Скоростной трамвай. Прокурор области просит у Романа Бусаргина для частной фирмы 42 млн рублей

17807 11

24 июня, 07:30

Освоение бюджетных средств при реализации в Саратове масштабного проекта строительства линий скоростного трамвая привело к внутриэлитному конфликту и грозит дополнительными расходами региональной казны. В проблемную ситуацию вовлечены врио губернатора Роман Бусаргин, прокурор области Сергей Филипенко, администрация Михаила Исаева, ООО "С.И.Т.И." (подрядчик), МУПП "Саратовгорэлектротранс", арбитражный суд. Предметом противоречий стали деньги, а именно 375 миллионов рублей, выделенные и уже потраченные на наземное метро, которое, по прогнозам саратовского правительства, к 2025 году свяжет окраины Заводского и Ленинского районов. Кто и почему пытается сделать из важнейшей инфраструктурной инициативы очередной скандальный долгострой - этому посвящен аналитический обзор ИА "Взгляд-инфо".

После шахматного турнира в Нью-Васюках

Многие саратовцы привыкли, что разговоры о скоростном трамвае на протяжении десятилетий — всего лишь непременный элемент риторики каждой избирательной кампании, прочно закрепившийся в городской футурологии, мифологии и фольклоре. О нем, как правило, вспоминают перед выборами — удобство использования идеи объясняется долгосрочным характером ее воплощения. На популяризацию проекта потрачено едва ли не больше средств, чем на саму реализацию — успели отговорить и утюги, и холодильники, и пылесосы, и ГТРК "Саратов". Практический эффект с легкостью замещался на пространные разговоры о будущем - тот случай, когда в общественном сознании укоренилась мысль о том, что пассажиры поедут на саратовском скоростном трамвае гораздо позже, чем Нью-Васюки примут международный шахматный турнир.

Заклятие, казалось бы, вечного воздушного замка с проекта снял спикер Госдумы Вячеслав Володин.

В декабре 2019 года он заявил о том, что миллиард рублей уже зарезервирован.

Позднее председатель правительства РФ Михаил Мишустин выразил поддержку начинанию: Саратовская область вошла в список 10 пилотных регионов, где появится скоростной трамвай.

В 2020-м в бюджет Саратова "завели" 375 миллионов рублей (всего до 2025-го планируется освоить 11,2 млрд) на первый этап строительства, а затем гордума согласовала передачу этой суммы МУПП "Саратовгорэлектротранс" в виде субсидии.

Согласно условиям торгов, подрядчик обязался разработать документацию, построить новые и реконструировать действующие тяговые подстанции, проложить к ним кабельные линии. В конце ноября того же года состоялся аукцион, на который была подана единственная заявка — ООО "С.И.Т.И.".

С этой фирмой МУПП "Саратогорэлектротранс" (руководит Владимир Прохоров) через месяц и заключило контракт на безальтернативной основе и по максимальной цене.

Так контроль исполнения грандиозного проекта стал сферой ответственности мэрии во главе с Михаилом Исаевым, которому на протяжении пяти лет нахождения в должности и так часто задают острые и уголовно-перспективные вопросы относительно эффективности распоряжения бюджетными средствами и муниципальным имуществом.

Работы подрядчик, и это следует из условий контракта, обязался выполнить до 20 декабря 2024-го, но, как выяснилось сейчас, завершил досрочно, в декабре прошлого года.

Москвичи с самарским отливом и саратовскими миллионами

Само ООО "С.И.Т.И" основано в Самаре в 2008 году. Уставный капитал сейчас 15 миллионов рублей, есть парк техники, среднесписочная численность работников 20 человек.

С 2013 года единственным учредителем и директором организации является Сергей Рейнюк. Общий портфель контрактов организации на госзакупках составляет 8 млрд рублей. 7 млрд из них освоены до 2016 года на объектах в Самарской области. В мае 2020 года компания меняет юридический адрес на Москву и выходит на рынок госконтрактов в нашем регионе. Крупнейшие из полученных и освоенных "С.И.Т.И" в Саратове: достройка Дворца водных видов спорта (168 млн рублей), благоустройство Набережной Космонавтов (295 млн.) и скоростной трамвай (375 млн.).

В этом месяце компания Рейнюка выиграла аукцион на строительство Областного клинического противотуберкулезного диспансера за 2 млрд рублей. Пока результаты отменены по решению ФАС из-за жалобы ООО "Просперити" из Санкт-Петербурга, и теперь новый аукцион пройдет 30 июня.

В июне и сама "С.И.Т.И" посредством жалобы в УФАС пыталась оспорить итоги торгов по другому капиталоемкому контракту — определение подрядчика строительства путепровода на Песчано-Уметской улице в Саратове (стоимость — 1,7 млрд рублей), хотя в аукционе не участвовала. Победителем стало ООО "Авангард", зарегистрированное в родной для фирмы Рейнюка Самаре.

Ваша должность? Брат члена политсовета партии!

Деятельность ООО "С.И.Т.И" получала неоднозначные оценки со стороны саратовских СМИ и общественности.

В апреле уничтожающей критике фирму подверг Вячеслав Володин во время своего приезда в областной центр.

Недовольство вызвали итоги благоустройства Набережной Космонавтов.

"Деньги вбухали, а сейчас развалилось там все. Позорище. И все молчат", - сказал Володин, обратившись к мэру Исаеву.

Федеральный политик заявил, что подрядчик обязан исправить нарушения в ближайшее время, как только позволит погода: "Либо пускай идут в прокуратуру и там им выпишут, понятно куда, направление, чтобы там уже сами занимались на лесоповале".

