Гол как "Сокол"

Саратовские футболисты перед важнейшей игрой с ЦСКА

Материал подготовила Елена ТАЛПЭУ. Фото Екатерины ПОНОМАРЕВОЙ

4575

27 февраля 2014, 09:00

Феерично для России завершилась долгожданная сочинская Олимпиада. Еще свеж в памяти вкус борьбы и азарта, а уже совсем скоро саратовцам представится возможность ощутить его вновь. Болеть будем за своих: 2 марта "Сокол" встречается с ЦСКА в Химках, в 1/8 Кубка России. По своей значимости для саратовского клуба этот матч будет историческим.

 

Несколько лет о "Соколе" многие говорили в прошедшем времени. Дескать, не та уже команда, что в 2000-м, когда она выиграла турнир первого дивизиона и добилась выхода в премьер-лигу. "Соколята" все никак не могут оперить свои крылья. В 2005 году "Сокол" благополучно "выбыл" во вторую лигу, а по окончании сезона вообще был ликвидирован. С тех пор предпринимаются планомерные попытки возродить команду. Не с нуля, конечно, но уже и не с теми амбициями, что раньше.

Сейчас саратовский футбольный клуб занимает лидирующую позицию в своем секторе второго дивизиона. Соответственно и задача-максимум у него иная, нежели раньше. Болельщики уже не вспоминают о высшей лиге, а губернатор области Валерий Радаев устанавливает планку – выход в ФНЛ (Футбольную национальную лигу), что в принципе вполне реалистично. Ставка делается на нового главного тренера команды Игоря Чугайнова, приглашенного в июне 2012 года повести команду вперед. В прошлом известный футболист, Чугайнов выступал за московские "Торпедо" и "Локомотив". Он провел за сборные СНГ и России 30 матчей и был участником чемпионата мира 2002 года. А сейчас он сам принял на себя роль торпеды и локомотива для нашей команды.

Чугайнов встретил нас у восточной трибуны стадиона "Локомотив" за день до первого полноценного контрольного матча года с командой "Сызрань-2003". (Кстати, "Сокол" выиграл со счетом 1:0). Через неделю команде предстояло отправиться на Кипр, на первые заграничные сборы года.

Пока мы поднимались в кабинет директора клуба Андрея Потапова, главный тренер очертил границы дозволенного: "Святая святых – раздевалка спортсменов, туда вам не попасть, – сурово предупреждает нас Игорь Валерьевич. – Я сам к вам выведу троих игроков, самых-самых… Чтоб пообщаться. У вас будет на разговор по три минуты".

Легкий флер звездности от предварительных оговорок перед "доступом к телу" на самом деле показывает всю серьезность отношения тренера к игрокам. "Это еще что, в топовых российских футбольных клубах вам бы долго пришлось согласовывать встречу, посылать запросы", – рассказывает Чугайнов.

Прежде чем познакомить меня с "самыми-самыми", директор и тренер пытаются проверить мои знания о футболе, чтобы я ненароком не оказалась одной из тех, кто считает, что футбол – это "22 потных мужика, бегающих за одним мячом". Решаю, что лучше сразу расписаться в любительстве, чем подвергать себя экзамену. Это меня и спасает, дальше разговор идет легче.

"Все кому не лень считают себя профессионалами в футболе и лезут с советами", – сообщают мне "главные". Причиной тому, по их мнению, необычайная популярность игры. Практически каждый когда-либо в жизни гонял мяч во дворе. А теперь все играют в футбольных "нострадамусов", занимаются прогнозами и предсказаниями. Однако разглядеть звезду такие эксперты вряд ли смогут. Потому что растущему игроку мало забить несколько голов, нужно стабильно играть несколько лет на высоком уровне. "Сейчас все больше ориентируются на результат любой ценой, но ведь важно еще вырастить профессионала. Результат всегда важен, весь вопрос в том, какими средствами он достигается", – рассказывает Потапов. Из чего следует, что победа любой ценой – не их девиз.

Между директором клуба и главным тренером чувствуется полное взаимопонимание и солидарность. Чугайнов является воспитанником советской школы футбола, и видно, что до сих пор придерживается ее канонов и принципов. Тогда очень много мальчишек, причем самых одаренных и талантливых, приходило в школы со двора. Тренеры там и замечали таланты. Вот и его в одном из московских дворов нашел тренер Бурлаков. Теперь многое изменилось: по школам и дворам никто не ходит, в спортивные школы детей приводят родители. Поменялся и характер игры, она стала более интенсивной. Чугайнов показывает пальцем на доске расположение невидимых игроков: "Все намного быстрее происходит. Если раньше пасы были вот такие, то сейчас такие". Тренер рисует длинные черточки, потом короткие. Идеально, когда нет ни одного участка поля, где бы не находился игрок.

