Спасти амбассадора. В Саратове судья отправил прокурора за новым обвинением по делу о взятке
10 октября, 16:15
Сегодня в Кировском райсуде Саратова сенсационным образом продолжилось рассмотрение резонансного уголовного дела заместителя начальника отдела по борьбе с коррупцией и пресечению преступлений в органах власти УЭБ и ПК регионального ГУ МВД Олега Пичугина.
И все – благодаря скандальной позиции подчиненных прокурора области Сергея Филипенко. Все подробности – в нашем обзоре.
Полицейскому инкриминирован п. "в" ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в крупном размере).
По версии следствия, в июле–октябре 2024 года подполковник получил от представителя коммерческой организации часть взятки в виде денег в размере 200 тыс. рублей.
Общая сумма вознаграждения якобы должна была составить 1 млн рублей и предназначалась, по данным СУ СКР, "за оказание содействия в возвращении представителям фирмы оргтехники и финансово-хозяйственной документации, изъятой по материалу процессуальной проверки" (в отношении агрофирмы "Романовское").
Преступление раскрыто региональным УФСБ при взаимодействии с ОРЧ СБ ГУ МВД.
"Следственным органом собраны исчерпывающие доказательства, изобличающие фигуранта в совершении инкриминируемого деяния. В ближайшее время уголовное дело будет направлено в суд для рассмотрения по существу", — сообщало ранее региональное СУ СКР.
Дело рассматривает судья Дмитрий Кочетков.
Интересы обвиняемого на процессе представляют адвокаты Тамаз Барбакадзе и Дмитрий Лыгин; гособвинителем выступает старший помощник прокурора Кировского района Татьяна Кузьминова.
В роли ключевых свидетелей по делу выступали герои расследований ИА "Взгляд-инфо" Антон Скороходов и его деловой партнер Никита Мищенко.
Сейчас материал в отношении них выделен в отдельное производство, обоим предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ и п. "б" ч. 4 ст. 291 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере и дача взятки должностному лицу в крупном размере).
По этому делу Волжский районный суд арестовал Антона Скороходова до 30 ноября.
На сегодняшнем заседании должны были начаться прения сторон.
Однако, после старта процесса с ходатайством выступил обвиняемый.
Олег Пичугин потребовал исключить из числа доказательств записи его телефонных разговоров с Никитой Мищенко.
Ход бесед в рамках оперативно-розыскных мероприятий фиксировали спецслужбы.
Как показала экспертиза, проведенная по инициативе стороны защиты, записи были сделаны на iPhone.
Экс-полицейский предположил, что подобная аппаратура не может использоваться российскими ведомствами в своей работе.
Против удовлетворения ходатайства выступила гособвинитель.
"В судебном заседании был допрошен оперуполномоченный, который пояснил, что им действительно проводились оперативные мероприятия с применением спецтехники, о которой он не может рассказать, поскольку эта информация относится к государственной тайне.
Также он указал, что спецтехника, имеющаяся в распоряжении УФСБ по Саратовской области, может делать аудиозаписи в любых форматах, в том числе и в том, который имеется в деле", - заявила Татьяна Кузьминова.
В итоге судья встал на сторону представителя прокуратуры и в удовлетворении ходатайства отказал.
После этого Дмитрий Кочетков завершил судебное следствие. Стороны перешли к прениям.
Правда, продлились они не более 10 минут. Первой слово предоставили Татьяне Кузьминовой.
Для начала гособвинитель напомнила, что получение "взятки считается одним из самых опасных видов должностных преступлений".
"Оно посягает на нормальное функционирование управленческого аппарата государства, при этом дезорганизует деятельность органов управления, а также негативно влияет на отношение граждан к государству, вызывает к нему недоверие, формирует негативное правосознание", - отметила представитель прокуратуры.
Она заявила, что несмотря на признание Олегом Пичугиным своей вины, его причастность к совершенным деяниям подтверждается "собранными, проверенными и исследованными по делу доказательствами, допросами свидетелей, письменными материалами".
"Из показаний Мищенко следует, что он передал Пичугину взятку в размере 200 000 рублей наличными купюрами у здания ГУ МВД России по Саратовской области <…> по поручению взяткодателя Скороходова за содействие в возврате компьютерной техники и документов финансово-хозяйственной деятельности ООО "Романовское" с дальнейшим прекращением проверочных мероприятий в отношении ООО "Романовское" должностными лицами МО МВД России "Советский".
В последующем указанную сумму (Мищенко – ред.) получил от Скороходова.
В ходе ОРМ достоверно установлено, что Пичугин получил взятку в виде денег в размере 200 тысяч рублей от Скороходова через посредника Мищенко.
Об указанной сумме говорят как Мищенко, так и Пичугин.
Кроме того, в октябре 2024 года Скороходов и Мищенко обратились в УФСБ с заявлением о получении Пичугиным взятки в виде денег в размере 200 тысяч рублей за оказание содействия в возврате техники и документов ООО "Романовское" через Мищенко.
Исследованными в суде выписками о движении денежных средств по счетам достоверно установлено, что Скороходов имел достаточные финансовые возможности и был способен решить вопрос для Рыбакова, действующего в интересах Силаева, возникший вопрос, связанный с возвратом изъятых предметов и документов. <…>
Bз показаний как бывших, так и действующих сотрудников ГУ МВД России по Саратовской области и МО МВД "Советский" следует, что Пичугин осуществлял кураторство над МО МВД "Советский", по указанию руководства мог проводить проверки территориальных отделов.
<…>
Из показаний сотрудников МО МВД "Советский" и Рыбакова следует, что Пичугин действительно осуществлял звонки с указанием возвратить изъятое в ООО "Романовское".
<…>
Государственное обвинение не оспаривает указанную квалификацию. Вместе с тем, в ходе судебных заседаний не нашел подтверждения факт сговора о передаче взятки в размере одного миллиона рублей Пичугину.
Объективно установлена лишь передача 200 тысяч рублей за указанные ранее действия.
<…>
Изменение предъявленного обвинения не ухудшает положение подсудимого, не нарушает его права на защиту, поскольку новое обвинение не содержит признаков более тяжкого преступления и существенно не отличается по фактическим обстоятельствам от обвинения в предыдущей редакции", - заявила гособвинитель.
Татьяна Кузьминова потребовала приговорить Олега Пичугина к 8 годам лишения свободы в колонии строгого режима, оштрафовать на 3 миллиона (пятнадцатикратный размер взятки) рублей, лишить звания подполковника полиции и на 8 лет запретить занимать определенные должности на госслужбе.
Кроме того, 200 тысяч рублей, полученные Пичугиным в виде взятки, должны быть обращены в доход государства.
Самого экс-полицейского было предложено взять под стражу в зале суда.
Речь гособвинителя повергла участников заседания в замешательство.
"Вы фактически изменили обвинение", - заметил судья Дмитрий Кочетков.
"Я оставила квалификацию", - ответила Татьяна Кузьминова.
"Как ему защищаться? Вы практически предъявили ему новое обвинение", - настаивал судья.
"Это не ухудшает его положения", - парировала гособвинитель.
"То обвинение, которое предъявили нашему подзащитному, отличается от того обвинения, которое прозвучало из уст уважаемого гособвинителя.
Мы бы хотели, чтобы изменения были подтверждены письменно, и чтобы нам вручили их в письменном виде", - отреагировал Тамаз Барбакадзе.
Финальную точку в этом споре ожидаемо поставил судья Кочетков.
"В прениях сторон фактически гособвинитель не говорит о сумме взятки в 1 миллион рублей, не говорит о том, что была подготовка к 5 миллионам (эту сумму в своих показаниях в суде называл Никита Мищенко – ред.) и говорит о 200 тысячах.
Но, согласно обвинительному заключению, которое никто не изменял, размер взятки составляет 1 миллион.
То, что прокурор вводит в заблуждение суд и участников процесса подтверждается и тем, что гособвинитель, запросив пятнадцатикратный размер штрафа, указывает, что он составляет 3 миллиона, а не 15, как предъявлено в обвинении.
Таким образом суд считает необходимым прения прекратить, возобновить судебное следствие, прокурору предъявить новое обвинение", - резюмировал председательствующий на процессе.
После этого он заявил об отложении заседания. Суд над Олегом Пичугиным продолжится 13 октября.
Как предположили источники ИА "Взгляд-инфо" в юридических кругах, процессуальная игра подчиненных прокурора области Сергея Филипенко преследует цель вывести амбассадора надзора Антона Скороходова (имеет реноме хранителя убойного компромата на руководство ведомства) из уголовного дела. Тем самым прокуроры, полагает один из инсайдеров, пытаются заблокировать усилия СУ СКР Дмитрия Костина в привлечении этого персонажа, ныне арестованного по разным обвинениям, к уголовной ответственности.
Ссылки по теме:
"Коррупция, популизм, произвол…". Читатели дали оценку работе Сергея Филипенко
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Вы можете прислать сообщения, фото и видео в наш телеграм-бот @Vz_feedbot
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте









