Юные подзащитные

От чего нужно оберегать детей в современном мире?

Мнения выслушала Елена ТАЛПЭУ. Фото Екатерины ИКОННИКОВОЙ

5106

1 июня 2015, 09:00

Международный день защиты детей впервые отмечался в 1950 году, вскоре после окончания Второй мировой войны, когда сохранение здоровья и благополучие детей было серьезнейшей проблемой.

Как изменилась ситуация 65 лет спустя? Стало ли угроз для детей меньше? Или, наоборот, их появилось больше? И есть ли сегодня однозначное понимание – что для ребенка действительно вредно и опасно, а что нет?

Конечно, речь не идет о насилии, наркомании, алкоголизме и других бесспорно губительных вещах. Какие еще угрозы таит современный мир? Что страшнее улица или интернет? Может ли государство защитить ребенка или это дело семьи?

Об этом рассуждали эксперты ИА "Взгляд-инфо" накануне первого дня лета и международного праздника детства.

 

 

Татьяна Онищенко, член региональной Общественной палаты, президент общественной организации "Где ты, мама?":

По уровню жестокости к детям наш мир приближается к первобытнообщинному

Мне кажется, мир для наших детей становится все агрессивнее и агрессивнее и не только в плане физической опасности, но и в духовном, моральном отношении. И сами дети становятся немножечко агрессивнее. Я занимаюсь в основном детьми-сиротами. Мне постоянно шлют письма, где рассказывают о проблемах детей, просят меня помочь и как журналиста, и как президента организации "Где ты, мама?". Например, в ситуации, когда мама бросила маленького ребенка или передала его на воспитание соседям, а те не знают, как поступить.

Взрослые стали более жесткими по отношению к детям. Наверное, потому что неурядиц полно. Проблемы с работой, а следовательно, с достатком семьи накладывают весьма ощутимый отпечаток и отражаются на детях. Хотя во время Великой Отечественной войны проблем было несравненно больше. Но тогда сиротами становились те, кто лишился мамы и папы. А у нас сейчас есть социальные сироты при живых родителях.

В современном мире еще очень агрессивная внешняя телевизионная и интернет-среда. Родители уходят на работу, а дети предоставлены сами себе. Играя в компьютерные игры, они учатся жестокости. Нужно находить какие-то пути, чтобы ограничить возможность детей с головой окунаться в компьютер и не отходить от него целый день. Как говорит мой сын, которому 24 года, "наше поколение еще было хорошее, а вот следующее будет уже жестче, сложнее".

Естественно, нужно ограждать детей от того, с чем борется Наталия Королькова, сейчас у нас очень большой процент пьющих взрослых.

При всей своей компьютеризации, урбанизации, при быстром темпе технологического роста наш мир по уровню жестокости, по отношению к детям приближается, наверное, к первобытнообщинному. Угроз стало намного больше. Раньше мы могли детей спокойно выпустить на улицу, а сейчас – попробуй погуляй на улице.

Слава богу, что наша политика как-то все равно повернулась к детям, мы начали прививать им понятие патриотизма. Все-таки воспитание лучше становится. Детей надо любить.

 

Михаил Орлов, декан философского факультета СГУ:

Мир все больше будет восприниматься как игра, в которой много жизней и возможностей

Когда мы говорим о защите детей, сразу надо задаться вопросом: каких детей, от кого и кто их будет защищать. Это очень важно, иначе вопрос превращается в очередную абстракцию. Как преподаватель вуза я бы начал говорить о старших школьниках. С того момента, когда у ребенка просыпается самосознание, он сталкивается с теми опасностями, о которых должен быть предупрежден. И он должен научиться самостоятельно с ними бороться, не кто-то должен его от этого ограждать. Иначе защита закончится бунтом, противодействием со стороны ребенка.

Детей, молодежь нужно воспитывать, предостерегая и обучая, рассказывая им о тех ценностях культуры, которые образуют базовую традицию. В этом задача семьи и образовательных институтов. Защищать надо от бескультурья, хотя это тоже очень широкая формулировка.

Если конкретно, то ребенка надо предостерегать от иллюзий. Современная массовая культура, телевидение, интернет напичканы самыми разными иллюзиями. Одна из самых страшных иллюзий, с которой нужно помочь ребенку научиться бороться, иллюзия всесилия. Массовая культура говорит современному человеку, начиная с детского возраста: ты можешь всё, ты всемогущий, мир существует для тебя, и в этом мире не очень много угроз. В лучшем случае детям говорят о вреде наркомании, алкоголизма, табакокурения. А все остальное, мол, полезно. И ребенок становится всеядным.

Интернет-зависимость, игромания – это следствия такого мнимого всесилия. Формирующийся ребенок понимает, что он может в этом виртуальном мире быть абсолютно свободным, не нести никакой ответственности и никаких наказаний. Современный ребенок остается один на один с этим пространством свободы. А родители его туда отпускают, чтобы ребенок им не мешал.

Не нужно детям запрещать что-либо, нужно объяснять и находить возможность приучать ребенка заниматься полезными вещами. Что делают школьники на переменах? Сидят в интернете. Когда приходят из школы? Сидят в интернете. Их оттуда не вытащишь. Они уверены, что там настоящая жизнь, там они настоящие и всемогущие. В итоге все это приводит к тому, что человек чувствует: ему все должны. Амбиций становится огромное количество. В итоге – разочарование. Сразу появляется уныние, пассивность, депрессия, вплоть до того, что человек хочет выйти из этого мира радикальным путем. Я говорю не о суициде, а о наркомании, алкоголизме, всяких деструктивных психологических практиках. Они помогают человеку забыться.

Еще есть проблема поверхностного взгляда, внешних проявлений, за которыми ничего не стоит. Надпись на машине "Спасибо деду за Победу" – вместо реального осмысления, что нет ничего более страшного в судьбе народа, чем война. Такое игровое, поверхностное отношение к святыням – тоже одна из проблем воспитания.

С этими проблемами современные дети будут сталкиваться все больше и больше. Мир будет восприниматься как игра, в которой много жизней и возможностей. А когда человек столкнется с реальными, пусть даже небольшими трудностями, он окажется к ним не адаптированным.

Я не думаю, что есть какая-то универсальная формула выхода из этого. Защита – не есть просто ограждение человека от чего-то, не просто цензура сознания. Защита – это воспитание самосознания.

 

Татьяна Ерохина, председатель комитета по социальной политике Саратовской областной думы:

Даже благополучные семьи с детьми сейчас испытывают затруднения

– День защиты детей – очень душевный праздник. Он говорит нам о той серьезной ответственности, которую взрослые несут за подрастающее поколение, за их жизнь, здоровье, за их будущее, за соблюдение их прав. Дети – самая уязвимая категория среди всех незащищенных слоев населения. Они зависимы от нас, взрослых, от нашей заботы, от того, насколько она полноценна и адекватна.

Детям, которые остались без попечения родителей, необходима особая забота. То же самое касается детей, чьи родители не проявляют к ним никакого внимания. Нужно защищать детей от жестокости со стороны взрослых, от отсутствия заботы и своевременно реагировать на это. Нужно оказывать помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Первоочередная задача общества и государства – профилактика таких случаев. Поддержка семьи, вывод ее из черты бедности, из тяжелой ситуации, помощь родителям в трудоустройстве, если они потеряли работу, финансовая поддержка, в том числе в отсрочке уплаты кредитов. Тема кредитов сейчас выходит на первый план. Даже благополучные семьи, которые раньше могли себе позволить взять кредит, ипотеку, сегодня не могут оплатить долги из-за того, что потеряли работу или из-за сокращения зарплаты. Они испытывают затруднения. И мамочка, которая уделяла много времени ребенку, могла сидеть с ним дома и заниматься его воспитанием, сегодня вынуждена искать работу, чтобы повысить доход семьи.

Наша задача – выявлять такие семьи не постфактум, когда ребенок будет уже испытывать нехватку заботы и внимания или, не дай бог, проблемы со здоровьем. Наша задача – всяческими способами помочь удержаться семье на плаву. Наша задача как взрослых – сделать детство ярким и беззаботным, чтобы дети получали качественное образование, могли заниматься спортом и чувствовали себя защищенными, нужными, любимыми и безгранично счастливыми.

 

Вячеслав Сомов, руководитель Саратовстата:

Родителям нельзя перекладывать ответственность на государство, а государству на родителей

– Я считаю, что сегодня самая страшная опасность – как для взрослых, так и для детей – это наркомания. Нельзя сказать, что это болезнь нашего времени, но от нее точно нужно оберегать наших детей. Человек, употребляющий наркотики, постепенно начинает деградировать как личность. Он, как говорится, превращается в овощ. И уже никогда не будет активным и полезным своему городу и своему государству членом общества. Естественно, помимо наркомании, детей нужно беречь и от пьянства.

При этом защищать детей должны все. Родителям нельзя перекладывать ответственность полностью на государство, а государству – на родителей. Необходимо создавать вокруг детей такую обстановку и атмосферу, чтобы они стремились не к плохим, а к полезным, здоровым увлечениям.

Это то, чем мы сейчас активно занимаемся в стране. Развитием спорта, культуры и так далее. Я уверен, что это положительно скажется на будущем поколении.

 

Владимир Чернобровкин, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве области:

Ребенок не знает, что нужно нести ответственность за свои слова

– Первая угроза – социальная пассивность самой семьи, когда ребенок родителям практически не нужен. Когда люди озабочены заработком, своим благосостоянием, своим имиджем, своей работой, но только не своим сыном или дочерью. Есть такое понятие – внешне благополучная семья, где не пьют, не курят, занимаются фитнесом, есть дети, наняты гувернантки. А дальше-то что?

Ни одна гувернантка не воспитает ребенка так, как воспитает родная мать. Ни одна школа не переделает ребенка, если его не воспитали в семье. В дела такой внешне благополучной семьи нельзя влезть на раннем этапе, чтобы помочь сформировать жизненную позицию маленького человека, чтобы он потом вырос дееспособным гражданином своей страны. Как мы посчитали, семей, где есть прямая и косвенная угроза ребенку, в области не более 0,4%. Все государственные и социальные органы действительно танцуют вокруг этих семей и вокруг этих детей, это наша обязанность.

Но, что делать с семьей, чьи действия не подпадают под уголовный или административный кодекс, но ребенком тем не менее не занимаются? Мама в сорок лет не помнит, какой цвет глаз у ее сына, которому четырнадцать. Вот как с ней быть?

Ребенок в итоге вырастает таким же социально-пассивным членом общества, который не ставит перед собой никакие знаковые, гражданские цели. Он просто существует в этом мире, ничего в него не привнося.

Третья угроза, опять же вытекающая из первых двух – это кибер-опасности для ребенка. Так как родители не разговаривают со своими детьми, не говорят им, какие опасности есть, дети лезут в интернет-пространство, где чувствуют себя абсолютно свободно и независимо. Он не знает, что там очень много проблем. Это сайты, посвященные суицидам, пропагандирующие педофилию, ресурсы с информацией о наркотиках. И ребенок как простоватый теленочек попадает под эту "коровку".

Он не ищет общения со сверстниками, не играет с ними. Он не знает знаков препинания, орфографию, пишет так, как получается. Он не знает, что нужно нести ответственность за свои слова, которые кидаешь в интернет-пространство, потому что тебя могут привлечь к ответственности. По своей дурости ребенок может подставить и себя, и свое окружение, и своих родителей.

Детей надо не защищать, их надо беречь. Только когда мы их любим и бережем, вырастают хорошие граждане нашей страны.

 

Наталия Королькова, член региональной Общественной палаты, председатель областного "Общества трезвости и здоровья":

Как любой нормальный человек, я не люблю слово "запрет", но без запретов не обойтись

– Угроз для маленьких много. Слава богу, есть взрослые, которые умеют их защищать. Но, к сожалению, не у всех детей есть такие взрослые. Государство, конечно, берет на себя функцию семьи, но государство не заменит ребенку настоящих родителей. Уже сама по себе ситуация, когда государство, а не семья берет на себя функцию защиты ребенка, таит в себе угрозу для него. Это очень трудная, стрессовая ситуация, которую не каждый может пережить.

Конечно, в современном мире существует информационная угроза, которая программирует детей не на тот образ жизни, не на то поведение. К сожалению, сейчас именно средства массовой информации являются теми, кто программирует детей делать неправильный выбор в отношении алкоголя, наркотиков. Сначала приходит информация об этих веществах, а потом и сами люди подают плохой пример.

Умение делать выбор – то, чему нужно в первую очередь научить ребенка. Но этим практически никто не занимается. И это большая угроза. Беззащитные дети порой даже не ставят перед собой вопрос: употреблять или не употреблять алкоголь, потому что их уже запрограммировали на это как на вполне нормальную, принятую обществом и абсолютно безопасную вещь. Взрослые обязательно должны вести отбор: что дети смотрят, чем они занимаются. Как любой нормальный человек, я не люблю слово "запрет", но без запретов не обойтись в воспитательном процессе. По своему психическому складу, по возрасту дети, особенно маленькие, не готовы к правильному выбору, к правильной реакции на ту или иную информацию.

 

Артем Кузин, актер Саратовского ТЮЗа имени Киселева:

Ребенку надо давать шанс, чтобы он сам попытался разобраться, где хорошо, а где плохо

– Я бы, наверное, посоветовал защищать детей от категоричности суждений и от взрослых, которые изначально вынуждают детей врать. Дети сейчас обладают доступом к большому количеству информации и не понимают, что информация не всегда есть знание. Сейчас в СМИ, интернете, на телевидении появляются достаточно категоричные суждения о тех или иных вещах. И родители, школа, СМИ очень часто именно заставляют ребенка принимать очень точную категоричную сторону относительно того, чего он еще не знает и не понимает.

Например, относительно того, что у нас происходит в стране. Относительно нашего правительства: быть точно "за", либо точно "против". Не дают возможности быть "за это", но в то же время "против этого". Я не считаю такую категоричность правильной. Не нужно заставлять ребенка принимать ту или иную сторону без обладания большим количеством знаний.

Это можно отнести к любому вопросу или проблеме. В ребенке нельзя воспитывать агрессивное отношение к каждому, кто не вписывается в систему общепринятой морали: будь то половые связи или гомосексуализм, курение или алкоголизм. Нужно дать ребенку право понять другого человека, а не заставлять его бездумно кого-то осуждать, дать право самому решать, где плохо и где хорошо, а также осознать, что все в мире не делится только на плохое и хорошее. И тогда, мне кажется, для такого ребенка здоровый образ жизни, традиционные семейные ценности и любовь к родине будут личным выбором, а не навязанной кем-то догмой.

К сожалению, сегодня на людей часто навешивают ярлыки: либо либерал, либо ватник, либо ботан, либо изгой, либо патриот. От этого, мне кажется, нужно защищать и детей. Я точно знаю, что у ребенка очень завышенное чувство справедливости, которое главное – не убить, не сделать его циничным. Категоричность суждений тащит ребенка либо к цинизму, либо к нынешнему бездумному, как его называют сейчас, "ура-патриотизму", иногда даже агрессивному.

 

Виктор Марков, депутат Саратовской городской думы:

Человек рожден для испытаний, а не для того, чтобы быть в каком-то окукленном состоянии

– Конечно, детей нужно защищать, особенно в случае если есть опасность для семьи, для матери или отца, если дети остались без родителей в силу разных причин. Если родители спились, погибли, если они воюют, сидят в тюрьме. Нужно защищать как детей, которые остались без попечения родителей, так и детей, попечение родителей которых хромает.

Есть семьи, где отец и мать не лишены родительских прав, но ведут асоциальный образ жизни. К сожалению, сегодня общество у нас не очень здорово и не всегда обращает внимание на детей, которые находятся в таком положении. Считается, раз есть отец и мать – значит, в этих семьях все нормально. А уж какие там родители, как они себя ведут дома – это второй вопрос.

По поводу других опасностей, о которых говорят сейчас (вроде интернета, улицы и так далее), вспоминаю свое золотое детство. Тогда не было интернета. Мы жили в Советском Союзе, где ничего плохого не было, было только хорошее. Но, тем не менее, мы обо всем плохом знали и находили возможность это все подсмотреть, прочитать, увидеть. Человек рожден для испытаний, а не для того, чтобы все время быть в каком-то окукленном состоянии под колпаком. У человека, в том числе у маленького, у самого есть внутренние силы понять, что хорошо, а что нет. Понять и не делать так, как делают плохие люди.

Меня мама одна воспитывала, не хватало денег на продукты, не было даже возможности купить новую одежду, поэтому ей приходилось что-то перешивать. Я жил не в самом благополучном районе, в Агафоновке. В то время некому было за мной ходить в школу, да и ни за кем родители не ходили в школу. Мы видели и драки, и поножовщину, и пьяниц. Советские дети тоже видели всю изнанку человечества, но это не значит, что они выросли плохими людьми.

Наоборот, у здравого человека с нормальным генотипом, когда он видит эти гадости, возникает отторжение. Надо дать возможность каждому познать окружающий мир со всеми его так называемыми "прелестями". Если человек испорчен на генном уровне, вы его как ни охраняйте, он обязательно что-нибудь натворит.

От законов, может быть, еще надо детей защищать, а скорее – от законодателей, нежели от интернета и телевидения.

 

Людмила Правдина, директор Физико-технического лицея №1:

Надо научить детей жить в ладу с самими с собой

– Сложный вопрос, от чего нужно защищать детей. Современный мир таит в себе много угроз. Главное, что защита должна быть, в первую очередь, профилактической. Мы должны постоянно общаться с детьми и не то что пугать или готовить их к каким-то неприятностям, но помогать им выстраивать такую линию поведения, которая позволит избегать угроз.

Нужно учить их разбираться в людях, уходить от сомнительных соблазнов, от предложений покурить, выпить, принять наркотики. Нужно объяснять им, почему это вредно для них конкретно и для их потомства, чтобы у них всегда присутствовал инстинкт самосохранения. Это великая вещь. Инстинкт самосохранения помогает сохранить не только свое физическое, но и моральное здоровье и учит жить в окружающем нас мире в ладу с людьми. Конечно, надо научить детей жить в ладу и с самими с собой. Самое разрушающее состояние – когда у человека нет гармонии внутри себя.

Воспитывая своих собственных детей, я всегда стремилась сначала объяснить им что-то. Но если они этого не понимали, я прибегала к запретам. В принципе, привить что-то, воспитать, научить – без запретов невозможно. Ребенок, когда он подрастет, когда эти запреты войдут в кровь, в сознание, поймет, что это было сделано правильно.

Взрослому человеку уже сложно что-то запрещать. Когда ребенок подрос, когда у него сформировался стереотип поведения, начинать что-то запрещать уже бесполезно.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.44 1 2 3 4 5