Между тем "С.И.Т.И." благоволили не только городские чиновники, подписывавшие акты-приемы работ. Партнером фирмы, судя по сюжетам на саратовском телевидении, выступал Роман Усанкин (те самые "Тропиканка" и "Экватор").

Этот гражданин известен по ряду интереснейших схем получения без торгов и последующей реализации по рыночным ценам инвестиционно привлекательных земельных участков в обмен на участие в судьбе дольщиков. В региональных СМИ (например, в агентстве деловых новостей "Бизнес-Вектор") можно найти серию антикоррупционных расследовательских материалов о том, что конечная выгода Усанкина могла значительно превышать эффект от его "социальных" усилий.

Попросту говоря, под видом помощи обманутым гражданам, по версии коллег, реализовался сверхмаржинальный "проект" по выводу перспективной земли из муниципальной собственности, согласованный с представителями местной номенклатуры.

Особенно ярко в качестве "представителя" "С.И.Т.И." проявил себя Усанкин в середине октября 2020 года на встрече депутата Госдумы, секретаря отделения "Единой России" Николая Панкова с дольщиками ЖК "Победа". Как следует из сюжета местной ГТРК (мы публикуем фрагмент), Усанкина позиционировали как инвестора, имеющего значительные финансовые средства и готового достроить дома. Сам он об этом тоже долго рассказывает на видео.

Пикантности и политико-экономический окрас таким заявлениям и обещаниям придает тот факт, что Роман Михайлович является родным братом члена политсовета "ЕР", депутата областной думы и дежурной по ложным доносам Юлии Литневской.

Итог саратовцы знают: жилье достроено не было, "ЖБК-3" - компания, которая с нуля вела строительство, пала под натиском исков и проверок подчиненных прокурора области Сергея Филипенко, сама "Победа" превратилась в беду для федерального бюджета, выплачивающего многомиллиардные компенсации дольщикам. А Усанкин исчез из публичного поля.

Но, похоже, нашлись те, кто поднял упавшее знамя "С.И.Т.И" в Саратове. И кто вы бы подумали? Знакомые все лица…

Письмо Филипенко и экзамен для врио губернатора

В распоряжении ИА "Взгляд-инфо" оказался весьма примечательный документ — официальное обращение, подписанное прокурором Саратовской области Сергеем Филипенко 8 июня этого года и адресованное врио губернатора Роману Бусаргину. Письмо по своему содержанию напоминает образец неприкрытого лоббизма интересов "С.И.Т.И".

Филипенко рассказывает Бусаргину о том, что подрядчик первого этапа строительства линий скоростного трамвая досрочно завершил работы по контракту, но с ним не расплатились. На это обратили внимание в Генеральной прокуратуре, которая поручила саратовским коллегам провести проверку "своевременности и качества реализации проекта по обновлению электрического общественного транспорта".

Причиной задержки выплат, пишет Филипенко, стало "отсутствие бюджетных ассигнований в бюджете Саратова на текущий календарный год".

"У МУПП "СГЭТ" возникла кредиторская задолженность перед ООО "С.И.Т.И" в размере 41 млн 917 тысяч рублей. Согласно информации администрации, исполнение указанных обязательств за счет средств бюджета Саратова невозможно ввиду существенного текущего дефицита. В свою очередь, МУПП "СГЭТ" находится в тяжелом финансовом состоянии, общий размер кредиторской задолженности предприятия составляет свыше 300 млн рублей. В связи с этим предприятие не имеет финансовых средств на самостоятельное погашение образовавшейся задолженности перед ООО "С.И.Т.И" в текущем году, что может создать препятствия для реализации проекта", - предупреждает Филипенко Бусаргина.

И далее делает оригинальный вывод - нет, не о том, что чиновники мэрии и руководство "СГЭТ" поставили под угрозу строительство скоростного трамвая — а о том, что за муниципалитет должен расплатиться регион.

Цитируем Филипенко: "Предлагаю рассмотреть в рамках компетенции вопрос о принятии дополнительных мер, направленных на погашение сформировавшейся задолженности перед субъектом предпринимательской деятельности".

И, наконец, резолюция, которая сигнализирует Бусаргину, насколько вопрос расчета с "С.И.Т.И." чувствителен для Филипенко: "О результатах рассмотрения настоящей информации и принятых мерах предлагаю проинформировать прокуратуру области".

Симптоматично, что Сергей Филипенко направил обращение врио губернатора за день до удовлетворения Арбитражным судом области иска ООО "С.И.Т.И." к МУПП "СГЭТ" о взыскании искомой кредиторской задолженности в размере 42 млн рублей.

Знал о судебном решении заранее, если за сутки сыграл на опережение, демонстрируя тем самым обеспокоенность судьбой проекта? Или это простое совпадение?

Возникают и иные резонные вопросы. Например, почему частная компания может рассчитывать на столь мощную административную поддержку прокурора области?

Еще более двусмысленным положение Сергея Филипенко выглядит на фоне тех оценок, которые спикер Госдумы дает и самой "С.И.Т.И", и ходу реализации проекта скоростного трамвая.

Как отмечают его сторонники, политик призвал "до 30 июня развернуть работы". Иначе средства вернутся в федеральный центр, поскольку выделялись в виде субсидий.

А Роман Бусаргин, которому в сентябре избираться, поставлен из-за письма Сергея Филипенко перед рискованной дилеммой.

Либо найти 42 млн в областном бюджете и расплатиться с обласканной прокурорами фирмой средствами налогоплательщиков, либо заявить о вопиющих и чрезвычайно дорогостоящих ошибках администрации Михаила Исаева, с которым сам он входит в хозяйственно-политический и дружеский тандем.

Отличный экзамен на управленческую зрелость фаворита губернаторских выборов.

Материал подготовила редакция ИА "Взгляд-инфо"

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.55 1 2 3 4 5

Главные новости