Привокзальная площадь. Как чиновники блокировали перспективные проекты бизнеса и госкомпании

14011

9 октября 2023, 14:38

Дискуссия вокруг реконструкции здания железнодорожного вокзала и Привокзальной площади в Саратове была бы неполной без упоминания перспективных проектов бизнеса и ПривЖД, презентованных еще в прошлом десятилетии. Сейчас правительство области и мэрия говорят о них редко, поскольку в противном случае придется назвать имена тех, кто блокировал их реализацию. И в первую очередь – в то время губернатора, а ныне сенатора Валерия Радаева.   

"Саратов плаза", Радаев и "урбанизм"    

Тогда, семь лет назад, государственный институт "Саратовгражданпроект" подготовил предпроектное предложение по размещению на площади под землей двухуровнего подземного паркинга, торговых комплексов, детских игровых зон, фудкортов.  

Концептуально объект напоминал бы "Павелецкую Плаза" в Москве, но, разумеется, меньшего масштаба.  

Презентации прошли в областной думе и региональном правительстве.

К концепции проявляли интерес инвесторы из числа крупных региональных и федеральных компаний.    

Инициатива предполагала не только подземный паркинг с ТЦ, но и современную и удобную схему движения транспорта на Привокзальной площади. 

Новаторская идея состояла и в том, чтобы у пользователей парковки была бы возможность по траволаторам попадать непосредственно в здание вокзала.

Реализация не потребовала бы ни одного бюджетного рубля: рентабельность обеспечивалась бы за счет якорных арендаторов-ритейлеров и услуг платного паркинга.      

Но 30 мая 2017 года губернатор Валерий Радаев выпустил  постановление правительства Саратовской области №283-П "Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здание казарм Балашовского резервного батальона, арх. А.М. Салько".

Документ стал охранной грамотой, накладывающей вето на все виды работ на Привокзальной площади, кроме ремонта памятника Дзержинскому и санитарной вырубки деревьев. 

"Режим использования земель и градостроительный регламент относит Привокзальную площадь к охранной зоне и прямо запрещает все виды капитального строительства, а также все виды земляных и строительных работ без предварительного археологического обследования", - говорилось в постановлении Радаева, которое не отменено до сих пор.  

Речь идет обо всем периметре площади вплоть до улицы Московская, на которой расположено то самое здание казарм, являющееся памятником архитектуры регионального значения.

Уже во время действия радаевского запрета чиновники мэрии и правительства отдали территорию под сомнительные эксперименты столичному КБ "Стрелка".

"Тестовое" благоустройство продержалось на Привокзальной площади в течение нескольких месяцев.

Попытки урбанизировать пространство путем цветных кругов на асфальте, хаотичного расположения светофоров и фанерных кадок саратовцы не приняли.

Фантазии "Стрелки" опосредованно оплачивались из бюджета - денег дала АИЖК – и в конечном счете были признаны провальными. Жители Саратова фактически прогнали экспериментаторов . 

Идея ПривЖД. Государственно-частное партнерство  

В начале 2019 года альтернативную идею по организации парковочных пространств и модернизации площади озвучил начальник ПривЖД Сергей Альмеев, который презентовал проект реконструкции здания саратовского железнодорожного вокзала.  

Он заявил о готовности передать городу земельные участки под комбинатом питания и общежитием на Привокзальной площади.    

Условие госкомпании было следующим: муниципалитет берет на себя обязательства по расселению и сносу общежития.  

Свое намерение железнодорожники подтвердили в сентябре того же года в ходе инспекционной поездки Валерия Радаева. Глава региона заглянул на Привокзальную площадь, где снова возник вопрос нехватки парковок.

"Здесь не пойми, кто и как стоит. Берите на контроль, приводите в соответствие", - говорил Валерий Радаев сопровождавшим его тогдашнему мэру, ныне спикеру облдумы Михаилу Исаеву и Роману Бусаргину, на тот момент занимавшему пост зампреда регионального правительства.

Сергей Альмеев, присутствовавший на той встрече, сообщил, что госкомпания "РЖД" согласовала передачу муниципалитету непрофильных активов, однако городские власти заявили, что не готовы их принять.

По его оценкам, только на месте комбината питания вполне разместилось бы порядка 400 машин.

"К сожалению, город сказал, что мы не можем взять эти два имущественных комплекса… Мы уже полтора года с этим бьемся.  <…> У нас подписанные документы, пусть забирают, сносят", - эмоционально заявил руководитель ПривЖД.

Радаев, судя по видео, просто не понял, что именно предлагается, чем только вызвал раздражение со стороны Альмеева.

Нетрудно догадаться, что процесс "принятия" мэрией активов ПривЖД затянулся. Лишь год спустя, в декабре 2020-го, в ходе пресс-конференции Сергей Альмеев сообщил, что комплекс зданий все-таки передан муниципалитету.

"Подписан договор о передаче, и теперь они находятся в полном распоряжении города Саратова", - пояснил руководитель ПривЖД.

С тех пор и этот проект – уже в рамках государственно-частного партнерства – был поставлен на паузу. Или попросту заблокирован: мэрия так и не расселила общежитие.

День сегодняшний

В публичном пространстве обсуждение благоустройства Привокзальной площади возобновилось лишь в этом году.

Власти Саратова объявили о намерении снести часть зданий - многоэтажные дома №31 и №31 А на Аткарской, рынок "Привокзальный" , а также то самое бывшее общежитие ПривЖД.

Предполагается, что часть полученного пространства отдадут под парковки.

Инициатором дискуссии выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Учитывая включенность в процесс федерального политика и его внимание к столь острому вопросу, можно надеяться, что Привокзальная площадь наконец-то преобразится.

Сейчас основные споры идут о судьбе двух домов по Аткарской и рынка, на демонтаже которых настаивает мэр Лада Мокроусова.

 Жители, предприниматели и работники торгового объекта выступили с коллективным письмом против сноса зданий.

Губернатор Роман Бусаргин пообещал, что при расселении учтут интересы жителей - недвижимость будет выкупаться по рыночной цене. Проекта модернизации площади – уже третьего по счету – пока нет.

А документально оформленные предложения бизнеса (2016 год) и инициатива ПривЖД (2019 год) пополнили хронику упущенных возможностей Саратовской области.   

Материал подготовил Андрей Триадский

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.18 1 2 3 4 5

Главные новости