"Открыть миру и людям"

Станет ли вновь Саратовский речной вокзал общественным достоянием?

Материал подготовила редакция ИА "Взгляд-инфо". Фото Алексея Кошелева

42140

13 апреля 2021, 12:00

В конце марта 2021 года в Саратове произошло знаковое событие: решением Арбитражного суда области изъят в федеральную собственность земельный участок рядом с гостиницей "Словакия". Более двух десятилетий назад именно он был продан на первом земельном аукционе в Москве. Ранее произошло схожее возвращение в собственность государства земель бывшего саратовского авиационного завода. Новость о деприватизации участка у "Словакии" вызвала в Саратове большой общественный резонанс. В архитектурном сообществе даже возникла идея вернуть городу еще и Речной вокзал Саратова, расположенный через дорогу от возвращенного участка. С таким предложением выступила архитектор Татьяна Новикова. Ее поддержали в городских сетевых комьюнити. Граждане недовольны тем, что множество ценных объектов советского архитектурного наследия уже потеряны или оказались в бедственном состоянии из-за нещадной эксплуатации их бизнесом. Общество начинает осознавать, что подходы к использованию сооружений времен СССР можно и нужно пересматривать. Пример активно показывает и власть, демонстрируя приоритет общественного блага перед интересами отдельных коммерсантов. Подхваченный тренд будет сложно развернуть вспять. Тем более что Речной вокзал давно ждет ренессанса.  

 

Речной вокзал в Саратове - пример здания, по поводу которого в самом ближайшем будущем в городе возможны новые бурные дискуссии и даже инициативы по деприватизации, поскольку их диктует текущая политическая повестка.

В разгаре очередной электоральный цикл. Для власти это всегда означает некоторое смещение интересов в сторону общества и реализацию проектов по "задабриванию" граждан. А принимая во внимание нерв последних лет, пандемию и растущее на этом фоне недовольство населения, политикам придется учитывать левую повестку и найти новые стимулы для приунывшего электората.

Фотография с сайта oldsaratov.ruК реализации левой повестки власть уже приступила: как говорилось выше, процесс деприватизации в Саратове стартовал, причем сразу с громких примеров - земель авиационного завода и знакового надела рядом с Речным вокзалом, у "Словакии".

Эти действия наверняка будут поддержаны частью общества. Причем именно в этой теме оно может продемонстрировать определенное единство и монолитность настроений, независимо от рода занятий и уровня жизни.

В пользу такого предположения свидетельствует, например, недавний опрос по поводу здания Речного вокзала, который был проведен в популярной группе "Говорит Саратов" в Facebook.

За вариант "Да, здание Речного вокзала в Саратове нужно вернуть в государственную собственность" проголосовали 276 участников группы. За вариант "Нет, пусть Речной вокзал остается в собственности у частной компании" - 35.

То есть даже в аудитории Facebook, которая считается намного более прогрессивной и либеральной, чем в других соцсетях, сторонников деприватизации Речного вокзала оказалось почти в 8 раз (!) больше, чем тех, кто уверены, что вокзал должен оставаться в частных руках.

Этот факт сам по себе заслуживает внимания социологов, поскольку показывает, что "социалистические", назовем их так, настроения, вероятно, намного сильнее, чем можно было еще недавно предполагать.

Участники опроса достаточно активно поддержали своими реакциями комментарии пользователей из серии "Если есть такая юридическая возможность, то, конечно, вернуть городу Речной вокзал! Однозначно!!!".

Другие замечали, что зданию "следует вернуть исторический внешний вид, ограничив право собственника произвольно менять его цветовую гамму. В остальном изъятие только за соразмерную плату". Тенденция последнего времени на массовое огосударствление экономических процессов, деприватизацию прибыльных активов и даже примитивный отъем частной собственности в пользу государства по мотивам типа "потому что так будет лучше", причем без какой-либо компенсации, безусловно, не может не тревожить здравомыслящих людей, независимо того, ведут ли они бизнес или заняты на государственной службе, работают по найму или на себя.

В чем причины этих новых радикальных настроений?

Их множество. Начнем с тех, что касаются самого здания.

 

Призрак большой страны

Основой того, что зовется сегодня в Саратове Речным вокзалом, является здание, выстроенное в конце 1960-х годов. Как указано в советских газетах, новый волжский вокзал в Саратове принял первых пассажиров в мае 1969 года.

"Здание было сложным по структуре, чистым в стилистическом отношении, оно хорошо и крепко сделано в архитектурном плане. Это проект коллектива ленинградских зодчих", - приводит слова архитектора Андрея Мушты в одной из публикаций ИА "Версия-Саратов".

Речной вокзал в Саратове в том виде, в котором он был изначально придуман и возведен, - образец "бескомпромиссного", как написали бы сейчас в модном журнале, советского архитектурного модернизма. Простые и ясные формы, стекло, сталь, бетон. Никакого украшательства, ничего лишнего.

При этом архивные фотографии вокзала сегодня производят сильное впечатление.

Самым эффектным был фасад, который обращен к Волге: он фактически представлял собой сплошную стеклянную стену высотой в несколько этажей. На нижнем уровне был устроен большой балкон, опоясывающий здание. А крышей вокзалу служила крытая терраса по периметру трех стеклянных стен.

Сегодня, когда архитекторы всего мира активно вписывают свои здания в окружающую среду, здание Речного вокзала в Саратове выглядит поразительно актуальным.

Благодаря обилию стекла и открытым пространствам, вокзал "впускал" в себя просторы неба и речного пейзажа и отчасти растворялся в них.

Большой зал ожидания с панорамными видами, балкон и терраса были идеальной "рамкой" для восприятия красот Волги, островов, моста и бескрайнего неба. При этом здание выполняло и свою основную функцию в те времена, когда река была транспортной артерией и для рядовых пассажиров, а не только для покупателей речных круизов, как теперь.

 

Пришли иные времена

До начала 1990-х пассажирские и грузовые перевозки в районе Волги обеспечивало единое предприятие "Саратовский речной порт", находящееся в государственной собственности.

Однако в ноябре 1990 года исполком Кировского райсовета народных депутатов принял решение о создании акционерного общества "Саратовский опытно-экспериментальный механический завод". В феврале 1992-го на конференции трудового коллектива "Саратовского речного порта" было принято решение о вступлении в АО "СОЭМЗ" в роли учредителя. Обществу была передана и часть активов речвокзала, в том числе гостиница площадью (2010 кв.м), ресторан (1685 кв.м), транзитный вокзал (3086 кв.м).
Хитроумная история, в ходе которой саратовский речной вокзал в итоге изящно уплыл в руки семьи покойного предпринимателя Александра Тимошка, подробно описана в одной из статей газеты "Саратовский взгляд" (за 2012 год).

Какое-то время во внешний вид здания новые владельцы особенно не вмешивались, зарабатывая на метраже. Но затем вошли во вкус. Да так, что теперь об оригинальной архитектуре волжского вокзала в Саратове не напоминает в буквальном смысле ничего.

Кстати, то же самое можно сказать и о расположенном неподалеку бывшем кинотеатре "Экран", который оказался во владении все той же семьи.

Архитекторы подчеркивают, что кинотеатр "Экран" и Речной вокзал образовывали единый ансамбль. И именно потому внешний аскетизм "Экрана", который представлял собой минималистичный "кубик", был абсолютно не случаен. Этот минимализм уравновешивала большая парящая летняя терраса, под которой действовали кассы пригородных пассажирских речных перевозок.

Сейчас от архитектурной идеи прежнего кинотеатра остался лишь объем сооружения. Владельцы сделали в здании множество новых окон и дверей и радикально изменили его фасад. Так что узнать в нынешнем сооружении прежний кинотеатр довольно сложно. Хотя и возможно.

А вот Речной вокзал, по сравнению с тем, каким он был до прихода частных владельцев, в результате "эффективного хозяйствования", стал совершенно неузнаваем. Он утратил три стеклянные стены на волжские просторы - вместо них были сооружены глухие. Под крышей, где раньше располагалась эффектная терраса, теперь унылые типовые пластиковые окна. Наверное, они нормально смотрелись бы на каком-нибудь рядовом складе на окраине города. Но если знать, как здание вокзала выглядело раньше, эти окна лишь усиливают ощущение грубой перестройки.

Какое-то время изменившийся вокзал был раскрашен в "веселенькую" желто-синюю расцветку. Как написала по этому поводу в одной из публичных дискуссий в Facebook представитель семьи владельцев Светлана Тимошок, "это было требование арендатора, которые дали кредит на капитальный ремонт здания".

В качестве арендатора семье удалось привлечь одну из крупнейших в стране сетей по продаже бытовой техники. По этой логике, Саратову еще очень повезло. Сдай собственники здание другим партнерам, вокзал мог бы стать черным. Или красным. А то и зеленым. При этом владельцам было, видимо, не важно, что они превращают здание в яркое аляпистое пятно на Набережной - визитной карточке города.

Несколько лет назад желто-синюю расцветку, наконец, ликвидировали. Но к первоначальному облику здание так и не вернули.

Поэтому сегодня, в результате всех издевательств и "реноваций", когда-то прозрачный и парящий Речной вокзал представляет собой огромный унылый глухой серый амбар. Здание выглядит тяжелым кирпичом, который по непонятной причине взгромоздили на берег Волги.

Архитекторы и специалисты по культурному наследию называют изуродованный Речной вокзал "архитектурной потерей № 1" среди самых важных саратовских построек эпохи СССР.

 

"Весь этот желтый кошмар"

Разумеется, уродливая перестройка Речного вокзала не прошла незамеченной горожанами.

Представители власти, профессиональные архитекторы, общественники и просто неравнодушные граждане не первый десяток лет возмущаются этими метаморфозами. Но владельцы все годы успешно отражали атаки, давая понять, что их право собственности и право извлекать из сооружения пользу автоматически дает им карт-бланш на любые архитектурные, инженерные и цветовые решения по отношению к зданию.

Проблема перестройки речвокзала в последние годы так или иначе постоянно всплывала не только в общественных, но и в профессиональных дискуссиях.

Например, шесть лет назад, в апреле 2015-го года, один из "круглых столов" был посвящен вопросам функционирования речного пассажирского порта в Саратове.

Тогда известный архитектор, глава комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Саратова Виталий Желанов не выдержал и обвинил собственников здания вокзала на Набережной в сознательном уничтожении памятника архитектуры.

Подобные мероприятия с негодованиями и воззваниями к владельцам были и до, и после. Никакого эффекта все это, увы, не возымело.

"Совершенно нелепый у нас разговор получается. Вы кому вопросы сегодня задаете? Вы вчетвером сделали все, чтобы речной вокзал прекратил существовать. Это был памятник архитектуры, а вы превратили его в то, во что он превратился сегодня. Вы сбросьте с него весь этот желтый кошмар - щиты и прочее, и вы увидите, что у здания все есть! Есть веранда, где собирались люди, есть все, чтобы быть речным вокзалом. А вы сидите - руки разводите, не знаете, что делать. Вы хотите, чтобы вам тут бизнес-план расписали?" - возмущался тогда он.

 

Доходное место

Прежние собственники Речного вокзала, семейство Тимошок, нередко давали понять в комментариях и в интервью СМИ, что владение зданием для них - "подвиг служения" городу. Что это сооружение невероятно сложно и дорого содержать. Что денег от речных перевозок оно совершенно не приносит. А потому, мол, и любые арендаторы хороши. А город вообще еще должен быть благодарен семье, что она, де, сохранила и сберегла вокзал, хотя могли бы обойтись с ним и более радикально.

В этой позиции есть по меньшей мере лукавство. Если же говорить точнее, она представляется проявлением лицемерия.

Речной вокзал находится в точке города, которая является сосредоточением большого количества людей с самыми разными интересами и нуждами независимо от времени года и погоды. Рядом с вокзалом расположено одно из самых старых зданий Саратова - Троицкий собор. Через дорогу - областной Музей краеведения, напротив вокзала - один из самых больших гостиничных комплексов региона (два корпуса отеля "Словакия"), с ресторанами и барами. Летом на Набережной поблизости открываются веранды кафе и ресторанов. Да и вообще, в теплое время года в выходные на Набережной не протолкнуться - она была, есть и будет местом притяжения десятков тысяч горожан.

Проще говоря, независимо от времени года и судоходных условий здание Речного вокзала расположено там, где всегда гарантирован поток людей, что означает поток возможностей для самых разных типов и видов бизнеса. Это не туристическая деревня в лесной глуши. Это место деловой, культурной и иной активности в историческом центре крупного города.

Такое здание, в столь знаковом для города месте будет востребовано городом и его жителями независимо от того, сохранится на Волге судоходство или его вовсе не станет.

Перспективы использования здания по основному профилю представляется тоже вполне позитивными. В последние годы по ряду причин, включая пандемию коронавируса, отечественный туризм развивается все более активно. В ситуации, когда для россиян закрыты для путешествий целые страны, внутренний туризм будет активнее расти как бизнес без всяких государственных увещеваний, уговоров и воззваний. А вместе с ними (вроде финансового стимулирования поездок по стране) - и подавно.

В последние годы по всему миру старые и еще недавно пустующие промышленные корпуса заводов и фабрик в крупных городах мира имеют большой спрос у девелоперов, которые перестраивают их под модное жилье, офисы и помещения многофункционального назначения. В бывших промзонах работают мастерские, культурные институты, ресторанные комплексы и арт-галереи. Заброшенные вокзалы, лодочные и железнодорожные станции, дебаркадеры и даже невостребованные церкви получают вторую жизнь, служа самым разным целям. Уже есть множество примеров, когда даже на действующих вокзалах показывают театральные спектакли, проводят концерты и устраивают показы мод.

Речной вокзал в Саратове - тот случай, когда при желании владельцев здание способно приносить прибыль в рамках самых разных проектов и способов использования.

 

В глухой обороне

Речной вокзал в лучшие свои годы и в лучшем визуальном воплощении был центром пересечения энергии огромного количества посетителей. Сегодня его энергия в прямом смысле блокирована глухими стенами.

Хотим мы этого или нет, но здания всегда самим своим видом транслируют окружающим некие сообщения. Есть здания "приземистые", а есть "устремленные ввысь". Есть дома дружелюбные, а есть те, что изначально построены как крепости и рассчитаны на долгую осаду и суровую оборону.

Что в этом смысле мы видим сегодня в той точке, где Саратов встречает гостей, прибывающих в город по реке?

Большой глухой серый амбар, с тонкой полоской окон под самой крышей.

Что получится, если попробовать прочитать это мрачное сооружение в виде "послания" и гостям, и самим жителям города? Вероятно, как-то так: "Идите прочь, вам здесь не рады". И это - та часть проблем здания Речного вокзала, которую тоже глупо не иметь в виду.

В последние годы вложено немало денег в создание в Саратове новых общественных пространств. Построена новая пешеходная зона. Начался процесс облагораживания объектов исторического наследия. На другой стороне реки идет масштабная реконструкция места приземления Гагарина. Предполагается, что в будущем туристические группы будут прибывать туда по Волге - возле Парка покорителей космоса строятся специальные причалы. Куда направятся туристические корабли дальше, после осмотра Места приземления? Логично предположить, что в Саратов. В такой ситуации иметь на берегу тяжелый сундук в качестве главного "приветственного" здания Саратова - слишком вопиющее противоречие общему тренду и замыслу.

 

Левая угроза

Потенциал симпатии к идеям типа "А давайте еще и Речной вокзал заберем обратно в пользу государства" в Саратове может быть довольно велик.

Как уже говорилось выше, он считывается даже в дискуссиях в соцсетях, причем именно тех, что ведет образованная и "прогрессивная" публика.

В чем причины популярности таких настроений?

Одна из самых значимых - это ковидный кризис, который продолжается в экономике.

Доходы населения даже, по данным государственной статистики, снижаются уже несколько лет подряд.

В этой ситуации все больше людей начинают желать "справедливости", причем именно в советском формате - просто потому, что он гражданам нашей страны наиболее известен и знаком. И, вероятно, до тех пор, пока снова не начнется устойчивый рост доходов граждан, идей "а давайте заберем в госсобственность еще и..." будет в общественном обсуждении все больше и больше.

В преддверии же крупных выборов (которые в Саратове пройдут уже в сентябре) участники политических процессов оказываются перед огромным соблазном эти настроения своими действиями поддержать. А это создает новые неожиданные риски для многих бизнесменов.

Кроме того, за последние годы власть, особенно в Саратове, "разбаловала" население простыми популистскими решениями и действиями, когда сложная, дорогая, умная и кропотливая работа по улучшению городской среды нередко подменяется точечными эффектными проектами, которые отлично смотрятся на фотографиях. Но при этом не меняют самых важных параметров комфорта городской среды.

Привычка к ярким жестам и популистским инициативам влияет одновременно на всех.  Поэтому инициатива "А давайте заберем у частников еще и Речной вокзал" уже не кажется общественности столь же дикой, как, к примеру, еще 10-15 лет назад.

В такой непростой ситуации у собственников Речного вокзала, тем не менее, есть "окно возможностей", которое способно удовлетворить и их бизнес-интересы, и растущие левые аппетиты части сограждан, и стремление власти продемонстрировать, что она наводит порядок там, где этого хочет и требует население.

Вероятно, самым разумным шагом со стороны владельцев здания Речного вокзала будет вернуть ему тот эффектный первоначальный облик, о котором подробно говорилось выше. А затем постараться заручиться поддержкой набирающего силу градозащитного сообщества, чтобы у здания появился охранный статус памятника архитектуры.

Таким образом, всем будет показан действенный пример, что позитивные перемены в отношении объектов советского наследия возможны независимо от того, в чьей собственности находится конкретное здание.

Для таких преобразований Речной вокзал подходит идеально. И по своему расположению, и по первоначальному замыслу архитекторов, и как символ волжского города.

Возрождение Речного вокзала Саратова в прежнем облике способно стать мощной новой точкой городского развития.

В отличие от многих сооружений эпохи СССР в Саратове, подвергшихся катастрофическим переделкам без возможности восстановления, Речной вокзал не нужно строить заново. Его достаточно очистить от "напластований" и визуального шума эпохи "первоначального накопления капитала", обновить, модернизировать и в самом прямом смысле заново открыть миру и людям.

Но в первую очередь - для самих саратовцев.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.98 1 2 3 4 5