Для футболистов теперь как никогда важна скорость, поэтому их часто преследуют травмы, чаще всего связанные с коленями и суставами. О футбольных талантах, досрочно снявших бутсы, Чугайнов предпочитает не говорить. Но показывает, как некоторые "фолят" и на скорости бьют не по мячу, а шипами вонзаются в ногу соперника. При этом его нога останавливается перед моей в нескольких сантиметрах. Пугает даже показательный фол… Когда Чугайнов об этом рассказывает, его лицо меняется, становится презрительным – это и есть чувство, которое он испытывает к такой агрессивной тактике игры. Это он и имел в виду, когда говорил о "победе любой ценой". Своих "соколят", да и предыдущих подопечных, Чугайнов пытается воспитывать иначе. "Хотите, я докажу, что футбол – самая сложная командная игра? – спрашивает он у меня. – А просто нет другой, где играют только ногами, где ноги фактически используют вместо рук".

Пока мы разговаривали, к стадиону подъехали игроки и уже успели переодеться для тренировки. Но перед ней – обещанные "трехминутки".

В комнатку напротив раздевалки неохотно заходит футболист, чье лицо я не могу разглядеть – он прикрывает его воротом своей олимпийки. "Вы не фотографируйте, у меня лицо кошка оцарапала…" – извиняется вратарь Артем Федоров. "Ну, теперь узнаем правду", – смеется Чугайнов. С ним подошел и старший тренер команды Олег Терехин. К таким видам травм здесь отношение лояльное. Главное, чтобы ноги работали (у вратаря – еще и руки). Игрокам категорически запрещается заниматься экстремальными видами спорта в свободное от тренировок время. "У всех контракт", – напоминают строгие начальники.

О гонорарах игроков, прописанных в контрактах, рассуждать не полагается, неприлично. "Про деньги – это к нашему директору", – отсылают меня игроки. Они вообще не словоохотливы. Но те, кто помоложе, на вопросы отвечают охотнее – рассказывают, какая это сейчас сплоченная команда, "Сокол". Ветераны, вроде тридцатипятилетнего Андрея Рябых, более спокойно относятся к прессе и совсем не возбуждаются от ее внимания к своей персоне.

Продолжая разговор о деньгах и о финансировании клуба, стоит вспомнить недавнее интервью Потапова "Взгляду-инфо", где он сказал, что лозунг "давайте зарабатывать" пока актуален только на словах, а критерии распределения финансов в областном министерстве спорта абсолютно непрозрачны и непонятны. "Какой смысл искать спонсоров, если на ту сумму, которую выделяют они, тут же снижается бюджетная субсидия?" – размышляет директор клуба.

Наконец начинается тренировка. Прямо на заснеженном зимнем поле. Скамейки болельщиков еще занесены сугробами, но завтра их согреют фанаты "Сокола". О своих болельщиках "соколята" говорят с теплым чувством: "Мы никогда не остаемся без поддержки, даже на выездных матчах. Причем наши никогда не провоцируют какими-то оскорбительными выкриками фанов соперников", – рассказывают мне.

На поле кроме футболистов, тренеров и командных медиков заходить посторонним не разрешается. Это еще одно "святое" место. Здесь разминается команда. Пока игроки под руководством тренера перекатывают мяч, отрабатывают финты, тактику защиты и нападения, мы направляемся в тренажерный зал, где "качается" еще один вратарь "Сокола" – Александр Храмков. У него как раз день рождения, 22 года исполнилось. Но на поле его нет не по этой причине: "Обидное растяжение, даже не во время игры"

Александр охотно демонстрирует отличную физическую форму – отжимается энергично, без пауз. На руке – тату: "Never back down". Татуировки у футболистов вообще очень популярны. Вратарь вспоминает свой первый важный матч: "Меня всего трясло от волнения, глаза горели. Сейчас боюсь потерять это ощущение". Тут же вспоминаются слова Чугайнова о том, что к каждому игроку нужен свой подход, а главная задача наставника как раз и заключается в том, чтобы поддерживать этот азарт и огонь. Игорь Валерьевич за словом в карман не лезет. С одними шутит, с другими строг, с третьими заботлив. В клубе на время сборов он для игроков подменяет и мать, и отца, и психолога.

После тренировки мне все-таки разрешают зайти в раздевалку. Сегодня там праздничный торт и стаканы с протеиновыми энергетическими  коктейлями вместо шампанского. Игроки вспоминают одно из своих самых значимых достижений в 2013 году – победу в 1/16 финала Кубка страны над "Крыльями Советов": "Получился достаточно драматичный матч, с серией пенальти. Тогда тоже многие не верили в нашу победу". "Соколята" прозрачно намекают на будущую игру с ЦСКА в Химках. Судя по настроению, команда придерживается принципа: чем спортивный черт не шутит, и не разделяет мнения, что результат заранее известен. Так их настроил тренер.

К слову сказать, нервничают и в ЦСКА. В интервью изданию "Газета.ру" главный тренер "армейцев" Леонид Слуцкий рассказал, что сейчас он и его команда полностью сосредоточились на предстоящем матче с саратовцами: "Первый матч у нас кубковый, против саратовского "Сокола", и все наши мысли сейчас сосредоточены на этой встрече".

Завтра "Сокол" возвращается со сборов на Кипре в Москву, где будет готовиться к предстоящему ответственному матчу. Хочется верить, что усилия, которые прилагают ребята и тренер, в скором времени действительно окупятся результатом. И Саратов снова заговорит о клубе в настоящем времени.

А пока – пожелаем им удачи!

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.44 1 2 3 4 5