Саратов в ожидании метро. Пассажиры хотели бы проститься со старыми трамваями

16496

16 августа, 13:30

Фото: © ИА "Взгляд-инфо"/Алексей Кошелев

В сентябре в Саратове начнут строить наземное метро — масштабное событие анонсировал врио губернатора Роман Бусаргин

Общая стоимость проекта — 11,2 млрд рублей, срок реализации и запуска в эксплуатацию — 2025-2026 годы, линии свяжут окраины Заводского и Ленинского района — Комсомольский поселок и Поливановку, скорость движения, как пообещал глава региона, будет в пять раз выше курсирующих сейчас трамваев.

Запланировано строительство 67 километров новых трамвайных путей и остановок, подвижной состав будет ультрасовременным и высокотехнологичным (включая климат-контроль и wi-fi).       

Многие саратовцы привыкли, что разговоры о скоростном трамвае (теперь используется термин "легкое наземное метро" ) на протяжении десятилетий — непременный элемент риторики чиновников аж с 1959 года, прочно закрепившийся в городской футурологии, мифологии и фольклоре.

Есть горожане, которые мысленно поставили метро на полку вместе с канатной дорогой через Волгу, парком "Швамбрания", подъемом ледокола "Саратов", производством iPhone 7 на СЭПО, музейным кварталом на складах Рейнеке, горнолыжным курортом в Парке Победы и другими прожектами.

Сейчас о скоростном трамвае, как правило, вспоминают перед выборами — удобство использования идеи объясняется долгосрочным характером ее воплощения. На популяризацию проекта потрачено едва ли не больше средств, чем на саму реализацию — успели отговорить и утюги, и холодильники, и пылесосы, и ГТРК "Саратов". Практический эффект с легкостью замещался на пространные разговоры о будущем - тот случай, когда в общественном сознании укоренилась мысль о том, что пассажиры поедут на саратовском скоростном трамвае гораздо позже, чем Нью-Васюки примут международный шахматный турнир.

Заклятие, казалось бы, вечного воздушного замка с проекта снял спикер Госдумы Вячеслав Володин.

В декабре 2019 года он заявил о том, что миллиард рублей уже зарезервирован.

Позднее председатель правительства РФ Михаил Мишустин выразил поддержку начинанию: Саратовская область вошла в список 10 пилотных регионов, где появится скоростной трамвай.

В 2020-м в бюджет Саратова "завели" 375 миллионов рублей на первый этап строительства, а затем гордума согласовала передачу этой суммы МУПП "Саратовгорэлектротранс" в виде субсидии.

Согласно условиям торгов, подрядчик обязался разработать документацию, построить новые и реконструировать действующие тяговые подстанции, проложить к ним кабельные линии. В конце ноября того же года состоялся аукцион, на который была подана единственная заявка — ООО "С.И.Т.И.".

Контроль исполнения грандиозного проекта стал сферой ответственности мэрии во главе с Михаилом Исаевым, которому на протяжении пяти лет нахождения в должности и так часто задают острые и уголовно-перспективные вопросы относительно эффективности распоряжения бюджетными средствами и муниципальным имуществом.

Работы подрядчик, и это следует из условий контракта, обязался выполнить до 20 декабря 2024-го, но, как выяснилось, завершил досрочно, в декабре прошлого года.

Локомотивом реализации и ответственным за весь проект стал Роман Бусаргин. Он своими заявлениями смело и энергично демонстрирует серьезность намерений, вселяя у определенной части общества уверенность в том, что "взойдет она, звезда пленительного счастья" - в смысле, скоростной трамвай или, если хотите, легкое наземное метро, спустя 70 лет в Саратове все-таки появится.  

Ориентируясь на общественные настроения, редакция ИА "Взгляд-инфо" подготовила фоторепортаж о сегодняшнем состоянии трамвайного хозяйства в областном центре — ржавеющих вагонах и разбитых путях — тому, с чем пассажирам давно хотелось бы проститься.

По официальной информации  МУПП "СГЭТ", в Саратове на 10 маршрутах ходит 201 вагон. Около 90% из них видели Перестройку, развал СССР, 90-е. Есть вагоны и 2008 года выпуска, но их мало — общего удручающего впечатления они не меняют.  

"КТМ-5МЗ", сошедшие с конвейера Усть-Катавского завода имени Кирова 30-35 лет назад, пожалуй, самые узнаваемые модели трамваев в Саратове.

"Ветераны" выглядят уставшими, потому предпочитают чаще сходить с рельсов и отдыхать, полностью останавливая движение по своим маршрутам. Ежедневно в группе "СГЭТ" в ВК можно увидеть записи о том, что очередной вагон встал из-за "схода с рельсов", "поломки подвижного состава", "поломки пантографа"…

Традицией уже стала для пассажиров игра в "рулетку": доедет ли трамвай или будет стоять в ожидании освобождения путей. Хуже, когда такой вот "ветеран" сгорает на работе.

Несмотря на то, что для старичков иногда делают внешнюю покраску, наклеивают рекламу или украшают рисунками — все это не может скрыть ржавеющий остов.

Внутреннее содержание также не вызывает оптимистических чувств. Во многих вагонах голые деревянные сиденья, чудом не отрывающиеся при тряске. У некоторых из них таким же чудом держатся двери.

Грязные окна, росписи внутри салонов, рваные объявления – все это дополняет не очень приятный вид. Летом пассажиры мучаются от жары — кондиционеров нет или не функционируют, зимой мерзнут — печки не работают. 

Отдельный разговор – трамвайные пути, которые также доживают последние годы. В районе "Стрелки", у Детского парка и в других местах шпалы превратились в труху. "Танцующие" рельсы не оставляют сомнений, почему так часто сходят вагоны.

Лучше всех трамваев в Саратове выглядит раритетный и обездвиженный "Семен" на пешеходной Волжской. Музеефицировать славные страницы прошлого в нашем городе худо-бедно научились, заботиться о комфорте настоящего — пока не очень.

Впрочем, до 2026 года есть время подучиться.

Материал подготовил Алексей Кошелев

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4 1 2 3 4 5

Главные новости