Новый налог губернатора. Позиции бизнес-омбудсмена и эксперта МГУ

3012 2

21 июля, 15:43

Одной из центральных тем сегодняшнего заседания Саратовской областной думы стал новый налог губернатора, который затронет около 13 тысяч местных предпринимателей. 

Идея увеличить налогооблагаемую базу за счет собственников небольшой по площади коммерческой недвижимости была предметом дискуссии между региональным парламентарием Сергеем Курихиным и главой области Валерием Радаевым.

Облдеп назвал законотворческую инициативу несвоевременной, не учитывающей нынешние экономические реалии и положение предпринимателей.

Увеличение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, и, как следствие, рост арендной платы и цен, минимум льгот – вот лишь ряд замечаний Сергея Курихина к законопроекту.

"Где-то примерно – так, вот если, по грубым подсчетам – мы можем около 500 миллионов рублей в казну получить. Вот и все интересы этого предложения", - ответил Валерий Радаев.

Отметим, ИА "Взгляд-инфо" посвятило инициативе губернатора, вызвавшей широкий общественный резонанс, несколько публикаций.  

Свою позицию по этому поводу выразили зампред областной Общественной палаты Наталья Караман, правозащитник Николай Скворцов и сопредседатель "Деловой России", депутат облдумы Дмитрий Ханенко.

 Кроме того, введение дополнительного налогового бремени прокомментировали в "Опоре России".

На этот раз наше агентство обратилось за комментарием к директору Центра налоговой политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Кириллу Никитину.

"С точки зрения предпринимателей, которые сейчас не платят от кадастра, новость, очевидно, грустная. Можно было бы поговорить о переходном периоде с ограничением роста налоговой нагрузки по налогу на имущество не более чем, допустим, на 30% в год (цифра условна). 

С точки же зрения баланса интересов, который включает и тех, кто уже платит от кадастра, и публичного интереса (бюджета), решение логичное и, возможно, даже запоздалое. 

Вычет для субъектов малого и среднего предпринимательства - обязательная в таком случае мера. На мой вкус, слегка переусложненная в предложенном варианте (дифференцированная по среднесписочной численности), причем неоптимальным образом - ССЧ не тождественна адекватной/"белой" зарплате. Я бы установил вычет в фиксированном размере - скажем, 200 квадратных метров, в отношении только одного объекта, и применял к МСП с историей - например, не меньше года в реестре МСП", - отметил федеральный эксперт, по просьбе "Взгляда" изучивший текст законопроекта.

Более критично оценивает предложение главы региона уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области Михаил Петриченко. Он сообщил нашему агентству, что еще на прошлой неделе направил губернатору Радаеву письмо с просьбой "не торопиться и отозвать законопроект, как минимум направить его в соответствующие ведомства для оценки регулирующего воздействия, последствий для экономики региона и влияния на его инвестиционную привлекательность".

"Инициатива тяжелая для бизнеса. Особенно, с учетом того, что у нас значительная часть малого и среднего бизнеса не восстановилась от последствий ограничительных антикоронавирусных мер", - подчеркнул он.

По словам бизнес-омбудсмена, в последние годы экономические условия ведения бизнеса серьезно ужесточились – в основном за счет федеральных новаций. В их числе – обязательное применение контрольно-кассовой техники, повлекшее расходы не только на ее приобретение, но и на обучение персонала, покупку программного обеспечения и т.д.

Отмена ЕНВД и переход на новую систему налогообложения, несмотря на принятые в губернии смягчающие меры, тоже добавили негатива. И плюс к этому, заметил Петриченко, "еще дополнительный налог на недвижимость".

"Эффект от этого налога регион почувствует только в 2023 году. То есть единовременного эффекта для бюджета не будет, а проблемы у бизнеса уже начнут формироваться", - полагает эксперт.

Что касается предусмотренных законопроектом льгот, то, уверен омбудсмен, те, кто занимается арендным бизнесом, смогут ими воспользоваться по минимуму, поскольку не имеют необходимого количества наемных работников.

Особого внимания, как считает Михаил Петриченко, заслуживают проблемы с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости и ее переоценкой.

Кстати, этот вопрос поднимался и детально анализировался в традиционном ежегодном докладе уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, недавно представленном президенту РФ Владимиру Путину

В беседе с корреспондентом "Взгляда" саратовский омбудсмен напомнил, что на протяжении нескольких лет в регионе функционировала комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

"Комиссия работала неплохо – в 82% случаев дела пересматривались в пользу предпринимателей, а снижение кадастровой стоимости в общей сложности составило порядка 62%.

С 1 января этого года комиссия прекратила свое существование. И теперь, чтобы провести  переоценку, предприниматель обращается в госучреждение (в Саратовской области эти функции осуществляет ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" – ред.), которое и оценивает эту недвижимость", - пояснил наш собеседник.

Принятие губернаторского законопроекта, по прогнозам Михаила Петриченко, может привести к массовому пересмотру кадастровой оценки недвижимости, ведь налоговая новация главы региона затронет более 13 тысяч объектов недвижимости.

И вся эта нагрузка ляжет на плечи немногочисленных сотрудников ГБУ. Дело в том, что только после пересмотра в этом госучреждении несогласный с кадастровой оценкой предприниматель может обращаться в суд, где его, как правило, ждут долгое разбирательство и оплата судебных расходов.

"Эта тема поднималась неоднократно, потому что практически на 45% территории РФ предприниматели попали под 2-процентную ставку по налогу на имущество организаций. Мы тоже попали, но пока у нас действуют ограничения по площади – 1 тысяча квадратных метров (для административно-деловых и торговых центров – ред.) и 200 квадратных метров (для нежилых помещений – ред.).

Что можно было бы предложить для Саратовской области? Наверное, имеет смысл вообще освободить от этого налога территории, где, например, работает меньше 200 предпринимателей. Есть предложение сделать ставку не 2%, а 0,3% для тех, кто перешел с ЕНВД на спецрежимы налогообложения. Предусмотреть послабления для удаленных территорий – снизить там ставку до 0,3-0,5%.

В письме, которое я написал Валерию Васильевичу, говорится о необходимости широкого обсуждения на площадках бизнес-объединений и урегулирования спорных вопросов. Обязательно нужно выслушать людей, которых это коснется. Надо просчитать, сколько мы сможем потерять, прежде чем что-то получим. И, наверное, все-таки определить целесообразность и последствия введения – в состоянии ли бизнес исполнить новые требования, как это может повлиять на динамику развития предпринимательства в регионе? Надо проверить и достоверность выводов о поступлении средств в бюджет - эти полмиллиарда (по оценкам авторов законопроекта, отдача в консолидированный бюджет области составит 547 млн руб. – ред.) реально получить или нет?

Мы постараемся дождаться реакции на письмо – думаю, на этой неделе она должна быть. В любом случае эта инициатива будет обсуждаться на всех площадках", – резюмировал Петриченко.

Материал подготовила Юлия Клименко

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4 1 2 3 4 5

Главные новости