Защита учительского сообщества от "выборных технологий", нападок родителей и избыточной отчетности – такие будущие приоритеты в деятельности министерства образования Саратовской области представляются логичными и эффективными.
Об этом в интервью ИА "Взгляд-инфо" заявил Игорь Плеве, в прошлом – директор Пединститута, глава регионального минобраза, ректор СГТУ.
Беседа с экспертом – это продолжение цикла материалов нашего агентства о качестве подготовки и компетентности педагогических кадров, престиже учительской профессии, общественном отношении к работникам школ.
- Игорь Рудольфович, с чем может быть связано снижение уровня компетентности учителей, которое фиксируется нашими читателями?
- Проблема, связанная с качеством подготовки учительских кадров, возникла не сегодня. Это было заложено гораздо раньше. В 1998 году по решению губернатора Дмитрия Аяцкова педагогические институты в Саратове и Балашове были присоединены к СГУ. Вместо того, чтобы стараться поднять педагогическое образование, которое в условиях кризисных явлений переживало серьезные проблемы, чиновники решили все присоединить к госуниверситету. Фактически после этого присоединения качество подготовки учителей стало резко падать.
Почему? Потому что университету не было никакого дела до педагогического образования. В СГУ совершенно другой уровень оценки качества работы своих преподавателей. У них делалась ставка на науку, а в педагогических вузах всегда преимущественно - на методическую работу. Именно поэтому деградация подготовки кадров стала идти по нарастающей. В первую очередь - по техническим направлениям. Это физика, математика, химия, биология.
К тому же набор сильно сократился. Представьте себе, что на Саратовскую область, где около тысячи школ, набирали 25 человек на специальность "учитель математики". При этом зачастую туда зачислялись те, кто не прошел на желаемые для себя специальности - условно говоря, на мехмат. Проходит год, на мехмате идут отчисления. И из педагогического направления часть ребят уходит. Потом часть слабых отчисляют. И что мы имеем к выпуску?
И вот в этих условиях, когда все это происходило, никто даже и не пытался как-то повлиять на то, чтобы педагогическое образование не рушилось. А фактически мы к этому сейчас и пришли. Ипатов (Павел Ипатов, губернатор с 2006 по 2012 годы – ред.), Радаев (Валерий Радаев, губернатор с 2012 по 2022 годы – ред.) и нынешний губернатор (пост с 2022 года занимает Роман Бусаргин – ред.) - никто фактически не поднимал вопрос - а что у нас с подготовкой педагогических кадров? Вы когда-нибудь слышали об этом? Нет. И вот, когда уже эта проблема стала по-настоящему кричащей, в 2024 году председатель Госдумы Вячеслав Володин выступил с предложением восстановить пединститут.
Я сперва порадовался – неужели действительно восстановят? Но оказалось, что воплощение отличного решения было половинчатым. Восстановили структуру в рамках государственного университета, которая, будем так говорить, в большей степени была просто переименована. Этот институт собрали по частям, он так и остается пасынком для большого вуза. В данной ситуации надо было, конечно же, добиваться, чтобы восстановить в Саратове отдельный пединститут.
Который бы мог бы работать напрямую с региональным министерством образования и с правительством области - именно в рамках подготовки местных педагогических кадров.
- Не первый год ходят разговоры о том, что в обществе престиж профессии учителя снизился. Люди уходят из профессии, молодежь в педагоги идет неохотно…
- Я думаю, что здесь нужно посмотреть на ситуацию под другим углом. Дело не в престиже, а в том, что в первую очередь надо встать на защиту учителя от беспредела. Защитить учителя от выборных технологий, защитить учителя от родителей, которые за последние годы, как говорится, "берега потеряли". Защитить учителей от недоверия к ним. Вы посмотрите, сколько различных проверяющих инстанций контролируют учителей, сколько надо готовить документов, которые иногда напрямую не связаны с образовательным процессом.
С той ситуацией, которая сейчас сложилась, престижности быть не может. Сколько последнее время публично говорили о том, что надо уменьшить отчетность в учительской профессии. А воз и ныне там. Почему? А потому, что есть чиновничий аппарат, всегда могут возникнуть какие-то вопросы. У главы, у губернатора, из Москвы.
А у чиновников все должно быть уже готово. Вот вам такие циферки, вот другие. А эти циферки кто готовит? Они идут из школ. Учителя нередко занимаются пустой, совершенно ненужной отчетностью, которая нужна не для того, чтобы учебный процесс как-то улучшить или модернизировать, а для того, чтобы чиновник смог отчитаться. Вот это тяжелейшее наследие, которое тянет всю систему образования ко дну.
Представьте ситуацию: выпускник пришел в школу работать. Когда существовал отдельный пединститут, огромнейшую роль играли методики, которые преподавались студентам. И сейчас молодежь, которая не проходила эту серьезнейшую школу методической работы, приходит, с педагогической точки зрения, "слепышами". Их надо учить, как работать с учениками разных возрастных групп, как правильно преподнести материал.
Одно дело знать химию, другое дело - научить химии ребенка. Получается, что эта проблема - не от общего слабого уровня развития молодежи. Это отсутствие элементарных педагогических навыков.
- Стоит ли нам ждать каких-то улучшений? Чем, на Ваш взгляд, может разрешиться ситуация с подготовкой педагогических кадров?
- Вы где-нибудь видели какую-нибудь инициативу, которая исходила бы от министерства образования Саратовской области в рамках подготовки кадров? Какие-то интересные предложения регионального правительства в этом направлении? До тех пор, пока существует страх за инициативу и слово, ничего не получится. Понимаете, раньше руководителя школы снимали за то, что он допустил какие-то очень серьезные нарушения - финансовые, организационные, человек не справлялся с работой.
А сейчас увольняют только за то, что он сказал. Еще хорошо - не за то, что он что-то лишнее подумал. Вот поэтому существует такой патологический страх перед тем, что со мной будет, если я вдруг какую-то свою здравую идею выскажу. И эта идея вдруг не понравится тому, кто сверху.
А ведь без этой инициативы, предложений, шагов, честного взаимодействия - никаких улучшений не будет. При этом есть инициативные и интересные люди. Но нынешняя областная система устроена так, что от человека более-менее "с головой", когда он что-то хочет сделать – от него очень быстро избавляются. Его "тушат" просто. Либо он замыкается и говорит: "Ну Бог с ним, я буду тихо и мирно сидеть молчать, получать свою зарплату. А некоторые, которые чувствуют, что найдут себе применение в другой сфере, просто-напросто на все плюют и уходят. Поэтому серость порождает серость. Серость сверху порождает серость внизу.
От редакции
Игорь Плеве – не единственный эксперт, поделившийся с нашим агентством мнением по этим актуальным и чувствительным темам. Другие собеседники не столь категоричны и пессимистичны. Их позиция будет представлена позднее в ленте новостей.
Ссылка по теме:
Сенатор Наталия Косихина о престиже профессии учителя: "Уважение – в достойной зарплате"
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Вы можете прислать сообщения, фото и видео в наш телеграм-бот @Vz_feedbot
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте








