Спасите народы Африки

2669

26 ноября 2012, 09:05

Герой нашего времени – это

вертухай с хатой в Лондоне.

 

Виктор Пелевин. SNUFF

 

Эпизод №1. Невинность мусульман и одиночество православных

Для жителей российских регионов пора вводить визовый режим с Москвой. И вовсе не для регулирования внутренней миграции, а ради формализации глубинного явления - окончательного превращения столицы в суверенное государство. Во всех смыслах – экономическом, инфраструктурном, этническом, культурологическом.

Назовите его Вторым Узбекистаном, Среднерусской азербайджанской республикой, Душанбинским каганатом – спор о наименовании будет интересен лишь представителям диаспор, сами москвичи уже признают это как непреложную данность.

Мобилизационному ресурсу мусульман могут позавидовать лидеры либеральной и ультраправой оппозиции – трибуны Болотной, Сахарова и "Русских маршей". Приверженцы ислама перекрывают проспекты, не дожидаясь официальных санкций властей, и способны одновременно выводить на улицы десятки и сотни тысяч братьев по вере. Такова столичная толерантность: коллективные молитвы не приравниваются к митингам и прочим формам выражения убеждений и взглядов, крамольные фильмы не снимают, карикатуры если и рисуют, то только для творческого самолюбования в кругу проверенных друзей…  

- А что это на Минской происходит? – переживала утром в минувшую пятницу наш московский гид. – Почему такая пробка, Валерий?

Усатый и грузный пятидесятилетний водитель, работающий в столице вахтами из Пскова, лениво указал пальцем на мечеть, возвышающуюся на Поклонной горе, в нескольких десятках метров от Парка Победы.  

Экскурсовод, пожилая еврейка из интеллигентов старой формации, разочарованно выдохнула: "Вообще-то, в Коране сказано, что совершать молитвы можно и дома, но в Москве все по-другому – они так показывают свое единство. А их здесь шесть миллионов!". Гид скучает по старой Москве – без мусульман, нуворишей, англицизмов и всеобщей монетизации.  

На протяжении пяти километров две из трех полос дороги оказались заняты автомобилями верующих – иномарки представительского класса соседствовали с отечественными "семерками" и "десятками", государственные номера столичного региона с северокавказскими и башкирскими. Большинство предпочитает непроницаемую тонировку, разумеется. Кто-то украсил машину зеленым знаменем, иные разрисовали задние стеклами арабской вязью. Безлошадные мусульмане, смеясь и улюлюкая, организованными группами бежали вдоль дороги к месту отправления ритуала –социальное расслоение компенсировано равенством перед Аллахом.

Мечеть не могла вместить всех: намаз совершался прямо на улице, которая из-за большого скопления людей напоминала черную пластилиновую массу – гигантскую и плотную. Солнце, морозец и сотни склоненных к земле голов. Ни одного полицейского, ни одного неодобрительного сигнала со стороны застрявших в заторе автомобилистов. Абсолют толерантности. На Поклонной горе в моде ныне черные цвета.                         

Через час мы были у храма Христа Спасителя. В десяти метрах от входа на территорию какой-то чудак разрешил поставить киоск с фаст-фудом. "Кощунственное соседство", - сказал бы воцерковленный. "Пища для души и тела", - ядовито ухмыльнулся бы атеист.  

- Ролл с мясом всего за 98 рублей! – рекомендует новое блюдо полная молодая блондинка – продавец ларька. Желающие имеются в избытке, толпится и волнуется народ. "Не спешите, на всех хватит! – пытается она успокоить сограждан.             

Жующие бутерброды господа и дамы рассеянно слушают проповедь патриарха Кирилла – напротив два мультимедийных экрана. Глава РПЦ яростно и бескомпромиссно осуждает общество потребления, корыстолюбие и равнодушие. Его слова раздаются глухим эхом в пустоте улицы. Потенциальные ревнители христианской морали проносятся мимо на дорогих автомобилях. Благочестие для них это "точки роста", "карьерные маршруты", "маржа" и "капиталовложения".    

Внутри святыни не более 30 человек: школьники средних классов внимают рассказу экскурсовода о евангельских сюжетах и росписи на стенах храма, статная пожилая женщина ставит свечки за упокой души, молодежь приценивается к церковной утвари.     

 "Православные сейчас работают, им просто некогда", - объясняет мне одна из прихожанок причину безлюдности.  

ХХС, в котором я побывал впервые, величественен, мощен и богат, но бездушен. Его внутреннему убранству позавидовал бы Папа Римский или какой-нибудь другой ценитель роскоши и помпезности. Кажется, что создатели храма хотели выразить своим творением всю силу и влияние официального православия и Патриаршего подворья. Храм подавляет, но не принуждает к смирению: понимаешь, что для сознательного вхождения в Церковь это место совершенно не подходит.     

Эпизод №2. Маниту-суперзвезда

Москва говорит на языке, который не понимают в российских регионах. Катастрофическая разница в уровне жизни и, как следствие, в представлении о картине мира, создала малопонятный для жителя глубинки деловой столичный сленг, каждое слово которого не имеет синонима в традиционной речи. И дело здесь не в модных терминологических заимствованиях или интеллектуальном превосходстве метрополии над провинцией, а в принципиальном различии между модусами существования –финансовым благополучием и ежедневной борьбой за выживание.

Россиян объединяют ни Иисус и ни пророк Мухаммед, хотя русские патриоты и исламисты в этом уверены. Властвует над умами безжалостный Маниту (в терминологии Пелевина) - бог денег, прибыли, технологий манипулирования. Только одним он дарует успех, вторым – имитацию успеха, третьим – горечь разочарования. Маниту провозглашает героем нашего времени "вертухая с хатой в Лондоне" и депутата Госдумы, матерящегося с киноэкрана (привет Марии Кожевниковой и создателям фильма "Духless").

Так называемый "креативный класс", вооруженный Твиттером и Фейсбуком, снисходительно, а иногда с аристократической надменностью, относится к тем, кому не посчастливилось "соответствовать трендам", а значит – снискать милость Маниту.

Это социальное чувство отражает колонизаторскую уверенность в том, что народ нуждается в насильственной прививке просвещения, в противном же случае он останется безропотным и нищим "быдлом". Получается социал-дарвинизм в чистом виде: на одном полюсе – креативные первооткрыватели новой реальности, на другом – нуждающиеся в обучении унтерменши.  

Такое жесткое общественное разделение метафорически выразил главред "Русского репортера" Виталий Лейбин, прочитавший на минувшей неделе лекцию слушателям "Академии региональной журналистики". По его наблюдениям, российская глубинка в представлении федеральной прессы и элиты – все равно что Африка.

Продолжая мысль Виталия, можно констатировать, что столица видит в регионах неизведанное и дремучее пространство псевдожизни, единственная польза от которой заключается в сборе дани и регулярных поставках дешевой рабочей силы (гастарбайтеры из регионов превращаются в самых отчаянных и последовательных хулителей провинциальности).       

Вот почему в московском новоязе - удивительной смеси английских слов и русских глаголов, бизнес-терминов и междометий вроде "wow" - нет речевых соответствий разрухе ЖКХ, нищете и беспризорности. Вот почему специфически региональные проблемы кажутся москвичам выдуманными, а главное - не своими, свидетельствами потусторонней жизни. Спасение Африки – дело самой Африки...

Россия распадается на Москву и все остальное – населенную дикими племенами территорию. Пока одни будут постить в Твиттер о своей покупке очередного "Ягуара" и рассуждать о "широком выборе гаджетов", вторые станут каннибалами. И вряд ли первые смогут когда-нибудь понять вторых – не будет ни общего языка, ни общей темы для разговора.

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5