Забытый Саратов. Конец "Мирнаго" переулка
2 декабря 2025, 08:47
25 июня 1810 был "высочайше" утвержден новый план Саратова. Причем положение об этом было опубликовано непосредственно в "Собрании законодательства Российской Империи" (том 31 (1810-1811), ст.24269):


Данным планом, в частности, предусматривалось строго правильное расположение улиц: "Перенос частных строений на другие места, по новому плану предназначаемые, производить не иначе, как по добровольному согласию обывателей, с отводом им других мест, удобностями и положением прежних соответствующие".
План 1810 года увеличивал территорию нашего города почти в два раза, а в конце будущей Немецкой улицы проектировалась обширная площадь между улицами Ильинской (Чапаева) и Камышинской (Рахова). Вот этот план в хорошем разрешении:

Вообще, к 1812 город еще только-только "перешагнул" через нынешнюю ул. Горького, так что представленный план является, безусловно, проектным. Хотя дальнейшая история показала, что в целом город по нему и вырос.
Для удобства подъезда к площади предусматривалось устройство переулка в середине квартала между будущими улицами Константиновской (малая Дворянская, Советская) и Большой Казачьей. Однако в действительности площадь была создана от Ильинской до сквозного проезда – переулка. В 1850 году на площади, называемой по церкви Митрофановской, был официально учрежден базар. Торговали в основном продуктами, мясом, овощами и прочим (район Крытого рынка, о котором мы писали тут).

Перед праздниками, в сезон сбора урожая товар привозили возами, которые занимали всю площадь и ставились в переулке. Торг был шумный, каждый старался продать с барышом или купить с выгодой. К сожалению, название переулка на краю площади на картах-планах города не отмечено.
Несколько позднее в одном газетном сообщении промелькнула фраза "Тихий переулок". Но в городе уже была Тихая улица, которую в народе называли Малой Кострижной (ныне Пушкина). Можно предположить, что такая одноименность послужила причиной того, что в перечне улиц, переулков и площадей города, составленном в 1879 году, переулку при Митрофановской площади дали имя "Мирный", в каком-то смысле близкое по смыслу к слову "тихий". Но это всего лишь предположение.
До революции в нашем языке имелось два слова "мир" – с обычной "и" и "i" десятеричной, которая писалась как английское "i". И в богослужебном призыве используется слово "мир" с обычной "и". Оно обозначает мирное состояние, мир как благодатный дар Божий. А вот "мiр" с десятеричной "и" – это уже про общество, совокупность разумных лиц. Лев Николаевич, кстати говоря, очень харизматично поигрывает этими двумя словами в своем романе-эпопее.
Еще одна, более основательная, теория гласит, что на данной местности, тыльно-примыкающей к рыночному гвалту, при посредстве местных решал (как и на любом другом рынке) тихо улаживались торгово-обменные споры, которые довольно часто заканчивались "миром". Миром деловым, а не общинным, именно через "и", а не через "i". Следует отметить, что официальные источники молчат по поводу происхождения данного наименования, которое просто тихо появилось в 1879.
Петр Федорович Тюльпин – личность в городе была известная. Сейчас здесь стоит корпус Саратовского института механизации сельского хозяйства имени М. И. Калинина:

До 70-х здесь был расположен двухэтажный дом, якобы принадлежавший некогда бывшему саратовскому городскому голове П.Ф. Тюльпину. Людей из него выселяли в 1986 и затем снесли:

Петр Федорович вместе с супругой Дарьей Хрисанфовной дом этот и денежные средства пожертвовали для создания в нем благотворительного учреждения – убежища Святого Хрисанфа. Открылось оно в 1858 году и более полувека давало приют девочкам-сиротам и полусиротам. Проверявший деятельность убежища смотритель отмечал: "Что же касается содержания учениц, то есть пищи, одежды, постели и т. д., то в этом отношении нужно отдать должную честь господам попечителям и попечительницам. Пища приготовляется свежая (каждый день закупается), сытная и обильная, о чем свидетельствуют довольные лица детей, точно так же платье на детях и постели для них ведутся в чистоте и порядке".
По сообщениям краеведа З.Е. Гусаковой, девочки находились здесь с 7 до 19 лет, получая знания в объеме начальных народных школ. Параллельно с учением они осваивали башмачное дело, рукоделие и шитье. Через 20 лет после открытия стараниями председательницы дамского попечительства о бедных Варвары Алексеевны Кривской в убежище была оборудована хорошая рукодельная мастерская, в которой воспитанницы учились кройке и шитью платья и белья, вышивке гладью, вязанию крючком, стежке одеял. Фактически убежище преобразовалось в первую саратовскую профессиональную женскую школу. Хорошее качество работ воспитанниц привлекало в мастерскую многочисленных заказчиков. Около двух третей средств на содержание детей убежище получало от выполнения заказов и продажи рукоделий. Пять работ юных мастериц были представлены на сельскохозяйственной выставке 1893 года. Комиссия, оценивавшая экспонаты, присудила убежищу похвальный лист.
Суммы, заработанные девочками, укрепляли финансовое положение убежища, которое продолжало существовать на попечительские средства. Периодически помощь ему оказывала городская власть, перечисляя от 500 до 1100 рублей в год. Как одно из первых благотворительных учреждений Саратова, убежище нередко избиралось горожанами в качестве объекта пожертвований. Так, "скончавшийся в 1880 году купец Ф. И. Курбатов оставил по духовному завещанию 1000 рублей с тем, чтобы проценты с этого капитала употреблялись в пользу призреваемых в убежище". Были и другие денежные вклады. Среди них следует отметить вклад Н. Н. Львова, который в 1900 году пожертвовал 1000 рублей "на покупку билета на вечный вклад на имя убежища [ ... ] с тем, чтоб из процентов с этого вклада ежегодно покупалась швейная машина для выдачи ее в награду лучшей из окончивших курс в убежище ученице". Пожелание благотворителя строго соблюдалось.
Получало убежище от горожан помощь и в виде съестных припасов: мед, чай, сахар, орехи, калачи и прочее. Приносили разные необходимые предметы: керосин, дрова, ткани, половики, разливные и столовые ложки и многое другое.
Нетрудно предположить, что оно было названо так в память небесного покровителя покойного уже к тому времени Хрисанфа Ивановича Образцова. Вместе со святым мучеником Хрисанфом пострадала девица Дария; это имя носила дочь Хрисанфа Ивановича – супруга Петра Федоровича. В "Убежище святого Хрисанфа" девочки не только учились грамоте, но и получали профессии, дававшие им надежный кусок хлеба.
Число воспитанниц в убежище в среднем составляло 50–60 человек. Кроме общих первоначальных знаний и профессиональных навыков девочкам прививали здесь умение содержать себя и дом в порядке и чистоте. Они по очереди подметали и мыли полы, стирали мелкое белье, прислуживали в столовой, помогали кухарке на кухне. Выпускницы убежища слыли хорошими невестами, из которых получались добродетельные хозяйки. Поэтому в каждом выпуске одна-две девушки сразу шли под венец. По сложившейся традиции свадебные платья и скромное приданое этим сиротам обеспечивала купчиха Анна Васильевна Чирихина – владелица колокольного завода в Саратове. Ну а те, кто еще не встретил своего суженого, легко находили место в портняжных и белошвейных мастерских города.
Однако Зоя Емельяновна и слепо копирующие ее модные телеграм-краеведы-гиды, на наш взгляд, ошибочно приписывают данному зданию свойства "убежища Святого Хрисанфа". Все же, наверное, дом на углу не принадлежал чете Тюльпиных (это был дом Немирова), однако само училище-убежище располагалось несколько дальше по Мирному переулку, буквально в следующем здании (пока не переехало в район Ильинской площади, заметка от 1912 года):

Вот что пишет Ю.А. Сафронов в книге "Ученье – свет": "Располагалось убежище в собственном каменном двухэтажном доме в Мирном переулке между Митрофаньевской пл. и Константиновской (Советской) ул.". Ссылки на первоисточники, доказывающие, что это два разных здания.
Адрес-календарь Саратовской губернии на 1898 год (стр.283 и 290):


Памятная книжка Саратовской губернии на 1904 год (стр. 114 и 120):


"Саратовские губернские ведомости" в номере 13 от 16.01.1880 писали вот что:
"Отчет, составленный комитетом состоящего под августейшим покровительством Государыни Императрицы Саратовского дамского попечительства о бедных, за 1879-й год". Рукодельня при Убежище св. Хрисанфа. Когда в 1874 г. возобновилось Дамское Попечительство, оно обратило внимание на Убежище и хотело придать ему характер чисто ремесленного заведения. Однако предположенные преобразования не были приведены в исполнение по независящим от Попечительства обстоятельствам (как сказано в отчете за 1877 год), и Убежище продолжало существовать при старых порядках, оставаясь по-прежнему в заведывании госпожи Никитиной (до 1878 г.). Преобразование Убежища и приведение помещения в лучший вид сделалось предметом забот новой председательницы Попечительства В.А. Кривской. Она застала дом Убежища в весьма печальном виде: потолки и полы были неисправны, обветшавшие стены не защищали от холода; ни внутренняя, ни наружная ремонтировка давно не производилась. Домашняя обстановка воспитанниц также была скудна. Надо было, следовательно, позаботиться прежде всего о приведении здания в порядочный вид. Благодаря стараниям председательницы, дело было исполнено. В этом случае оказал заведению услугу В.В. Гудков: он взялся сделать все поправки в долг, с тем чтобы получать уплату по частям, сообразно средствам Попечительства. Часть дома была обложена снаружи кирпичом, что защитило комнаты от холода; внутри исправлены, где было нужно, печи, полы и потолки, окрашены стены, в умывальной комнате устроен асфальтовый пол; исправлен вполне сарай, и выстроена новая баня с асфальтовым полом. Благодаря этим поправкам, заведение имеет теперь все необходимые удобства для комплекта воспитанниц в 40 человек: большую светлую и теплую комнату для рукоделья, чистые и просторные дортуары, помещения для смотрительницы и мастериц и приемную комнату".
Вот то самое фото "убежища" (которое ошибочно приписывают "дому Немирова"):


Между домом Немирова и убежищем св. Хрисанфа, однако, действительно есть нечто общее: оба расположены по Мирному переулку и оба погребены корпусами Саратовского института механизации сельского хозяйства имени М. И. Калинина.
На месте снесенного дома Немирова сначала была стройка (1988-1990). Автор этих строк лично помнит, как из окна троллейбуса №2/2а виднелся строительный кран, который довольно долго (вроде не долгострой?) возводил корпус СИМСХ на углу Мирного переулка. Стройка выглядела модной, из белого кирпича, что, конечно, привлекало внимание:

На следующем фото построенный корпус как раз стоит на месте "убежища", а на месте "дома Немирова" еще идет возведение нового учебного корпуса:

А это уже построенное здание в 1994:

Именно там в 1898 располагалась "школа кройки", функционально логично выходящая из женского "убежища":

Таким образом, убежище св. Хрисанфа располагалось не на самом углу будущей ул.Советской, то есть не в доме Немирова, а следом за ним, по Мирному переулку в направлении к Большой Казачьей.
Такой вот конец углового "Мирнаго" переулка, более века видевшего трамвайную стрелку, а затем еще и более чем полвека – троллейбусное дыхание маршрутов 2 и 2а, проносящих мимо молодежь и стариков в вечном колесе смены времен и поколений.
#забытыйсаратов
Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".
Другие записи в блоге
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте


