Заводы Саратова во второй половине войны

4569

13 февраля, 10:30

Продолжаю повествование о Саратове в период Великой Отечественной войны статьёй о заводах Саратова во второй половине войны.

"Вторая половина войны характеризуется более благоприятными внешнеполитическими условиями и обстановкой на фронтах. Решающими событиями этого периода явились Сталинградская и Курская битвы, ознаменовавшие собой коренной перелом в вооруженной борьбе с фашистским агрессором и оказавшие положительное влияние на работу народного хозяйства страны. Стратегические задачи, решавшиеся Советскими Вооруженными Силами в год коренного перелома и в заключительный период войны, потребовали огромного количества техники, снаряжения и продовольствия, а стало быть, еще большей организованности и слаженности работы тыла, повышения трудовой активности масс.

В результате перебазирования из западных районов страны на территорию области ряда предприятий и начатого еще до войны строительства новых объектов число заводов союзных наркоматов выросло здесь в полтора раза. В Саратове и Энгельсе было создано свыше десяти крупных промышленных предприятий, в том числе таких, как завод электроагрегатного машиностроения, ГПЗ-3 и "Серп и молот" – в Саратове, завод имени Урицкого и ткацко-прядильная фабрика – в Энгельсе. Рост числа крупных промышленных объектов привел и к увеличению численности рабочего класса, а затем и к относительной стабилизации его.

Стабильная численность рабочего класса, рост его квалификации и повышение производительности, трудовой энтузиазм масс при правильном руководстве промышленностью со стороны партийных и советских органов привели к резкому наращиванию производства: за три года войны объем валовой продукции промышленности области вырос почти в два раза, а Саратова – втрое.

В годы войны новые города возникали обычно на базе уже имевшихся поселений. Эвакуированные или вновь строящиеся заводы и фабрики группировались чаще всего в обжитых местах, в административно-политических центрах или поблизости от них. Саратовская область не была исключением. Новые производственные мощности сосредоточивались в основном в двух городах – Саратове и его спутнике – Энгельсе. В них группировались предприятия, дававшие основную продукцию. Согласно статистическим данным в 1943 году на заводах и фабриках Саратова насчитывалось около половины всех рабочих, а объем валовой продукции промышленности города составил почти две третьих общего объема.

О структуре промышленности Саратова и области частично уже шла речь. Она начала складываться еще перед войной.

В ходе войны под влиянием новых задач и сокращения сельскохозяйственной сырьевой базы усилился ранее наметившийся процесс опережающего развития отраслей тяжелой промышленности.

На правом фланге группы ведущих промышленных предприятий города и края стоял завод комбайнов. Всю войну директором завода являлся И. С. Левин, проживающий сейчас в Москве. Это предприятие хотя и имело в отдельные месяцы отставание в выполнении производственной программы, однако в целом работало ритмично. Максимальный объем валовой продукции завода относится к 1942 году. Он превышал не только объем продукции каждого из заводов в отдельности, но и большинства отраслей промышленности. По отношению к довоенному уровню выпуск продукции завода увеличился почти втрое.

В июне 1983 года авторам довелось побывать в музее бывшего завода комбайнов – ныне авиационного. Здесь на стендах встречается прошлое и настоящее, история и сегодняшний день коллектива. Сюда приходят старшеклассники подшефных школ, чтобы сделать свой выбор в жизни , здесь посвящают в рабочий класс, проводят политзанятия, семинары  секретарей комсомольских организаций. С замиранием сердца смотрят нынешние школьники на своих сверстников военных лет, на плечи которых легла непомерная тяжесть ответственности перед фронтами.

Фотографии на стендах… Вот обширное поле за посёлком Деконовский. На нём пасутся лошади. Вдали желтеют крутосклоны Лысой горы. На этом пустнынном месте в предельно  короткие сроки вырастет завод. Вот пришли люди, сотни, тысячи людей, на фотографиях горы взрытой земли , аккуратные штабеля кирпича, возведённые под крышу коробки цехов. И так от стенда, к стенду прослеживается путь завода. Вчерашние строители готовятся встать к станкам. Выход первого комбайна, переход к серийному производству . 39 тысяч комбайнов выпустил завод до войны. На саратовских полях несли они свою службу, повинуясь проворным рукам девчат и подростков в военные годы, служили и после Победы до самого последнего срока, пока не пришла замена из более совершенных самоходных машин.

Первый самолёт ХАИ-5 – конструкция студентов Харьковского авиационного институту, разработанная под руководством профессора Иосифа Григорьевича Немана. Деревянный фюзеляж, перкалевые крылья, похожая на игрушку машина. Но именно на ней отрабатывалась технология, перестраивалось производство. Вместо мирных степных кораблей из цехов завода пошло на фронт грозное семейство "яков".

Днём и ночью продолжалась фронтовая вахта. По двое суток не выходил из цеха слесарь Михаил Бабков. Ветеран труда Михаил Павлович, несмотря на инвалидность первой группы, до сих пор работает, воспитывает молодёжь. На долю его поколения выпала трудная судьба. Спали здесь же, в цехе, питались кое-как.

На одном из стендов стоит пара самодельной обуви , которой не сразу подберёшь название: верх из мешковины, подошвы деревянные. Пошив такой обуви наладили тогда заводские умельцы : ходить было не в чем. Недоедая и недосыпая, трудились люди, преодолевали голод и холод, но давали фронту столько боевой техники, сколько требовалось.

Вражеская авиация рвалась к Саратову.

— В ночь на 23 июня 1943 года. – вспоминает ветеран труда Василий Александрович Волковский. – я заступил на дежурство. Всё было спокойно. Вдруг завыла сирена. Воздушная тревога! Все заняли свои посты. Вдоль Волги с юга приближался гул вражеских самолётов. Над заводом повисли осветительные ракеты. Видно всё как на ладони. "Юнкерсы" тремя волнами заходили на бомбёжку. Одна из бомб перебила водопроводную магистраль. Начались пожары. Тушили всем, что попалось под руку. Более 20 человек отдали жизни в борьбе с огнём, погибли под завалами. До 70 процентов мощностей были выведены из строя. Но работа не прекратилась. Самолёты собирали под открытым небом. Гитлеровцы похвалились. Что стёрли саратовский завод с лица земли. А мы за 78 дней восстановили производство. Это была горячая , фронтовая работа.

После вражеской бомбардировки завода летом 1943  года и перестройки технологического процесса объём его продукции в стоимостном выражении несколько сократился, но сокращения товарной продукции не произошло. Если до налёта вражеской авиации завод ежедневно отправлял на фронт  10 истребителей , то после реконструкции – 15. Детище первой пятилетки, по истину завод гигант с многочисленным  героическим коллективом, задавал тон всей саратовской промышленности. Советское правительство высоко оценило его роль и героические усилия коллектива. За годы войны завод стал дважды орденоносным. Он награждён орденом Ленина и Трудового Красного Знамени, 28 раз присуждалось ему переходящее Красное знамя государственного комитета обороны, а по окончанию войны оно на вечное хранение вручено коллективу.

Одним из крупных предприятий являлся и ГПЗ-3, возглавлявшийся директором В.С.Буториным. Первую партию подшипников он дал ещё в феврале 1941 года.

Но его производственные мощности к началу войны пока не были освоены . Имелась часть свободных площадей, которые и заняли цехи эвакуированного из Москвы ГПЗ-1. Заводу остро не хватало рабочей силы. Долго не налаживалось и кооперирование с другими предприятиями. Поэтому первый период войны завод лихорадило.

Однако резкое улучшение снабжения завода предприятиями-поставщиками  качественными сталями, внедрение новых методов производства в сочетании с улучшенной агитмассовой работы, вследствие чего шире стал размах социалистического соревнования, позволили коллективу ГПЗ-3 уже в конце 1943 года добиться ритмичной работы. Годовой план был выполнен, и за успешное обеспечение оборонных предприятий страны высококачественными подшипниками в 1944 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Конечно, не все предприятия с таким размахом наращивали выпуск продукции и работали ритмично. Не отвечали запросам электроэнергетика и топливная промышленность.

Продолжение следует.

На фотографии - сборка истребителей Як-3 на Саратовском авиазаводе. 1944 год.

По материалам книги "Саратов — прифронтовой город. Д.П. Ванчинов, Н.И. Шабанов,  Саратов 1985 год. Библиотека архитектора Менякина Ю.И., ветерана Великой Отечественной Войны, участника Сталингадской битвы, автора памятника Журавли в Парке Победы.

Читайте также: Саратов накануне войныПромышленность довоенного СаратоваТранспорт и социальное развитие Саратова накануне войныЭвакуация в Саратов в годы войны., Промышленность и кадры военного Саратова , Транспорт Саратова в годы войны, Общественно культурная жизнь в Саратове в годы войны

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.56 1 2 3 4 5