориями, обеспечения устойчивого социально-экономического и функционально-пространственного развития" трех самых крупных саратовских агломераций. А также для "выработки стратегических приоритетов развития, создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, повышения инвестиционной привлекательности региона".

В сфере земельных правоотношений муниципалитетам останутся вопросы предоставления земли под огороды, дачи, гаражи (включая дачную и гаражную амнистии), а также образования земельных участков под уже существующими МКД.

Уполномоченный орган правительства области (региональный комитет по управлению имуществом) будет ведать предоставлением земли в аренду посредством торгов по всем видам строительства - за исключением ИЖС, под возведение гаражей и нужды сельского хозяйства.

В ведение КУИ перейдет и передача земли без торгов, предусмотренная областным законодательствам, например, для строительства жилья экономкласса, реализации крупных инвестпроектов, резидентам особых экономических зон.

"Предлагаемый законопроект, с одной стороны, учитывает обеспечение интересов граждан по оформлению земельных участков для личных нужд (индивидуальное жилищное строительство, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, размещения индивидуальных гаражей), а также крестьянских (фермерских) хозяйств по предоставлению им земельных участков для осуществления их деятельности, "гаражная амнистия", "дачная амнистия", с 1 сентября 2022 года "жилищная амнистия"), полномочия по предоставлению земельных участков для которых остаются за органами местного самоуправления.

С другой стороны, в рамках развития Саратовской агломерации законопроект позволит обеспечить устойчивое социально-экономическое и функционально-пространственное развитие муниципальных образований как единого экономического пространства, выработку системных подходов для определения приоритетов стратегического развития, создание благоприятных условий для инвестиционной, производственной, предпринимательской деятельности, а также разработку планов мероприятий по развитию агломерации", - говорится в пояснительной записке к законопроекту, касающемуся регулирования земельных вопросов.

Что касается внесенного в облдуму законопроекта, направленного на перераспределение полномочий градостроительной деятельности, то к ведению региональной исполнительной власти будут отнесены подготовка и внесение изменений в документы территориального планирования, местные градостроительные нормативы, утверждение правил землепользования и застройки муниципальных образований, выдача разрешений на строительство (в том числе, по комплексной застройке территорий), градпланов, предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, а также на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капстроительства, выдача градостроительных планов земельных участков и т.д.

Интересно, что в обоих комитетах законопроекты встретили единодушную и практически безоговорочную поддержку.

Хотя в выступлениях защищавших закинициативы чиновников были моменты, которые должны были насторожить парламентариев.

За фразами, напоминающие лозунги, с которыми на комитете по аграрным вопросам, земельным отношениям, экологии и природопользованию выступала министр - председатель КУИ Екатерина Лавренко, по поводу повышения инвестпривлекательности, целесообразности и эффективности, скрывалась суровая реальность.

А именно - законопроекты даже не обсудили с предпринимательским сообществом (включая вечно на все согласную его часть), но зато они получили поддержку в министерствах - инвестиционной политики и экономического развития, призналась Лавренко. Ее тут же поддержал представитель губернатора в облдуме Роман Яровой. По его словам, такого согласования и не требуется, а в компетентности обоих министерств нет повода сомневаться.

"Было получено подтверждение от каждого МО о готовности отказаться от полномочий", - добавил Яровой.

"Попробовали бы они не отказаться", - не без иронии заметил депутат Александр Анидалов (КПРФ). Впрочем, он тут же заявил о поддержке законопроектов и заметил, что  его однопартийцы давно говорили о необходимости передачи подобных полномочий на уровень области дабы победить коррупцию. Единственным замечанием со стороны коммуниста была мысль о необходимости проведения круглого стола по этой теме.

Ему вторил и Станислав Денисенко (ЛДПР), заявивший - раньше "было непонятно с кого спрашивать, а теперь будет единый центр принятия решений".

Ни того, ни другого депутата не насторожили слова Лавренко, которая подытожила тему тезисом о том, что теперь областные чиновники будут "воплощать проект единого окна".

Напомним, на уровне Саратова административная реформа, направленная на перераспределение полномочий в сфере оборота земель и градорегулирования и создание принципа "одного окна", инициированная в сентябре 2019 года, фактически обернулась коллапсом строительной отрасли и еще большей коррупцией.

Об этом свидетельствует уголовное дело бывшего замглавы администрации областного центра Антона Корнеева, которое накануне передали на рассмотрение в Волжский райсуд.

Во время пребывания в должности замглавы Саратова Антон Корнеев, ключевой чиновник команды тогдашнего мэра Михаила Исаева, запомнился, прежде всего, именно реформой по перераспределению связанных с градостроительством и землей полномочий. По именам ключевых ее проводников она получила название "Реформа Исаева-Кудинова-Корнеева". О ее коррупциогенности заявляли тогда и эксперты, и представители депутатского корпуса, но в итоге нужные чиновникам изменения продавили под легендой формирования "принципа одного окна", которое позволит облегчить согласование вопросов землепользования, градостроительства и архитектуры. На практике "одно окно" команды Исаева обернулось коллапсом строительной отрасли и в сфере оборота земель, и со временем значительная часть принятых в ходе реформы управленческих решений была отыграна назад.

В связи с внесением в облдуму законопроектов, в соответствии с которым "одно окно" будет располагаться не на Первомайской, 78, а на Московской, 72, Михаил Исаев уже в качестве спикера заксобрания поспешил поддержать изъятие у муниципальной власти ключевых полномочий.

При этом риторика Исаева в его телеграм-канале оказалась весьма схожа с речами апологетов передвижек в мэрии трехлетней давности. Здесь отсылки и к необходимости комплексного подхода, и к заботе об инвестиционном климате города и региона в целом, и к стремлению облегчить жизнь граждан, которым необходимо оперативно решить вопросы с землей.

Дублированием восторженной риторики периода господства в мэрии "реформаторов" Исаев фактически расписался в том, что не справился со стоявшими перед ним как градоначальником задачи - в частности, не обеспечил инвестиционное развитие Саратова.

Напротив, в период его мэрства возбуждались уголовные дела о незаконном выводе муниципальных земель, в частности, под предлогом компенсации изымаемых наделов под ларьками в центре Саратова, и воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности.

Причем в большинстве случаев как сомнительные, так и откровенно криминальные действия чиновников, о которых часто и настойчиво писали СМИ, не получали объективной оценки органов следствия и надзора.

Например, история с получением более десятка земельных участков пензенской фирмой "Тропиканка" (в рамках инвестсоглашения, предусматривавшего компенсацию обманутым дольщикам), интересы которой представлял Роман Усанкин, брат облдепа от "ЕР" Юлии Литневской.

Исключением, пожалуй, стало дело Антона Корнеева, который оговорил своих коллег - Андрея Гнусина (бывший замглавы администрации Саратова) и Виталия Желанова (бывший главный архитектор города). Но персона идеолога принципа "одного окна" явно интересовала силовые структуры не в связи с его коррупционной деятельностью, а из-за возможности дачи им показаний на Гнусина и Желанова.

Когда стало очевидным досрочное сложение Исаевым полномочий градоначальника, его администрация отметилась передачей на областной уровень ряда полномочий, в частности, по регулированию транспортной деятельности и управлению лучшими школами города. И этот процесс - уже применительно к вопросам земли и градостроительства - продолжился с переходом экс-мэра на пост спикера облдумы.

В результате муниципалитету, интересы которого Исаев представляет как депутат от городского избирательного округа, остались заведомо провальные для управления сферы, как то же ЖКХ.

Встает резонный вопрос: областная власть совершенно не доверяет мэрам - ни прошлому в лице Михаила Исаева, ни нынешнему в лице исполняющей полномочия Лады Мокроусовой. Получается, что и нынешний спикер заксобрания, санкционируя изъятие у мэрии полномочий, заранее полагает, что его преемница не справится со свалившимся на ее плечи грузом ответственности, раз поддерживает подобные инициативы.

Материал подготовлен редакцией

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4 1 2 3 4 5

Главные новости