Система геройства: как в Саратове работает поисково-спасательный отряд "ЛизаАлерт"
24 ноября 2025, 15:01
"Помочь может каждый. Приезжайте на поиск, остальному научим".
Эта фраза - не просто лозунг, а руководство к действию для сотен добровольцев поисково-спасательного отряда "ЛизаАлерт".
Лекция для новичков по городскому поиску, которую посетил корреспондент ИА "Взгляд-инфо", - это не рассказ о подвигах, а погружение в отлаженную систему, которая работает в Саратовской области в режиме 24/7, 365 дней в году.
Здесь ценят не романтичный порыв, а здравый смысл, дисциплину и готовность действовать по правилам.
С первых же минут лекция разрушает мифы о работе поисковиков. Иван, волонтер с позывным "Спецдок", в отряде с 2019 года, без лишних предисловий погружает аудиторию в суть:
"Есть четыре типа поиска: городской, лесной, информационный и обратный поиск. Теперь давайте разберемся, чем они отличаются.
Городской поиск — самый сложный. Причина — в развитой инфраструктуре и транспорте. Наш потерявшийся может сесть на транспорт и уехать куда угодно - объясняет Иван. – Особенно если у потерявшегося есть с собой хоть какая-то наличка или банковская карта. И, соответственно, всегда нужно много людей для поисков".
Информационный поиск - это работа в тылу. Волонтеры распространяют информацию в СМИ и соцсетях, обзванивают больницы. Добровольцы-инфорги не выезжают на место, но их роль огромна.
"Они собирают всю необходимую информацию, помогают нам в проведении поисков - говорит Иван. - Это волшебники, я их так называю, потому что они могут по щелчку пальцев найти то, чего нам не хватает на поиске".
Особый случай — обратный поиск. Это уникальная схема, когда есть потерявшийся, но нет заявителя.
"Человек приходит в "Пятерочку" или отделение Сбера и говорит: "Я потерялся". Сотрудники, обученные алгоритму, звонят нам, - разъясняет Иван. - Волонтер приезжает, общается с потерявшимся, собирает какую-то минимальную информацию, передает ее инфоргам, а те уже через свои алгоритмы находят родственников. И мы передаем им потерявшегося. Так же к обратному поиску приступают, если к волонтерам обращается прохожий, обнаруживший, попавшего в беду человека.
Сеть "Островков безопасности" также включает магазины "Перекресток" и сеть АЗС "ЛУКойл".
На вопрос Ивана, какой главный инструмент в городе, новички предлагают разные варианты: "фонарик", "карта", "глаза". Оказывается, все не так.
"Ориентировка. Благодаря ей закрывается большое количество поисков", - ставит точку лектор.
Волонтеры учатся не просто печатать листовки, а правильно их распространять. Это целая наука. Клеить цветные ориентировки можно на остановках, информационных досках, в больницах (особенно в приемных отделениях и пунктах скорой помощи), на АЗС, отдавать в руки водителям общественного транспорта.
"Золотое правило - здравый смысл. Нельзя клеить на стекла, входные двери, частную собственность без разрешения. На деревья и мусорные баки - только в самом крайнем случае. Если поиск идет в СНТ, и в 50 метрах просто баки в поле. Вот тогда у нас вариантов нет - это наиболее проходимое место" - приводит пример Иван.
"Люди пропадают постоянно, ежедневно - констатирует волонтер "Спецдок". - Вопрос в том, что кого-то находят очень быстро, а кого-то ищут долго. Сезонности в пропажах нет — работа кипит круглый год".
Ключевая проблема, общая для всех регионов, - нехватка волонтеров. "Сколько бы людей ни приехали, на поисках все равно будет мало, так как задач на поиске очень много," - отмечает Иван.
Отдельный и самый сложный вызов — поиск пожилых людей с деменцией.
"Человек, страдающий деменцией, часто стремится в места, которых уже не существует. И это очень осложняет поиск. А пропавшего надо срочно найти. Особенно это важно в момент, когда низкие температуры. Человек может замерзнуть", – объясняет бывалый волонтер.
На вопрос о самом запоминающемся поиске Иван приводит в пример историю, которую он часто рассказывает новичкам, чтобы показать: сдаваться никогда нельзя.
"В Вольском районе искали человека, который ушел из больницы и заблудился в лесу. Мы его искали пять дней, и нашли живым. Бывало, что людей находили в лесу на одиннадцатые сутки – живыми, и с ними потом все было нормально.
Путь в отряд у каждого свой. Анна (позывной "Саванна"), которая сейчас является старшей направления для новичков, пришла в "ЛизаАлерт" в 2019 году, после поисков девочки Лизы и ее жестокого убийства в Саратове.
"Я в нем сама не участвовала, понимала, что там уже какое-то неимоверное число людей. Главная задача была - грамотно их направить.
Позже Анна записалась на первое попавшееся обучение - на инфорга:
"Кто такой инфорг? Чем он занимается? Я в душе не чаяла. Но мне так хотелось приобщиться к отряду. Если бы там было обучение на оператора беспилотника, я бы, наверное, записалась на него" - с улыбкой вспоминает она.
Ее совет для желающих помочь — простой и без лишних требований:
"Начать с того, чтобы приехать на поиск. Абсолютно без обучения, без какой-либо экипировки... Обязательно в пару дадут опытного наставника, он все расскажет, как правильно выполнять ту или иную задачу".
Обучение в отряде построено на трех базовых лекциях: вводная, по городскому и полевому поискам. На последней лекции учат азам работы с навигатором, компасом и рацией. Но главное — это практика.
"Если ходить на обучение, но не приезжать на поиски, смысла в этом нет - говорит Анна. – Нам очень нужны люди, добровольцев всегда не хватает".
По статистике отряда за октябрь 2025 года поступило 53 заявки на поиск, живыми были найдены 42 человека, трое погибли. Поиски тех, кто не был найден, продолжаются.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Вы можете прислать сообщения, фото и видео в наш телеграм-бот @Vz_feedbot
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте










