Край цинизма на краю Саратовской области

3323

12 сентября 2013, 17:15

В наше время, уже трудно кого-то удивить новостью о том, что где-то сносят какое-то строение, дом, цех или целый завод. На это всегда есть разумное объяснение. Дома мешают работе авиационных радаров, там, где был ларек – пройдет современная магистраль, на месте хижин поднимутся небоскребы.  И даже если хозяину сносимого сооружения до слез обидно, он все равно понимает, для каких великих целей это делается, так сказать осознает величие перспектив. К сожалению, так бывает не всегда.

Есть на краю нашей губернии поселок Александров Гай, центр одноименного района.  Дотационный район,  население около 10 тысяч, с рабочими вакансиями, честно говоря, не очень. Архитектурными изысками не блещущий и излишней плотностью застройки не испорченный.

Но, тем не менее, и в этой местности, получившей в 1966 году официальный статус пустынной и безводной, находятся отдельные энтузиасты, рискнувшие построить, что-то, отличающееся от привычного серого кубизма с башенками а-ля новоалгайская эклектика. Конечно, не Норман Фостер, но отторжения не вызывает. Правда, не у всех. Теперь о сути:

Есть в Александров Гае человек с предпринимательскими талантами - Максим Ермолаев. Но, как известно одного таланта и добрых намерений, которыми сами знаете, что устлано, недостаточно и он решил перейти в практическую плоскость – попытался открыть в районе продуктовый магазин. Разрешения ему на это не давали под всяческими предлогами, и в какой-то момент Ермолаев просто решил купить в собственность, заметьте не взять в аренду, а приобрести в собственность участок земли и построить на нем свой дом. Надо сказать, что помещение при строительстве было оформлено как жилое, видимо с тем, чтобы когда-нибудь, при более благоприятных условиях, перевести его в нежилое и совместить приятное проживание, с полезным бизнесом. Мечты материализовались в два этажа с мансардой и стеклянным фасадом. На фоне степи выглядит впечатляюще. После завершения его строительства Ермолаев, как законопослушный гражданин, зарегистрировал на него право собственности. Через какое-то время он осуществляет попытки перевода данного строения в нежилое здание с целью организации в нём магазина. Подает соответствующее ходатайство в администрацию района. И тут, видимо от такой наглости нашего героя, пришло время впечатлиться самой администрации. Да так, что она не только отказывает в переводе, но и  подает в суд иск о том, что этот дом якобы представляет собой угрозу безопасности. И, вы будете смеяться, выигрывает. Решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 29.12.2012 года исковое заявление было удовлетворено, жилой дом, зарегистрированный за Ермолаевым М.В. в качестве объекта частной собственности, признан самовольной постройкой, на Ермолаева М.В. возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу снести за счет собственных средств построенный жилой дом.

 Разгром. Суд не говорит: устранить недостатки. Приговор – сровнять с землей. И заметьте, не магазин, не цех, а жилой дом, построенный на своей земле.

Занавес. Третий акт Марлезонского балета.

Никто в здравом уме данное решение суда добровольно не исполнит, не исполнил его и предприниматель. И тут на сцене опять появляется администрация района, и представьте себе, изыскивает в своем дырявом бюджете 800 000 рублей, которые перечислены (или будут перечислены) организации, выигравшей торги по сносу здания — ООО "АКС" (410007, г. Саратов, ул. 2-ая Электронная, д. 12 А).

Ермолаев, конечно, не сидит молча, а пытается привлечь внимание к этой ситуации всех, кого только можно - общественность, Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

И о чудо, в Алгай высаживается представительный десант в составе членов Общественной палаты и Уполномоченного по защите прав предпринимателей области Максима Фатеева.

На месте омбудсмен и общественники встретились с обеими сторонами конфликта. Предпринимателям, у которых накопились претензии к местной власти, юристы помогли составить документы для обращений в различные инстанции. С администрацией, которую представлял руководитель аппарата Евгений Буц, договорились воссоздать районный совет по развитию предпринимательства, своеобразную площадку по урегулированию споров. Что касается дела Максима Ермолаева, то в тот же день было подано обращение в Новоузенский районный суд от Уполномоченного по защите прав предпринимателей об отсрочке решения суда о сносе построенного здания. Эти работы было обещано приостановить. Информация, собранная в ходе поездки, передана Губернатору области Валерию Радаеву и Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борису Титову.

Вроде договорились, но на сегодняшний день разрушение дома Ермолаева продолжается, крыша уже демонтирована, исполнители не выполнили обещанного и не приостановили активных действий по сносу здания. Что это?  Гражданин на своей земле строит жилой дом, да-да жилой, т.к. на момент принятия судебного решения он оставался именно жилым, регистрирует его по всем законам, и, тем не менее, его сносят.

Гротеск, психоделия, сюрреализм

Если бы увидели это в кино, наверное, не поверили бы сценаристу. Но то в кино, а в нашей комедии положений, пожалуйста.

А теперь несколько слов всерьез:

Представляется, что вышеуказанное решение суда создаёт опасный прецедент, позволяющий органам местного самоуправления снести любое жилое здание, находящееся в собственности граждан, формально отвечающее признакам самовольной постройки. К таким признакам можно, в частности, отнести отсутствие разрешения на строительство.

Но возникает вопрос, можно ли в принципе получить такое разрешение и сколько времени и средств на это уйдёт? Ответ очевиден – много времени и средств уйдёт впустую, поскольку практически получить разрешение на строительство крайне затруднительно, а в ряде случаев – невозможно. А затруднения эти вызваны несовершенством всей системы строительства индивидуальных жилых домов, как на законодательном уровне, так и на правоприменительном.

Учитывая эти недоработки, законодательство предусматривает возможность регистрации права собственности на индивидуальные жилые дома в упрощённом порядке и разрешения на строительство для этого не требуется.

Следует заметить, что подавляющее большинство жилых домов на территории нашей страны возведены без получения разрешения на строительство. И права собственности на такие жилые дома зарегистрированы в установленном федеральным законом порядке.

Однако несовершенство всех процедур в данной области создаёт возможность администрации оказывать давление на собственников путём сноса их жилых домов по причине отсутствия разрешения на строительство.

Недобросовестные представители администрации, зная эту возможность, используют её, как видится, не с целью защиты каких-либо публичных интересов, а в угоду сиюминутных настроений отдельных лиц.

Если гражданин не попал в круг приближённых, на него может упасть этот властный рычаг в виде сноса дома.

В описываемой ситуации именно так и произошло. Ермолаев М.В. намеревался в построенном здании открыть свой бизнес, но не смог этого сделать. Сначала ему не дали разрешение на строительство, потом не разрешили переводить помещение из жилого в нежилое, а затем и вовсе начали его сносить. Где справедливость, где здравый смысл, где равное положение всех перед законом, где экономический интерес региона в развитии бизнеса, где интерес в создании новых рабочих мест? Это всё остаётся на бумаге, в речах высших руководителей района.

На практике курс на развитие предпринимательской среды не соблюдается на местах, прямые указания руководства страны и региона на стимулирование бизнеса не исполняются.

Местные чиновники обличены властью дать предпринимателю работать и приносить пользу региону или не дать. И если они не захотят этого, у них всегда под рукой есть много возможностей этого не допустить. Так произошло и в рассматриваемой ситуации. Ермолаева М.В. просто выжили из района, попросту снесли его жилой дом.

Решение суда не может не исполняться. Оно есть и имеет законную силу на всей территории нашей страны. Но каждое решение должно отвечать не только букве закона, но и его духу. Оно должно быть справедливым, понятным и принятым обществом, как правильное. Решение не должно дискредитировать власть в глазах общественности.

Такую характеристику надо давать не только решению суда, но и управленческому решению, принятому администрацией об обращении с соответствующим иском в суд. Это решение, как и другие управленческие решения власти, в т.ч. и на местах, должно быть сделано во благо региона. Оно должно продолжать общую мысль и тенденцию развития современной российской государственности, которая направлена на укрепление малого и среднего бизнеса. Такое решение должно иметь одобрение в обществе.

В сложившейся ситуации всё как раз наоборот. Возможно принятые решения по букве закона правильные, но они не отвечают второму критерию – правильности по духу закона. Нарушение духа закона может иметь более негативные последствия, вызывать социальные конфликты, рождать безнаказанность и своеволие власти.

Дальнейшее развитие сложившейся ситуации в русле продолжения сноса здания может привести к нарушению прав и законных интересов неопределённого круга лиц — собственников многочисленных жилых домов, построенных без получения разрешения. А это уже совсем иные последствия.

Семьи, живущие в домах, построенных без разрешения, будут поставлены в положение постоянного страха перед местной властью за своё жилище, в жёсткую зависимость перед ней. Это ненормально в цивилизованном обществе, это ненормально в правовом государстве и это ненормально в нравственном отношении.

Этого допустить нельзя.

Откуда появилось решение администрации об обращении в суд с иском к Ермолаеву М.В. о сносе его дома? Почему иск был направлен именно на его дом? В этом районе огромное количество домов, построенных без разрешения, ветхих, еле стоящих. Но выбрали именно дом Ермолаева М.В. Почему? Видимо есть какая-то причина, которая понятна только тем лицам, которые принимали решение об обращении в суд с иском.

О каком развитии региона может идти речь, когда попытки построить дом на своей земле разбиваются ещё на стадии получения разрешения на строительство.

Администрация вместо того, чтобы поддерживать развитие района, малый и средний бизнес, душит его на корню. В итоге бюджет не получает денежные средства в виде налогов и сборов, не создаются новые рабочие места, нет развития. Вместо этого немалые бюджетные деньги тратятся на снос того, что могло бы приносить прибыль району. Вместо этого закладываются предпосылки для социального взрыва. Кого следующего выберет администрация после Ермолаева М.В.? Чей дом будет снесён следующим?

Как это называть: неумелым руководством, плохим менеджментом или желанием задавить неугодных лиц?

Я и мои коллеги по Общественной Палате считаем необходимым предпринять действия, направленные на недопущение развития нарушения прав и законных интересов не только Ермолаева М.В., но и других лиц, которые потенциально могут попасть в такое же положение.

В связи с этим разрешение спора видится в мирном порядке, а именно — подписание мирового соглашения между противоборствующими сторонами, по которому предприниматель устраняет все выявленные недостатки в построенном им здании, а администрация отказывается от притязаний по его сносу. На время юридического оформления данной договорённости требуется приостановление сноса здания. В противном случае в ближайшее время оно будет полностью уничтожено.

Полагаем, что такой вариант развития событий обеспечит баланс частных и публичных интересов, а также обеспечит стабильность экономических отношений в районе и укрепит уважение к власти.

P.S.

Все было бы весело, если бы не было так грустно

И лично, по моему убеждению, или как говорит молодежь ИМХО, суд в этом случае не выступил на стороне справедливости. И мотивы, которыми судья руководствовалась при принятии решения, останутся на ее совести.

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.31 1 2 3 4 5

Главные новости